• История
  • О реставрации
  • Описание престолов
  • Описание святынь
  • Исторические материалы
  • Поставить свечу
  • Пожертвования
  • Подать записку

О храмеО храме

Описание престоловОписание престолов

В храме пророка Божия Илии на Ильинке исторически известны три престола:

- главный престол в честь святого пророка Божия Илии,
- престол в честь сщмч. Климента Папы Римского, существовавший в XVI веке,
- и престол в честь св. апостола Тимофея, существовавший в XVIII-XIX веках.

В 1626 году на церковной земле упоминается также не названная деревянная церковь, но надо полагать, что это был временный храм Ильи пророка, выстроенный после пожара на период восстановления каменного храма. (Деревянные храмы упоминаются в этот период почти около всех церквей Китай-города).

Кроме того, согласно натурным исследованиям архитекторов и планам Новгородского подворья XVIII века, с юга от храма пророка Божия Илии в 1640-1650-х был построен каменный трехапсидный придел, от которого сохранилась часть апсиды. Однако никаких исторических сведений о нем не найдено. Просуществовал до 1676 года, когда был разобран для надстройки верхнего храма.

prestoli1_300Об освящении первого каменного храма повествует Владимирская летопись: «В лето 7029 месяца сентября 2 день священа церковь каменна святого Илии в Торгу на Дмитриевской улице, да придел Климента святого».

Таким образом, престолы в честь пророка Божия Илии и свщмч. Климента были освящены в один и тот же день – 2 сентября 1520 года. В этот день Православная Церковь празднует память мч. Маманта, прпп. Антония и Феодосия Печерских и прп. Иоанна постника, патриарха Цареградского.

Поскольку это событие упоминается в летописи, то весьма вероятно, что освящал новопостроенный храм правящий архиерей - митрополит Московский и всея Руси Варлаам, "муж  святой жизни", "человек твердый и не льстец великому князю ни в каких делах противных совести".

prestoli2_259Причина, по которой был устроен придел сщмч. Климента Папы Римского, указана в летописном сообщении о закладке храма: «Того же лета (7027) месяца маиа 11 день заложиша церковь камену за Торгом в манастыри святаго Илию, а ставил от простых людей нехто именем Клим, а прозвище Мужило», то есть свщмч. Климент был небесным покровителем ктитора храма. Придел был очень маленьким и находился в южной апсиде, что соответствует аналогам и подтверждается найденным при натурных исследованиях гнездом тябла его иконостаса. Это гнездо вырублено в первоначальной кладке южной стены и расположено таким образом, что существовавший некогда иконостас органично вписывался во внутренний объем дьяконника. Никаких других сведений о приделе не сохранилось.

После пожара 1676 года храм был надстроен вторым этажом и главный престол около 1680 года при патриархе Иоакиме был перенесен в более просторный верхний храм.

В нижнем храме был устроен придел в честь апостола Тимофея. Первое упоминание о нем встречается в Переписных книгах Москвы 1722 г., последнее – в 1873 году в справочнике «Вся Москва», а затем придел был упразднен и предан забвению.

Богослужение прерывалось в храме в связи с бедствиями и пожарами, а также при перестройках здания. Храм был полностью разорен в 1812 году, когда Китай-город был сожжен Наполеоновскими войсками. Служба не совершалась во время перестройки здания в 1860-х годах. В 1896 году в Московских Церковных Ведомостях сообщается об освящении «в воскресенье 24 декабря » возобновленного храма пророка Божия Ильи казначеем Богоявленского монастыря Нафанаилом.

В 1917 году Богослужение в храме прекратилось, а в 1923 году он был закрыт официально.

prestoli3_307В Великую Субботу 22 апреля 1995 года состоялась первая после долгого перерыва Литургия. Богослужение совершалось в алтарной части нижнего храма на уровне земли (в настоящее время раскрыт исторический уровень пола нижнего храма 1520 г.). Маленький временный алтарь находился в центральной апсиде древнего храма. 

Первая Литургия в верхнем храме состоялась в 00.00 час. 14 (27) апреля 1997 года в день Святой Пасхи. Накануне в Великую субботу 13(26) апреля в 21.00 верхний храм св. пророка Илии был освящен иерейским чином.

prestoli4_300В 1998-1999 году объем древнего нижнего храма, который за 500 лет погрузился в культурный слой на 3 метра, был раскрыт до уровня первоначального пола 1520 года, в нем проведены противоаварийные работы, восстановлена алтарная преграда. В 1999-2000 году, а также с июня 2004 по Пасху 2005 года в нем временно совершалось Богослужение, пока ремонтные работы проводились в верхнем храме.

В настоящее время Богослужение совершается в верхнем храме в честь пророка Божия Илии.

Реставрационные работы в храме не закончены.


prestoli5_371
Житие пророка Божия Илии

Память пророка Божия Илии (IX в. до Рождества Христова) совершается 20 июля / 2 августа.

Святой Пророк Божий Илия был родом из Фесвы Галаадской (в Палестине), сын Саваха, из колена Левиина. К пророческому служению святой Илия призван был Богом при царе израильском Ахаве. Для вразумления нечестивого царя Ахава и совращенного им израильского народа Пророк Илия поразил землю засухою, «молитвою небеса заключив».

Он объявил царю, что в наказание за беззакония израильтян длительное время не будет ни дождя, ни росы, и прекратится это бедствие только по молитве Пророка. Три с половиной года Израиль страдал от зноя, засухи и голода. От царского гнева святой Илия скрылся при потоке Хорафе, куда каждое утро и вечер вороны приносили ему хлеб и мясо. Через год божественный Пророк поселился в Сарепте, в доме бедной вдовы, которая поделилась с ним последними своими запасами. По молитве Пророка во все время голода в доме Сарептской вдовицы не иссякали мука и масло. Здесь было совершено еще одно великое чудо — воскрешение умершего сына вдовицы.

По прошествии трех лет засухи Илия возвестил царю о прекращении бедствия. При этом Пророк велел царю провести «испытание веры». На горе Кармил собрались все жители Израиля и все жрецы Ваала. Соорудили два жертвенника. Святой Пророк Илия предложил жрецам Ваала помолится своим богам о схождении с неба огня на жертву. Жрецы молились целый день, но огня не было. Илия приказал обильно полить водой приготовленный им второй жертвенник. Затем он обратился с горячей молитвой к Истинному Богу и тотчас с неба сошел огонь и попалил жертву. Народ с благоговением стал прославлять Бога Илии. По молитве святого небо разверзлось и пошел дождь.
За свою пламенную духовную ревность о славе Божией Пророк Илия был, как повествуется в Священном Писании, взят живым на Небо в огненной колеснице, прообразуя этим грядущее Воскресение Христово и всеобщее разрушение владычества смерти.
По Преданию Церкви, Пророк Илия вместе с праотцем Енохом, который тоже был взят живым на Небо, будет предтечею Второго пришествия Христа на Землю.

К памяти святого Пророка Илии русский православный народ всегда относился с благоговением. Первый храм в Киеве еще при князе Игоре (†945г.) был посвящен святому Пророку Илии, в летописи преподобного Нестора этот храм назван соборным, то есть главным. После Крещения Руси в 988 году Ильинские храмы стали во множестве воздвигаться на Руси. Обычно в день памяти святого Пророка Божия Илии, 2 августа, совершаются крестные ходы и водоосвящение в тех местах, где расположены Ильинские храмы. Православные молятся об избавления от засухи, о благословении нового урожая, но с особой силой в словах богослужения звучит в этот день призыв к покаянию, обличение нечестия и идолопоклонства. Святой Пророк Илия почитается за свою несокрушимую твердость, безупречную строгость девственной жизни, огненную ревность о славе Божией.

Тропарь, глас 4
Во плоти Ангел, пророков основание, вторый Предтеча пришествия Христова, Илиа славный, свыше пославый Елисееви благодать недуги отгоняти и прокаженныя очищати, темже и почитающим его точит исцеления.

Кондак, глас 2
Пророче и провидче великих дел Бога нашего, Илие великоимените, вещанием твоим уставивый водоточныя облаки, моли о нас Единаго Человеколюбца.

prestoli6_289Житие сщмч. Климента Папы Римского

Память Священномученика Климента (†101г.) совершается 25 Ноября/ 8 декабря.

Священномученик Климент родился в Риме в богатой и знатной семье. Силой обстоятельств с детства разлученный с родителями, Климент воспитывался у чужих людей. Живя в Риме, юноша получил прекрасное образование, был окружен роскошью, приближен к императорскому двору. Но его не радовали утехи, языческая премудрость не увлекала его. Он стал задумываться над смыслом жизни. Когда в столицу дошли вести о Христе и Его учении, Климент отправился в те земли, где проповедовали апостолы. В Александрии он встретил святого апостола Варнаву, которого слушал с глубоким вниманием, всем сердцем воспринимая силу и истину Слова Божия. Святой Климент принял Крещение в Палестине от святого апостола Петра, и стал его ревностным учеником и постоянным спутником, разделяя с ним его труды и страдания. Апостол Петр незадолго до своих страданий рукоположил святого Климента во епископа города Рима. На Римской кафедре Святой Климент находился с 92 по 101 год.

Добродетельная жизнь, милосердие и молитвенный подвиг святого папы Климента обратили многих ко Христу. Так, однажды в день Пасхи им были крещены сразу 424 человека. Среди крещеных были люди всех сословий: рабы, правители, члены императорской семьи.

Язычники, видя успехи его апостольской проповеди, донесли на святителя Климента императору Траяну, обвинив святого в том, что он хулит языческих богов. Император изгнал Святителя из столицы, отправив его в Крым, на работы в инкерманские каменоломни недалеко от города Херсонеса. Многие из учеников Святителя последовали за ним, предпочтя добровольное изгнание разлуке с духовным отцом. Прибыв на место ссылки, святой Климент встретил много верующих христиан, осужденных работать в тяжелых условиях, совершенно без воды. По их совместной молитве Господь в образе Агнца явил Святителю место источника, из которого излилась целая река. Это чудо привлекло к святому Клименту множество людей. Слушая ревностного проповедника, сотни язычников обращались ко Христу. Каждый день крестилось по 500 человек и более. В каменоломнях был вырублен храм, в котором Святитель священнодействовал.

Апостольская деятельность святого вызвала гнев императора Траяна, и он приказал утопить святого Климента. Мученика ввергли в море с якорем на шее. 

По молитвам верных учеников святителя, Корнилия и Фивы и всего народа море отошло, и люди нашли на дне в нерукотворном храме – «Ангельской церкви» нетленное тело своего пастыря. После этого ежегодно в день мученической кончины святителя Климента море отступало и в течение семи дней христиане могли поклоняться святым его мощам. Но в IX веке, во время царствования Константинопольского императора Никифора, по Божиему попущению, мощи святого Климента стали недоступны для поклонения на 50 лет.

Когда Херсонес посетили равноапостольные Кирилл и Мефодий, то узнав о сокрытых мощах святого Климента, они побудили епископа Херсонесского Георгия к соборной молитве ко Господу об открытии мощей священномученика. После усердной молитвы всех собравшихся, на поверхности моря в полночь чудесно появились святые мощи епископа Климента. Их торжественно перенесли в город в церковь святых Апостолов. Часть мощей была принесена святыми Кириллом и Мефодием в Рим, а святая глава впоследствии принесена в Киев святым равноапостольным князем Владимиром (†1015) и положена в Десятинной церкви, где был устроен придел во имя святого Климента. Его память чтится в России, и издревле священномученику Клименту посвящались многие храмы.

Святитель Климент оставил нам духовное наследие – два послания к Коринфянам – первые после писаний святых Апостолов письменные памятники христианского учения. (Они изданы в русском переводе в «Писаниях мужей апостольских».)

Тропарь, глас 4:
Иже от Бога чудодействы преславно удивляя вселенныя концы мира, священный страдальче, паче естества морю составы водам содеваеши разделение в честней памяти твоей всегда притекающим усердно в Богозданную ти церковь чудесным твоим мощем, и по всенародном хождении море во едино течение чудодетельне твориши, Клименте предивный, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 2:
Божественнаго винограда священноодеянна всем лоза явися, каплющи сладость премудрости, молитвами твоими, всечестне, да тебе исткану, яко багряницу, песнь мысленную принесем, Клименте святе, спаси рабы твоя.


prestoli7_2641_528Житие святого апостола Тимофея

Память святого апостола Тимофея (†около 96 г.) совершается 22 января/ 4 февраля.

Святой апостол Тимофей происходил из Ликаонской области, а воспитание и образование получил в знаменитом городе Листры. Святой Тимофей произошел от неверующего еллина, который был известен своим языческим нечестием и настолько погряз в пороках, насколько впоследствии сын его превосходил всех людей добродетелями и высокою нравственностью. Мать же и бабка святого Тимофея были родом евреянки, обе святые и праведные, украшенные добрыми делами.

Еще будучи отроком, блаженный Тимофей, питаемый свею матерью не столько телесною пищею, сколько словом Господним, всячески уклонялся от языческого и иудейского заблуждения. Когда апостол Павел вместе с учеником и апостолом Христовым Варнавою пришел в Листры, мать сего блаженного апостола Тимофея, оставшаяся вдовою по смерти своего мужа, с радостью приняла святого апостола Павла в дом свой, заботилась о нем жизни и, наконец, отдала ему в обучение своего сына. Тимофей был еще очень молод годами, но весьма способен и подготовлен к восприятию семени слова Божия. Святой Павел, приняв юношу, не только нашел в нем кротость и расположение к добру, но и прозрел в нем благодать Божию. Но так как святой Тимофей был еще очень юн, то святой апостол Павел оставил его в доме матери, приставив к нему искусных учителей, которые научили бы его Божественному Писанию. Сам же апостол Павел, по наущению иудеев, побитый камнями, пошел в другие города.

Спустя несколько лет святой апостол Павел, вышедши из Антиохии, вместе с Силой пришел в Листры. Видя, что Тимофей достиг совершенного возраста и преуспевает во всякой добродетели, апостол Павел принял его к себе на апостольское служение. Юноша всюду следовал за апостолом Павлом, воспринимая учение благовествования Христова и научаясь высоким подвигам и добродетельной жизни, как об этом и сам святой апостол Павел свидетельствует: «ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, в гонениях, страданиях» (2 Тим. 3:10, 11).

Тимофей почерпнул от апостола Павла все добродетели и воспринял от него, ради Христа, апостольскую нищету. Он усвоил обычай воздавать добром за зло; укоряемый – он благословлял, гонимый – терпел, поносимый – радовался духом, и во всем являл себя Божиим слугою. Апостол Павел, видя ученика своего столь преуспевающим в добродетелях, поставил его сначала диаконом, затем пресвитером и наконец - епископом. Сделавшись чрез возложение рук апостольских служителем Христовых Тайн, святой Тимофей сделался усерднейшим подражателем тягостей и трудов апостольских, не уступая другим апостолам в страданиях и трудах во время благовествования учения Христова. Он был проницателен в рассуждениях, быстр в ответах, – в проповеди слова Божия – искусный оратор, в изложении Божественных писаний – увлекательный истолкователь, в церковном управлении и защите истин веры – достойнейший пастырь. Во всей своей деятельности он обнаруживал величие духа, о чем неоднократно свидетельствовал его учитель, святой апостол Павел, в своих посланиях. Апостол Тимофей не только имел своим учителем святого Павла, но поучался и у святого Иоанна, возлюбленного ученика Христова, так что учение свое он почерпнул из двоякого источника и получил изобильную благодать. Когда же святой Иоанн был сослан императором римским Доминианом в изгнание на остров Патмос, то Тимофей был вместо него епископом города Ефеса, где, спустя немного времени, и пострадал за свое свидетельство об Иисусе Христе.

Спустя много времени честные мощи святого апостола Тимофея, по повелению царя Констанция, сына Константина Великого, были перенесены из Ефеса в Константинополь и положены в церкви святых апостолов вместе с мощами святого апостола Луки и Андрея Первозванного.

Тропарь, глас 4:
Благости научився, и трезвяся во всех благою совестию, священнолепно оболкся, почерпл еси от сосуда избраннаго неизреченная, и веру соблюд равное течение совершил еси, Апостоле Тимофее, моли Христа Бога, спастися душам нашым.

Кондак, глас 1:
Божественнаго ученика, и спутешественника Павлова Тимофея вернии воспоим  вси, с сим почитающе мудраго Анастасия, возсиявшаго от Персиды яко звезду, и отгонящаго душевныя наша страсти, и недуги телесныя.

Расписание богослужений

04 Декабря среда
08:30 Исповедь, Часы, Литургия.
17:00 Вечерня, Утреня, 1-й час.
05 Декабря четверг
08:30 Исповедь, Часы, Литургия. Панихида по Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II.
17:00 Всенощное бдение.
[Далее]