• Новости
  • Праздники ВШ
  • Внешкольные мероприятия
  • Участие в жизни прихода
  • Электронная версия журнала ВШ
  • Творчество

Воскресная школаВоскресная школа

Электронная версия журнала ВШЭлектронная версия журнала ВШ

"10 лет Воскресной школе" (№8 2009г.)
О праздниках светских и церковных

Современное общество, в котором вынуждены существовать православные христиане, вряд ли можно назвать христианским. Особенно это касается традиций и обычаев, праздников, да и всего уклада жизни. Наиболее остро различия ощущаются в типе и способе отмечания праздников. В этой сфере жизни православная и светская культура находятся порой в состоянии конфликта, доходящего иногда до взаимоисключения друг друга. Суть конфликта, который нередко приходится переживать в особенности неофиту, а также отчасти и каждому члену Церкви, заключается в следующем: я думаю, что большинство людей, выросших в России и говорящих на русском языке, считают себя носителями той культуры, в которой происходило и происходит их развитие, воспитание и собственно их жизнь. Такой человек отождествляет себя с данной культурой, т.е. может назвать эту культуру своей, той, которая есть у него самого как у отдельной личности.  Но в случае воцерковления такого человека происходит и постепенное вхождение его в другую культуру – православную. На данном этапе человек стоит перед выбором: чтобы стать православным христианином, он должен что–то изменить в своей жизни. И надо сказать, что вопрос о том, какие привычки, традиции и обычаи человек должен отбросить или изменить, а какие нет, не всегда может быть решен однозначно.

Все дело в том, что православный мирянин по определению должен существовать в том мире и среди тех людей, которые вокруг него, таков его крест. Маргинализация, диаспоризация, капсуляция есть явление глубоко чуждое духу православия, так как суть христианства заключается в Благовествовании, в проповеди миру, в освящении и просвещении мира: "Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного" (Мф. 5:16).

kartwurnal8p5_270Церковные праздники являются центром богослужебной жизни Церкви. Своими праздниками Церковь свидетельствует о Своем Единстве, объединяя историю нашего Спасения и настоящую нашу жизнь, Церковь Небесную, составленную из торжествующих святых, и Церковь земную – из кающихся, спасающихся и достигающих святости.  Вот как о церковных праздниках пишет Преп. Иустин (Попович): «Православное Богослужение есть живая жизнь Церкви, в которой участвует каждый член Церкви через переживание всего Богочеловеческого, всего апостольского и святоотеческого, словом – всего Православного. В этом переживании все Богочеловеческое прошлое Церкви присутствует как реальность наших дней. В Церкви все прошлое является настоящим и все настоящее – прошлым, и более того: существует только беспредельное настоящее. Все здесь бессмертно и свято, все Богочеловечески и апостольски соборно, все в Церкви Вселенское. Празднуя память святых, мы молитвенно и действительно переживаем их благодать и святые добродетели по мере нашей веры, ибо святые суть олицетворение и воплощение евангельских добродетелей, бессмертных догматов нашего спасения». Подводя итог, можно сказать, что в церковном празднике мы сопереживаем и соприсутствуем тем событиям, которые происходили в истории Церкви, и переживаем их как происходящие «здесь и сейчас», сливаясь воедино со всей Святой Церковью и ее главой – Иисусом Христом.

В данной статье мы не будем обсуждать основные церковные праздники, а более подробно остановимся на праздниках светских, так как нас интересуют именно они.

kartwurnal8w6_304Новый год. Традиции празднования новолетия достаточно древние и восходят еще к дохристианским временам. В современной России этот праздник принято отмечать либо в семейном кругу, либо в кругу друзей: салат оливье, бокалы с шампанским, тосты с пожеланиями всевозможных благ и счастья в Новом году, новогоднее обращение президента по телевизору, салют, новогодняя елка, подарки, Дед Мороз. В прошлые времена отмечание нового года связывалось с солнцеворотом: световой день после постоянного сокращения наконец начинал увеличиваться, что означало, что темнота и холод отступают и дело потихоньку идет к весне. Само по себе это событие является радостным, ведь мало найдется людей, которым нравится жить в постоянной темноте и холоде. Поэтому радость человека вполне естественна. В сознании же современного человека Новый год – это как бы еще одна точка на графике его жизненного пути. Здесь присутствует и радость от того, что прожит еще один год, и радостное ожидание чего–то нового и хорошего в году следующем.

В дореволюционной России Новый год отмечался после Рождества, его отмечание было менее торжественным, главным праздником было Рождество Христово, однако в Православной Церкви есть молебен на начало Нового года, который раньше служился и сейчас служится во многих храмах. В наше время основной конфликт возникает из–за того, что при нынешнем положении вещей празднование Нового года выпадает на время Рождественского поста, и это вызывает желание у ревностного христианина и вовсе отказаться от празднования Нового года.  В Православной Церкви нет единого мнения насчет того, можно или нельзя отмечать этот праздник, однако большинство считает, что даже если и можно отмечать этот праздник, то только не нарушая при этом поста. В то же время считается, что если соблюдение поста будет сопряжено с тем, что вы таким поступком обидите ваших родственников, то лучше их не обижать и есть то, что дают, так как тем самым вы проявите любовь к вашим ближним, но не забыв после этого покаяться.

 kartwurnal8w7_31623 февраля – День Защитника Отечества. История возникновения этого праздника весьма печальна. Изначально этот день был днем образования Красной Армии. 23 февраля 1918 года был разбит сводный матросский отряд в 1000 штыков под командованием народного комиссара по морским делам Дыбенко, посланный против немцев под Псков и Нарву. После короткого столкновения под Ямбургом матросы покинули позиции и бежали до Гатчины, что в 120 километрах от линии фронта. В тот же день в Петрограде состоялось заседание ЦК РСДРП(б) по вопросу о предъявлении германским командованием ультиматума. Значительное большинство проголосовало за немедленное подписание германских условий. В ночь на 24 февраля ВЦИК и Совнарком РСФСР сообщили об этом германскому правительству. Такую бесславную дату имеет в своей основе этот праздник. Разумеется, никто из нашего народа не знал и не знает об этом событии. Люди наполнили праздник своим содержанием, и сделали это те люди, которые фактически не имели никакого отношения к своим предшественникам. В конце концов светский праздник – это праздник не тех, кто был, а тех, кто есть, то есть теперешних, сегодняшних защитников Отечества. Хотя и здесь наблюдаются различные нестыковки. В современном обществе проходит службу в армии лишь небольшая часть молодых людей, основная же масса практически никакого отношения к защите Отечества не имеет. Таким образом, праздник на данном этапе своего развития превратился в день, когда поздравляют просто всех мужчин. Наиболее серьезно этот праздник отмечают те, чья судьба связана или в прошлом была связана с Вооруженными Силами. Для тех же, кто не имеет отношения к Вооруженным силам, этот день попросту является выходным днем. На мой взгляд, называть любого человека мужского пола защитником Отечества не всегда корректно (особенно это касается юношей призывного возраста, которые отнюдь не горят желанием таким образом послужить Родине). 

kartwurnal8w8_5138 марта – Международный Женский День. Возникновение его также печально как дня «женской эмансипации», начала вовлечения женщин в революционную борьбу. Однако, как и в случае с 23 февраля, наш народ наполнил его совершенно другим содержанием, сделав его днем женщины, днем матери. В этот день женщинам дарят первые цветы, говорят приятные слова. 8 марта стал еще одним поводом для внимания к женщине. Считается, что православное 8 марта – это неделя Святых Жен–Мироносиц, во второе воскресение после Пасхи. Но стоит признать, что этот праздник пока еще не совсем прижился даже в нашей православной культуре.  Но пока что 8 марта является выходным днем, и ничто не мешает наполнить этот день (если он не выпадает на Великий Пост) христианской любовью хотя бы к тем коллегам по работе или учебе, которые не знают о существовании православного женского дня.

kartwurnal8w9_3419 мая – День Победы. Пожалуй, это единственный праздник, который имеет в себе смысл, объединяющий нашу страну в одно целое. День Победы – день, который наступает после Беды. В случае с нашей страной беда была очень большая. Бабушки и дедушки помнят и до самой смерти не забудут ту радость, которую испытала вся наша страна в тот день, когда наконец объявили: ВСЕ! ЗАКОНЧИЛОСЬ! Закончился тот кошмар, который длился 4 года. В этом празднике сочетается одновременно и радость, и скорбь всего нашего народа. Пожалуй, что каждый, кто считает себя принадлежащим к русской культуре, может назвать этот день своим праздником, потому что в подавляющем большинстве семей есть кто–то, кто воевал и вернулся или погиб в той войне. Пожалуй, что этот праздник единственный, который православный человек должен отмечать вместе со всей страной и может назвать его действительно своим в полном смысле этого слова. Этот праздник объединяет всех и вся в нашей стране – православных и не православных, старых и молодых. Здесь действительно будет уместно слово МЫ.

По недавней традиции в День Победы во всех православных храмах России совершается поминовение «воинов, за Веру и Отечество жизнь свою положивших, и всех мученически погибших в годы Великой Отечественной войны». О способе отмечания православным человеком этого праздника говорить сложно – какой–то традиции нет, отмечают в зависимости от традиций семейных, естественно, при этом руководствуясь нравственными принципами.

Итак, светские и церковные праздники имеют совершенно разную глубину: светские – это душевные праздники, церковные же праздники – Духовные, они вводят нас в Вечность. Соответственно и значение, и смысл у этих праздников различный. Очевидно, что для православного человека на первом месте должно быть духовное, а потом уже и душевное. Как известно, непосещение главных церковных праздников без уважительной причины является грехом, чего не скажешь о светских праздниках. Но у любого человека помимо духовной жизни есть и должна быть какая–то душевная жизнь, и это же касается и православного христианина. Понятно, что в силу других нравственных ценностей душевная жизнь православного христианина должна быть несколько иной. Возможно, что, празднуя светские праздники по мере возможности и внутренней или внешней необходимости, мы будем вносить в их празднование наш христианский смысл, тем самым преображая и освящая светскую культуру нашего народа, делая ее более духовной. Быть может, в том и будет заключаться наше Благовествование.   

Николай Романовский

Расписание богослужений

01 Мая четверг
17:00 Вечерня, Утреня (полиелей), 1-й час.
[Далее]