• Творчество прихожан
  • Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 27-ю по Пятидесятнице, святых праотец. Память мчч. Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария, Ореста и мц. Лукии.  26.12.2021

    26/12/2021
    Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 27-ю по Пятидесятнице, святых праотец. Память мчч. Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария, Ореста и мц. Лукии. 26.12.2021

    Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

    Сегодня мы слышали за нашим воскресным богослужением два Евангельских чтения. Первое чтение – это притча о званных, которую сказал Господь, обращаясь к тем людям, которые окружали Его. И второе Евангельское чтение – мученикам, память которых мы сегодня совершаем.

    Первое Евангельское чтение – притча о званных – читается всегда в Неделю святых праотец, которую мы сегодня совершаем. В этой притче мы слышим слова, обращенные Господом к тем людям, которые Его окружали: «…много званых, но мало избранных». Господь желает, чтобы они задумались об этих словах. Также и к нам обращены эти слова Господа, чтобы мы могли задуматься о том, что же желает сказать нам Господь. Мы слышали в притче, как званные начинают отказываться от приглашения человека. Это были друзья его, близкие, которых он желал бы видеть и разделить с ними свою радость, хотел подарить им свою радость. Но они начинают отказываться под разными благовидными предлогами. И предлоги сии, с точки зрения земной жизни, понятны. Действительно, у человека есть забота: купил волов, которые надо испытать, и поле, которое приобрел, тоже надо пойти посмотреть, и жену себе приобрел, которой тоже требуется уделить внимание, и эту радость сохранить для себя.

    И вот Господь, давая эти образы земной жизни человека, говорит нам об очень простой и понятной для нас теме – о том, что человек, когда он находится в земном благоденствии, не может и не желает ответить на призыв Божий: он не слышит этого призыва. Земное благоденствие отвлекает человека, уводит на сторону далече, суета наполняет его жизнь. И мы знаем, как редко человек, исполненный достатка и земного благоденствия, устремляется к тому, чтобы поблагодарить Господа. Господь желает, чтобы мы подумали «о и себе самех», напомнили себе, что в земном устроение дел и забот мы теряем в нашей жизни самое главное: среди шума многозаботливости и хлопот земных не слышим призыва Господня. Но Господь говорит слуге Своему: «пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых…чтобы наполнился дом мой» – чтобы радость, уготованная званным, досталась этим несчастным людям. Эти люди, презираемые теми, кто пребывает в довольстве и достатке, с радостью устремляются в этот дом и наполняют его.

    Господь желает сегодня сказать нам, чтобы мы помнили, что человеческое падшее естество часто откликается на призыв Божий только тогда, когда посещают его обстоятельства горестные, посещают немощи и болезни. Тут человек ускоряется и устремляется навстречу Богу. А вот поблагодарить Бога за достаток, за ту радость, которую Он дает человеку в земной жизни – этого часто не происходит. Действительно мы и о себе самих знаем, что в каких-то трудностях мы больше вспоминаем о Боге. Хватаемся за молитвы, за акафисты, но чуть отлегло от сердца, отошли какие-то заботы – и вновь суета земная начинает отвлекать и занимать все наше пространство, и ум, и душу: думаем, переживаем, уходим от Господа на сторону далече. Но мы слышали о том, что Господь говорит слуге: «убеди прийти, чтобы наполнился дом мой», чтобы пришли те, которые и не хотели, которые еще не понимают радости, которая им уготована. Чтобы  и они обратили свой взор к призыву и услышали его.

    Человек не хочет слышать Господа в тот момент, когда находится в благоденствии, в полноте своих земных забот и трудов, когда человеку кажется, что он трудился, что у него есть достаток, который он достойно приобрел: «ешь, пей, душа моя, веселись». Но Господь говорит: все земное вам не принадлежит, и это безумие, когда человек полагает свою заботу о земном, но забывает о Небесном. Говорит Он богачу, который полагался на свой земной достаток: «безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя». Что стоили твои заботы земные и земная твоя суета? Кому достанется все это? Для чего ты трудился? Зачем потерял столь много времени в этой суете?

    И Господу, желающему убедить человека вернуться к Нему, порой, как некое лекарство, приходится посылать всякого рода испытания, трудности, немощи, которыми Он начинает нас посещать, чтобы мы ответили на Его призыв:  вспомнили о молитве, вспомнили о том, чтобы, если происходят в жизни других людей немощи, болезни, обстоятельства, трудности, то мы бы поспешили в храм, чтобы здесь о них помолиться. Но за нашим нежеланием услышать этот призыв стоит  косность человеческая и неспособность благодарить Бога.

    Там, где постоянная благодарность Богу за все обстоятельства жизненные пребывает в сердце, там всегда радость. Та радость, которая не может прекратиться. Радость – это не веселость, которой порой подменяется радость: тихая, безмятежная, мирная.

    Господь напоминает нам сегодня, чтобы мы обратились и подумали о той жизни, которая нас окружает: жизнь эта подобна маскараду, где каждый имеет свою маску, свою роль, что-то пытается изображать из себя, легковерно доверяет этому маскараду, в том числе, и событиям, погружаясь в тот информационный поток, который заполняет весь внутренний мир человека. «Новости нужно знать! Хочется послушать, что происходит там – в этом маскараде мира!» – зачем тебе это? Это не касается твоей духовной жизни и твоего сердца. Лучше остановись и подумай в это время: что я сделал и что я делаю сейчас для своего спасения? Есть ли какой-то смысл в том, что я хочу сейчас узнать? Есть ли польза какая-то в том, во что я сейчас хочу углубиться? Если будет такой добрый помысел прежде, чем погружаться в информационную среду, которая нас окружает, то легко будет отказаться и не погружаться в этот земной маскарад.

    Есть много образов и картин о переживаниях после маскарада, о том, что остается после него: ничего, кроме усталости, мусора, скорби душевной и переживания «зачем я это сделал». Господь сегодня призывает, чтобы мы поняли самих себя: для пришедших в храм, чтобы помолиться, вновь наполнить свою жизнь постоянной обращенностью ко Христу, – для них нет места на этом земном маскараде. Мы уже вышли из него: войдя в храм, закрыли двери – и нечего нам делать на маскараде, нечего туда стремиться, нечего погружаться в эту суету. Ничего, кроме боли и скорби души, мы там для себя не найдем.

    Но выйти из маскарада не так-то просто – каждый знает, как легко увлекается человек технологиями, которые так ловко употребляют те, кто желает как можно дольше задержать человека в этом состоянии игры бал-маскарада. Как легко ловится человек на просторах цифрового пространства, где отточены все информационные технологии! Как говорят опытные в этом деле люди: удержать внимание человека и погрузить его в пространство отвлеченное очень легко. Очень легко управляем человек! Через информационное пространство идет воздействие на психику и даже на биохимические процессы, протекающие в человеке. И в маскарадной жизни, где человек считает себя способным что-то совершить, начинает мнить о себе много, он делается легкой добычей земного мира.

    Для того чтобы выйти из этого пространства, требуется усилие. Войти легко – потому что это понятно и приятно для человека падшего: там устраиваются все возможные удовольствия. Чтобы выйти – требуется мужество для человека. Для того чтобы не включать интернет (а раньше – телевизор) – требуются усилия. Палец тянется включить, чтобы зажегся адский огонек пред глазами твоими. Но ты удержи себя! Подумай, что ты там найдешь, и кто оттуда на тебя посмотрит? Бездна взирает на человека через цифровой мир. Легко туда человек устремляется, благодаря желаниям своего падшего сердца.

    Для того чтобы устоять, от человека требуется аскетика – (греч. ἄσκησις от ἀσκέω — упражнять) – это то, чем занимаются люди, употребляющие много усилий: если посмотреть на наших выдающихся спортсменов или на выдающихся музыкантов, которые достигают величайших успехов, то увидим, что их удивительные достижения – это плод величайшего напряжения и огромных трудов – по 12 часов в день работы, превозмогания самого себя. Но нам предстоит гораздо больший труд над самими собой. Разве можно представить, что падшее сердце человеческое, приклеенное, укоренное, наполненное привычками этого мира, так легко отступится от того, что ему приятно? Так ли легко откажется это сердце от удовольствий и радостей, к которым привыкло и к которым оно устремляется?

    Но каждый должен стать аскетом, который будет преодолевать в себе «ветхого человека», который научится самому главному в жизни – научится молитве. Разве может человек без своего молитвенного сердечного устроения что-то переживать в духовной жизни? В храме наша общая молитва нас соединяет, здесь нам радостно, легко, светло. Но это только начало нашей духовной жизни. Такое состояние сердечное мы должны вынести за пределы храма, не потерять образ храма и переживание нашей общей молитвы за дверьми храма. Мы должны быть мужественными, чтобы устроение сердца, которым наполняет нас здесь Господь, не утратить в этом мире, а наоборот, эту радость жизни в храме подарить другим людям! Чтобы они увидели в нас людей «других». Святитель Иоанн Златоуст говорит, что если бы мы были настоящими христианами, то не осталось бы ни одного язычника в этом мире: он желает нам показать, насколько далеко отстоит наше представление о жизни христианской, состояние нашего сердца от того, что должно было бы быть.

    Сегодня Господь напоминает нам, чтобы мы беспристрастно взглянули на самих себя, посмотрели на свое сердце и увидели страшные бездны, которые там открываются. И, употребив мужество, с терпением старались вылечить эти язвы, чтобы обрести для себя ту полноту жизни, которая именуется «целомудрием»: чистоту сердечную, смирение, кротость – удивительные качества, которые украшают человека. Они должны стать предметом нашей постоянной заботы и попечения о себе самих, а не какие-то иные бесконечные земные устроения, желания – у каждого свои. И Господь нам говорит сегодня, что без попечения о себе самих ничего доброго у нас произойти не может.

    Но Господь заботится, не оставляет нас, знает, что многого мы в своей жизни совершить не можем, поэтому посылает нам трудные обстоятельства и дает возможность их преодолевать, чтобы мы могли много пользы приобрести в своей духовной жизни. Условие только одно: благодари Господа! Учись непрестанной молитве, обращенной ко Господу, и тогда радость будет жить в твоем сердце, и этой радостью будет наполняться весь твой состав. И для тебя жизнь будет совершенно иной, и окружающие люди в тебе будут приобретать помощь и поддержку для того, чтобы преодолеть пир маскарада земного, в который нас все больше и больше увлекает своими современными возможностями окружающий мир.

    Но Господь нам напоминает: у нас – другой пир, на который нас призывает Господь, а не тот, на который нас приглашает мир. И добрый помысел должен стать нам здесь порукой, чтобы мы не ошиблись в жизни и не сделали неправильный шаг.

    Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

    все праздники

Расписание богослужений

29 МАРТ ПЯТНИЦА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия Преждеосвященных Даров.
18:00 Великое Повечерие, Утреня, 1-й час.
30 МАРТ СУББОТА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия. Панихида.
17:00 Всенощное бдение.
[Далее]