• Творчество прихожан
  • Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Иерей Андрей Якубов. Проповедь в Неделю 25-ю по Пятидесятнице. 12.12.2021

    12/12/2021
    Иерей Андрей Якубов. Проповедь в Неделю 25-ю по Пятидесятнице. 12.12.2021

    Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

    Сегодня мы слышали о Евангельском событии, когда Господь входит в синагогу в день субботный и исцеляет женщину, которая была горбатая – «бе слука́», то есть была горбата как лук, приклонилась к земле под действием той болезни духовной, которая была у нее. Господь свидетельствует, что ее связал Сатана. По толкованию святых отцов, у нее сперва душа склонилась к земле, то есть она начала грешить и вместо божественных мыслей, вместо чистоты Небесной приобрела себе земное устроение. А затем и тело последовало за душой и приклонилось так же к земле.

    Что мы можем из этого события для себя почерпнуть? Во-первых, Господь исцеляет ее. Зачем Господь вообще исцеляет больных в течении Своей жизни, Своего служения на земле? Мы видим, что Он не всех исцеляет – не всех больных в Израиле Он исцелил. И Его задача заключалась не в том, чтобы исцелить всех больных. Вот эта подмена, которая сейчас происходит в нашей духовной жизни: мы начинаем воспринимать Господа как служителя нашей земной жизни, то есть Того, кто бы нас исцелял от наших болезней. Господь действительно исцеляет нас от наших болезней, но цель Он имеет другую – исцеляя тело, исцелить душу человека. По толкованию святых отцов, Господь попускает недугу этой женщины случиться, чтобы через боль телесную она осознала, что у неё поражена душа. То есть эта женщина через боль, которая уже 18 лет ее мучила, смогла, наконец, обрести понимание правильное своей болезни и обратиться к правильному врачу – Спасителю. То есть она осознала, что у нее болела душа, и пришла в синагогу. Она не смотря на свою немощь, на то, что она была преклонена к земле, не осталась дома, не сказала, что раз она больная, то может день субботный не соблюдать, не прийти в синагогу, а она пришла – то есть искала помощь Божию и, может быть, не надеялась исцелеть телесно, но, по крайней мере, осознавала, что с Богом ей надо быть.

    И вот это мне кажется главным – что Господь исцеляет нас не для того, чтобы мы были здоровыми в этой жизни, а для того, чтобы мы приобрели веру в Спасителя мира, чтобы мы приобрели правильное понятие тех ценностей, которых в нашей жизни нужно держаться. Потому что ценность здоровья мало полезна – бывает, что человек здоров, но живет вне Бога, и его здоровье больше служит в осуждение, чем во спасение его души.

    Во-вторых, Господь исцеляет ее в день субботный. Почему Он исцеляет именно в день субботный? Мне всегда интересовал этот вопрос: зачем надо было так раздражать фарисеев и исцелять в субботу? Почему нельзя было исцелять  в другие дни? Господь этим показывает, что Он есть Господин субботы. Ведь в субботу, в седьмой день Творения, Бог почил от всех дел Своих – перестал делать что-либо. А Христос приходит, знаменуя начало восьмого дня Творения, то есть нового дня, когда Господь опять приступает к деланию. Опять творит чудеса, опять восстанавливает человека из того падшего состояния, в которое он пришел. Господь, находясь в покое, в ожидании, начинает новый день Творения. Он исцеляет в субботу не для того, чтобы раздражать фарисеев, а для того, чтобы показать, что Он есть Господин и субботы, что Он есть истинный Бог. Все Он делает не просто так! Все Он делает не для того, чтобы эту женщину исцелить, сам факт здоровья ей даровать, а для того, чтобы научить тех людей, которые присутствовали при этом, и для того, чтобы нас научить – которые читают об этом во Святом Евангелии.

    Господь прикоснулся к ней рукой для того, чтобы показать, что Он есть истинный Человек. Он словесную душу исцеляет Своим словом, говорит: «ты освобождаешься от недуга твоего». Рукой прикоснулся к ней, чтобы исцелить тело, чтобы показать, что Он есть истинный Бог и истинный Человек, то есть обладающий телом – по толкованию святых отцов этого Евангельского места. И нам с вами полезно знать, что когда мы пишем записочки за Литургией, то целью этих записочек является не телесное здравие того человека – не это цель нашего моления ко Господу, хотя конечно это тоже присутствует, но это побочный эффект. А цель – это соединение с Господом. Ведь за записочки, которые получает священник за Литургией, он вынимает из просфорок частички, и эти частички после Литургии ссыпаются в Потир – Чашу Господню – и омываются Кровью Христовой, то есть телесным образом соединяются со Христом. А, прежде всего, мы с вами телесным образом соединяемся со Христом через принятие Тела и Крови Христовой. Мы словесно сперва исцеляемся – через то, что мы произносим Символ веры, потому что от всего сердца свидетельствуем нашу веру в Бога. Мы с вами собрались здесь перед Невидимым Богом и свидетельствуем нашу веру в Невидимого Бога, Который исцеляет наше сердце через это. И исцеляет наше тело через принятие Тела и Крови Христовой. Вот, действительно, исцеление. Что с этим телом потом будет? Оно уподобится Христову Телу, то есть оно должно умереть телесным образом – нас закопают в землю, как и Христа, и потом мы воскреснем, подобно Христу, во Втором Его Пришествии. Мы целиком уподобимся Христу.

    А что происходит с людьми, которые не делают это – не исповедуют свою веру, не приобщаются Телу и Крови Христовой? Они погибают. Они, подобно этой женщине, преклоняются к земле, то есть их помыслы всегда о земном. С таким человеком говоришь, пытаешься его настроить на Бога, а он всегда о земном говорит. Его мысли всегда на земное переходят – о земных попечениях: о детях, о работе, о зарплате, о квартирах, даче – о всем том, что нас в этой жизни окружает, является основной печалью. Человек и в этой жизни преклоняется к земле, и после смерти его душа сначала идет в Ад – в место, лишенное Бога. По воскресении мертвых он тоже воскреснет, но, к сожалению, для мучений. Для того, чтобы быть, подобно Антихристу и Сатане, брошенным в озеро огненное. И уже не будет избавления от этого мучения – огонь Божества будет таких возжигать, потому что они не возжелали соединиться с Богом. Для того чтобы почувствовать это, понять: когда ты что-то плохое сделал, тебя совесть внутри начинает жечь, у тебя огонь внутри. Этот огонь – это как раз предощущение вечного огня, который будет жечь грешников, не покаявшихся в своих грехах. Совесть – это божественный свет в нашей душе, который нас просвещает, но при этом и жжет, когда мы не исполняем Божиих заповедей, а совершаем что-то противное им. Так же и огонь божественный, который будет во всей Вселенной – Бог будет «всяческая во всех», по слову апостола – Бог будет везде, и не будет места, где бы не было Бога. И сейчас это так, но сейчас Бог прикрывает Свое вездесущество этой материей. Поэтому за этой материей грешники еще могут спрятаться, получить некое утешения в этой материи. А после Второго Пришествия вся материя преобразится – Небеса свернутся, и огнем преобразится вся Вселенная материальная, Бог будет везде, и нельзя будет от Него скрыться, и грешники, чувствуя этот огонь Божественный, будут гореть в пламене. Это уже будет не адское пламя, а пламя Божества, которое будет во всем мире разлито.

    И вот нам с вами очень полезно напоминать себе, зачем мы молимся, зачем мы совершаем Божественную Литургию, зачем Христос исцеляет эту женщину. Она была согбенна, к земле направлена, а Он делает ее вертикальной, чтобы мысли ее опять направились к божественному. Слово «человек», по славянской этимологии – это «чело, направленное вверх». Само расположение нашего тела говорит о том, что нам надо мыслить о Небесном, что мы созданы для того, чтобы быть с Богом, чтобы мысли устремлять в реальности Царствия Небесного. Об этом Христос постоянно говорит: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное», «Царствие Божие внутрь вас есть». Царство Небесное внутри нас, в сердце нашем, то есть, то, о чем мы думаем, наше сердце - это и есть дверь в Царство Небесное. Царство Небесное – это не какое-то абстрактное понятие, это реальное состояние души человеческой, когда человек думает о божественном. Находясь в этом мире, он может уже соединяться с Божественным.

    Христос для того и восстанавливает эту женщину, чтобы показать, каким является настоящее, здоровое состояние человека – прямое расположение сердца  и мысли, устремленные к Богу. Для этого мы с вами совершаем Божественную Литургию – чтобы восстановить нашу правильную веру. Ведь когда мы выходим из храма, наша вера очень часто колеблется, очень часто получает неправильного прививку земного устроения. Это мы видим у фарисеев. Когда начальник синагоги увидел исцеленную женщину, он вознегодовал в сердце своем. Он видит явное чудо и при этом негодует! Почему так происходит? Не потому, что он – плохой человек. Он, может быть, был вполне религиозным, если он был начальником синагоги. Он не пьяница, не блудник. Он просто не понимает назначения церкви в этом мире. Для него церковь – это место земного служения, земного комфорта, место, где душа может некое утешение приобрести. Иногда ведь говорят, что ходят в храм Божий для того, чтобы зла не делать, чтобы быть добрыми людьми. Но мы ходим в храм не для того, чтобы быть добрыми людьми! Мы в храм ходим для того, чтобы соединяться с Богом Небесным! Для того, чтобы единой плотью, единым духом стать со Христом. А фарисей говорит: «есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний». То есть, он помышляет о земном, а не о Небесном. Седьмой день предназначен для того, чтобы люди шли в синагогу и молились Богу, имели духовные размышления. А фарисей говорит, что в этот день не надо приходить целиться – целитесь в шесть дней.

    И сейчас то же самое происходит. Воскресный день, который мы сегодня празднуем, - это восьмой день, на самом деле. Он идет после субботы, седьмого дня. Это день как бы будущего века, который выпадает из обычного хода нашей земной жизни. Христос освятил это день Своим Воскресением. Это день будущего века. Мы сегодня не просто заканчиваем неделю, как у нас в календаре: воскресенье – это последний день недели. Нет, последний день недели – это суббота. А воскресенье – это день будущей жизни. И в этот день мы должны приходить целиться от своих духовных болезней, духовного неверия в истинность Воскресения Христова.

    Женщина эта - «восемнадцать лет имевшая духа немощи». По толкованию святых отцов, число 18 здесь тоже не случайно. 10 означает, что эта женщина нарушала 10 заповедей Божиих, а 8 – означает, что она не верила в жизнь будущего века. И именно от болезни неверия ее исцеляет Христос, неверия в  истинность того, что день воскресный (это по-нашему, в Новом Завете) есть действительно день будущего века.  И в Церкви мы приобщаемся к жизни будущего века. Не просто приходим сюда, чтобы быть хорошими людьми, чтобы получить мир душевный, а для того, чтобы соединиться с Богом, чтобы стать сынами Божиими через соединение с Единственным Сыном Божиим. Через приобщение к Его Плоти и Крови, к Его Духу, через Него мы усыновляемся Богу. Только так мы можем стать божественными сынами и дочерьми и в полном праве читать молитву «Отче Наш», от всего сердца осознавая, что мы действительно являемся сынами Божиими по Христу, и дорожить этим состоянием. И выходить из храма, дорожа тем, что ты – христианин, что Христос сделал тебя Своим братом и сестрой, и через это ты стал сыном Божиим. Дорожа этим, можно идти в мир сей и быть «солью» этого мира, не заражаться его болезнями, не заражаться неверием, выходя из храма, не заражаться фарисейским духом. Фарисейство – это не просто некое состояние человека. Фарисейство – это дух. А дух распространяется в сердце моментально: один помысел мы приняли неверия, и мы сразу стали подобны этому фарисею, и нам уже нужно целиться. Поэтому очень важно блюсти свое сердце. С правильным сердцем выходить из храма Божия, с правильным сердцем в ожидании восьмого дня всю эту неделю проживать. Только так можно стать истинным христианином, иначе будешь фарисеем, который воспринимает храм Божий как лечебницу телесную, земную. Это не земная лечебница – это лечебница души человеческой, где человек, обладая телом, может действительно соединиться с Богом и восклониться от тех земных попечений, которые ему навязывает век сей, и устремиться к Царству Небесному, и прославлять Бога уже в этой жизни, и в теле, и в душе своей, в том душевном здравии, которое мы получаем в храме Божием. И от всего сердца и в полном праве восхвалять Бога и говорить: «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу!»

    все праздники

Расписание богослужений

29 МАРТ ПЯТНИЦА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия Преждеосвященных Даров.
18:00 Великое Повечерие, Утреня, 1-й час.
30 МАРТ СУББОТА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия. Панихида.
17:00 Всенощное бдение.
[Далее]