• Новости

• Поход на Кавказ

27.08.2010 14:39
    Поход на Кавказ

В августе 2010 года студенческая группа нашей воскресной школы самоорганизовалась и схоидла в поход на Кавказ. Поход получился очень интересным! Ниже о нем рассказывают сами ребята.

kavkaz_10_1_614Поход замечательный! В этом походе я себя попробовал на крепость. Не могу сказать, что я прям супер прошёл поход, было сложновато. Поход меня многому научил, в первую очередь – ХОРОШО МЫТЬ КАНЫ, мне это даже понравилось. Замечательный коллектив был.
    Только если честно, я не ожидал, что мы полезем на такую высоту. Было действительно страшно.

По качеству организации похода скажу одно - прекрасная организация, всё спланировано до мелочей.

На счёт Еды – суперски! Только завтраки огорчали, все каши да каши... А так всё прекрасно.

Итог: тот, кто не был в этом походе, очень много потерял. Прекраснейшие виды. Незабываемые приключения. И масса впечатлений!

И огромное спасибо Матвею Борисовичу – великолепный поход!

Сергей С.

kavkaz_10_2_614

В последний день похода мы решили налегке сходить посмотреть на красивое озеро, расположенное примерно в 2х часах пути от нашего лагеря. Промоченные всеми дождями Кавказа, закаленные пятидневным хождением по горам бывалые туристы, мы весело поглядывали на тучи, собиравшиеся, как обычно, к середине дня – что мы, дождика не видели? И вот, когда перед нами уже должно было открыться озеро, нас накрывает сильнейший град! Кусочки льда величиной с вишневую косточку пребольно бьют по пальцам, держащим ледоруб, но спрятать их некуда.
    Через 15 минут пейзаж не узнать – все вокруг побелело, и под продолжающимся градом мы увидели дивную красоту – скалы, луга, камни, цветы под тонким налетом снега, как будто в краски, которыми все это было нарисовано, долили белила. Ощутили бы мы с такой же силой красоту пейзажа, если бы не попали под град, если бы сидели под надежной крышей? Думаю, нет.

Вот она, Божественная педагогика! У Него всегда есть в запасе что-то, о чем ты и подумать не мог, то, что не даст тебе расслабиться, заставит бодрствовать, работать, преодолевать себя. В горах как будто попадаешь в Ветхий Завет – возмездие за ошибки бывает скорым и жестким. Здесь нет времени раскачиваться, говорить «а так ли уж необходимо что-то делать, как-то меняться?» Понимаешь: горы и Бог неизменны, меняться придется тебе, и очень быстро.

kavkaz_10_3_614Зато как же чувствуешь Его любовь, когда в этих испытаниях Он посылает утешение и подкрепление; как же ликует сердце, когда ты все-таки дошел – мокрый, уставший, замерзший, голодный – и увидел эту непередаваемую красоту; как же остро ощущаешь единство с друзьями, как благодаришь Бога за то, что он выстроил все именно так, как чувствуешь в каждом небольшом обстоятельстве Его любовь, Его заботу.
    И поэтому мы будем приходить в горы еще: чтобы узнать, что такое ответственность за свои поступки, чтобы научиться по-настоящему любить друзей и вовремя и ненавязчиво подставлять плечо, чтобы еще раз с такой же ясностью и остротой ощутить Божественную заботу и попечение – ибо есть ли такой сын, которого не наказывает отец?

Матвей Б.

Мои впечатления

Дорога на юг была здоровская. я вообще люблю компанейские купешки в вагонах. наше оказалось местом веселья, гитарных песен и поедания всяких вкусностей. с Машей интересно – она рассказывала страшилки про альпинистов пятой категории, отборной. она собиралась ползти два дня по скале и спать на какой-то полке.. в полубреду приехали в лагерь..

kavkaz_10_4_614Цивилизация. когда она слишком близко думаешь, туда ли попал. сразу пригодился подарок Матвика на будущий др - душик1. парни в таких вещах ничегошеньки не понимают. когда мы ходили на обсерваторию2 я не особо понимала ситуацию. просто сложная прогулка - подумала я. это примерно как было в детстве когда на мин водах 3 раза в день надо было идти на гору за водой и я тогда не понимала почему мама так медленно шла. сейчас похоже понимаю.. двадцать три это не хухрымухры. поход в Буково3 удался на славу – спасибо, ребята (=
    надежда4 оправдала свое имя. все было очень искренне и просто. может, за это и стОит любить горы. больше всего понравились опасность лезть на самую вершину последние метры, сыпуха5, спуск по снежнику и игра в снежки с Матвиком6.

Вы все еще не знаете как тратить деньги на кавказе?? тогда мы идем к вам!! картошечка с тушеночкой и зеленушкой были сногсшибательными, а *** с шашлычком просто хорошо легли сверху. кто не попробовал торта – он был и не осталось ни кусочка (= кстати,Дима,ВОЛОСЫ!!!7

Качественно отдельно про пятидневный поход. тяжело. даже сравнительно легкий рюкзак когда в гору - это тяжело. конечно, там везде красиво. но начинаешь шататься при ходьбе по ровной местности. а просыпаться скрючившись и с головой на середине палатки от наклона - это что-то с чем-то. про хачаны8 наверно все уже написали. наверно на эту спасательную операцию были затрачены все оставшиеся силы и умы и поэтому на следующий день коллективный разум не задумывался уже о помощи отстающим товарищам. град был как массаж, а ботинки мокрыми до поезда. отдельное спасибо Тине с Лешей. душ, борщ и травяной чай были шикарным завершением похода.

Спасибо всем, теперь мы узнали друг друга еще лучше (=
    п.с. сны у всех крутенские были - я утром отчитывала Матвика за то что тот в моем сне всю ночь периодически бегал рубить дрова; Димка шлепнул Лешку по попе, прогоняя из палатки приснившегося Сергунчика; а Аня полночи призывала Диму не болтать, хотя тот спал как ягненок

kavkaz_10_5_563Примечания редактора:
    В тексте сохранены авторские орфография и пунктуация.
    1. Имеется в виду переносной душ для туристов.
    2. Специальная астрофизическая обсерватория находилась примерно в 5 км по горизонтали и 800 м по вертикали от базового лагеря. в первый день по приезде на Кавказ туда была совершена пешая экскурсия.
    3. Городок Буково, населенный в основном работниками обсерватории, находился в получасе ходьбы от базового лагеря. Там располагался ближайший магазин.
    4. 7-9 августа был совершен выезд в горы, в ходе которого 8-го августа группа поднялась на вершину Надежда (3349 м над уровнем моря).
    5. Сыпуха – крутой склон, покрытый камнями разного размера. При передвижении по сыпухе камни вместе с идущими медленно едут вниз.
    6. Матвиком именуется Матвей Алексеевич в отличие от Моти - Матвея Борисовича.
    7. Редакции не удалось установить точный смысл этого абзаца. Видимо, здесь говорится об  отмечании дня рождения автора вечером 9-го августа.
    8. Местная орфография придерживается другого написания: "хычыны" или "хычины" - большой круглый плоский пирог с мясом или картошкой. Автор имеет в виду прогулку за хычынами 14 августа, прошедшую не вполне благополучно.

Пока ребята испытывали на себе все тяготы и радости хождения по горам, мы с Анечкой жили в монастыре совсем иной жизнью – тихой и безмятежной.

kavkaz_10_7_563Монастырь этот уже давно не монастырь в привычном для нас понимании. Здесь нет монахов, службы совершаются только два раза в неделю, огромное число экскурсий, по всей территории живут туристы в палатках. Однако, пожив здесь какое-то время, начинаешь ощущать нечто иное. Там, где когда-то все наполнялось молитвой, присутствует особый дух. Место это находится в стороне от дорог, посреди горных вершин. Вдоль всей территории течет бурная река Зеленчук, словно стена, защищая это место от постороннего взгляда. Повсюду деревья, которые спасают усталого путника от изнуряющей жары, особенно много яблонь – мы с Анечкой часто вспоминаем вкус и аромат их замечательных плодов. Вокруг множество птиц, которые ведут себя очень вольготно – одна синичка даже села мне на край чашки, когда мы завтракали. Рядышком течет источник с ледяной прозрачной водой.

Если пойти по одной из дорожек, то пройдешь сначала разрушенные монастырские корпуса, а потом из-за деревьев покажется удивительной красоты храм. Снаружи он похож на каменную крепость, а внутри уютно, и он оказывается совсем небольшим. Там замечательная акустика. В давние времена пели здесь, наверное, негромко и неторопливо. Как хотелось нам услышать это пение! Храм св. прор. Илии, в котором идут службы, очень маленький, и при этом он один из древнейших храмов России.

Мы с Аней жили в своем размеренном ритме, поэтому многие достопримечательности нам не удалось посмотреть. Каждый день мы очень ждали возвращения ребят. И, конечно, переживали за них, ведь погода стала портиться. Однажды Анечка взяла меня за руку и повела к тому месту, где стояли палатки, и, дойдя до нашей палатки, произнесла: «папа».

Когда вернулись ребята, мы очень обрадовались. Каждый стал горячо делиться своими впечатлениями, рассказывать – я словно побывала с ними там, в горах. А для Ани возвращение ребят стало настоящим праздником (тем более, что ее первый день рождения мы праздновал, пока все были в походе). В подарок нам принесли бутылочку малины и душистые горные траву – душицу и чабрец.
    Всем участникам похода огромное спасибо, за те чудесные минуты, которые мы провели вместе. Слава Богу за те испытания, которые были на нашем пути.

Очень всех любим.
    Настя и Аня Берхины

kavkaz_10_6_563Поучительная история с выводами.

Примечание. Вместо каждой циферки в скобочках, надлежит вставлять фразу:  «и как показали дальнейшие события – напрасно», или «как выяснилось позже – зря»,  или иную, аналогичного содержания.

Днёвка обещалась быть неплохой. Мы остановились в долине между вершин, под перевалом Федосеева, около горного озера. Из доверительных источников (1) было узнано, что на другой стороне перевала находится турбаза «Лунная поляна», в которой наверняка есть магазин. Так что на следующее утро было решено заслать десант за хычинами (типа чебуреков такие штуки), айраном (местной вкусной простоквашей) и… Списки были очень вдохновенные  Так что накануне мы допоздна (2) балагурили, пели, веселились, наша палатка ходила ходуном до тех пор, пока часть населения не стала слишком заметно клевать носом под ритм гитары… Тогда всех лишних из палатки вытурили, а всех кто не захотел покинуть помещение – уложили спать. Оказывается, палатка отнюдь не на три места рассчитана была!

По последним сведениям, ни у одного из завтрашних десантников будильника не было, так что полагались на чувство. Проворочавшись до рассвета, я решил что моё чувство настало – кувырком выкатился из палатки и пошёл будить оставшихся. Диму, Катю и Лёшу. Умылись, размялись, попили чайку, Димка, как сегодняшний дежурный по кухне, благородно пожертвовал себе и нам тюбик сгущёнки. Солнышко потихонечку выкатывалось из-за вершин. Поднялся старший – Пляскин, дал последние инструкции, дал карту, сказал что время Х – 15:00 (3), тогда нас пойдут спасать (это меня ничуть не смутило). Перепад высот: до перевала несколько сот метров, вниз – тысяча с гаком. Это меня тоже не смутило…

kavkaz_10_17_614И мы отправились. Особо не собираясь: через несколько часов нас ожидал плотный завтрак за перевалом, а ещё через несколько часов мы планировали вернуться(4)... До перевала подъём метров 200, не то чтобы слишком. За час или даже меньше управились, доскакали. На верхушке перевала – привальчик, «совет в Филях», который я благополучно продремал на камушках, под солнышком (5). Вниз открывался вид несколько не стыкующийся с тем, что мы ожидали увидеть на карте… Я полагался на то, что внизу всё станет яснее (6), тур.базу большую, да ещё и с магазином мы не пропустим. Тем более что списки, написанные почерком, полным оптимизма и ожидания если уж не гипермаркета «Ашан», то хотя бы хорошего сельпо, эту уверенность укрепляли ещё больше… (7) Спуск быстрый, налегке мы пробежали бы его за часок с небольшим, если бы не кусты малины на нашем пути. Ох какая там малина! (8) Ягоды все спелые, на одном кусте – на кружку, не меньше наберётся! Так что «пит-стоп», и только через полчасика мы вышли на тропу и продолжили спускаться перебежками-перепрыжками. Тропиночка перешла в дорожку, по которой видимо свозили лес, по краям незаметно попались две-три полуразвалившихся хибарки… (9) Так незаметно мы добежали до дороги. Но на карте её не было там, где я её искал… Тут свершилась громадная оплошность: мы пошли по этой дороге направо.  Можно было пойти и налево – оплошность была бы не меньше. Штука в том, что через полчаса хотьбы (километра 2-3), да ещё и под палящим солнышком, мы устали капитально… Попытки застопить машину и расспросить про магазин отсылали нас в Архыз, про Лунную поляну никто не слышал, подбирать никто не хотел или не мог… Ещё десять минут – и поворачиваем обратно. Уже голодные и злые. Вернувшись на четыре километра вспять, у мужика мы узнали ещё более смешное известие: те две полуразвалившиеся хибарки, мимо которых мы промахнули на спуске – это всё что осталось от бывшей тут много лет назад тур.базы «Лунная поляна» и молочной фермы около неё! Теперь всё вставало на свои места: масштаб карты – один километр. И наши представления никак не стыковались с нею… Хребты на карте были холмами в реале, речка – ручейком, дорога оказалась дорогой на Архыз в 4 километрах от Лунной… Но по слухам, недалеко находится другая тур.база, там может быть магазин. (10) Времени остаётся всё меньше… Ещё километр. Повстречали людей. Нет там магазина. И на том спасибо!

Пора бежать наверх. Все устали. Лёшка идёт сзади, отстаёт метров на 200… Я иду на автопилоте, уткнув взгляд в ноги впередиидущего. Катя улыбается, как всегда. Димка пока держит темп. Отдохнули у ручья. Сбегал до тех хибарок – никого. Коровки мычат на холме, но пастуха нет. Да и что его искать? И так понятно. Вернулся. Попили водички из ручейка, рванули дальше. Дошли до малинника. Привал. У Димки идея: он побежит наверх один, впереди нас (11), силы у него ещё есть (12), а мы тут отдохнём, потом с новыми силами наверх пойдём через часок (13). Я помнил старую истину: что бы не случалось – не делить группу, тем более в горах. Но сказалась усталость – убеждать не стал. (14) Димка убежал. Мы посидели, отдохнули, кто-то вздремнул. Тут с перевала поползла облачность… Мы рванули наверх, предчувствуя нехорошее… Поднявшись до границы леса – заметили что и из-за хребта напротив выкатился ливень и утюжит долину… Решено вставать, пережидать, отдыхать. Спрятались от поднявшегося холодного ветра под корни сосны на склоне. Температура упала быстро, дождь, ветер. Лёшка мужественно мёрз в плаще, я с Катей мёрзли, укутавшись в моё непродуваемо-непромокаемое, походами испытанное флисовое одеяльце. Был бы мой большой плащ – было бы теплее всем раза в два. Была бы еда – были бы силы. Но увы, всего не предусмотришь. Через минут сорок стало ясно, что пережидать придется до следующего дня – надо идти. (15) Поднялись под перевал, уже под градом. Пока идёшь – более-менее тепло… Лёшка садится через каждую сотню шагов и говорит что-то упадническое. Катя всё ещё пытается смешить и улыбаться. Мне всё это не нравится. Даже коронное «ну бывалоче и похуже» сказать не могу… Холоднее – было. Мокрее – было. Дальше – было. Но ТАК не было ещё… Собственно, один из поводов, по которым я хожу во все доступные походы и поддерживаю все возможные авантюры – именно в том, чтобы в любой момент жизни можно было сказать: «ну бывало и похлещще», - и весело потопать месить грязь под дождиком… И даром прошёл поход, если эта планка «испытанного» не смогла подняться!

kavkaz_10_8_563Под самым перевалом случился ещё казус: через перевал лениво поползло низкое облако. Видимость метра на три. Тропу найти нереально. Карабкаться по сыпухе без тропы – глупость. Ждать. За камешки от ветра, закутались и ждать. Минут 30 облако было густым совсем. Потом стали попадаться просветы. Когда сидеть стало окончательно невмоготу, Лёшка уже совсем дрожал, Катя даже перестала улыбаться, я решил что пора. (16) Раздал по таблетке Каффетина, из чисто на автомате прихваченной с собой аптечке, – сил прибавилось. Тронулись дальше. Ёжики в тумане.  Идти легче конечно… Но тропы нет. Побродили туда-сюда, какой-то снежник, какие-то незнакомые рельефы, видимость метров десять. Наконец Лёшка заметил Тур – кучу камней, отмечающих тропинку. Как раз от него был сквозь туман на пределе виден следующий. Так потихонечку и дошли доверху… На тропе изредка попадались следы Димкиных кроссов. Ветрюга через перевал – жуть! Но облако вдруг закончилось. Ветер продувает насквозь. Наверху сообразили, что утреннего правила так и не читали. Когда спустились с другой стороны, дочитывая утреннее правило, сообразили что за хычинами и айраном нас послали в первый день поста (17)… Слава Богу за такой урок!

P.S.
    Димка успешно добрался до лагеря, всего за сорок минут до нас, рискнув идти в том облаке, когда мы сели пережидать. Ни разу не отдохнув по-хорошему.
    Ну а теперь выводы:

(1) Доверительных источников не бывает. Даже космические снимки устаревают, не то что людская молва
    (2) Если собираешься утром рано идти – ложись спать и высыпайся. Без работающей башки десантник – свинья.
    (3) 8:00 - 15:00 – семь часов. Три на спуск, четыре на подъём – нереальный оптимизм! Перепад высот-то около 3 км…
    (4) Горы – не тайга. Погода непредсказуема и рассчитывать на «добежим» - нельзя.
    (5) Нельзя пропускать «советы в Филях»: может быть тебе единственному придёт единственная правильная идея…
    (6) Чем дольше идёшь – тем хуже варит башка. Яснее не станет. Станет тяжелее.
    (7) Уверенность – то, что губит альпинистов. Мысль не моя!
    (8) Лишние остановки в пути, пока не устал – потом такие привалы скажутся отрубившимися ногами и головой…
    (9) Никакая уверенность не должна убавлять бдительности.
    (10) Хорошая мысля приходит опосля.
    (11) Нельзя делить группу. Никогда, какие бы выгоды это не сулило.
    (12) Бегом ничего не делается. В горах бегом стираются ноги и руки. А степень своей усталости оценить ещё сложнее, чем собственные силы.
    (13) «Часок» в горах может испортить условия так, как смена времени года внизу…
    (14) Усталость не должна сказываться на принятии правильных решений…
    (15) Можно переждать непогоду. В горах она меняется быстро. И быстро становится хуже. А потом быстро уходит.
    (16) До конца облака оставалось 20 минут…
    (17) Никакого дела не начинать без молитвы. Никакой день не начинать без утреннего правила.
    kavkaz_10_9_640

все события

Расписание богослужений

29 МАРТ ПЯТНИЦА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия Преждеосвященных Даров.
18:00 Великое Повечерие, Утреня, 1-й час.
30 МАРТ СУББОТА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия. Панихида.