• Творчество прихожан
  • Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 5-ю Великого поста. Преподобной Марии Египетской. 10.04.2022

    10/04/2022
    Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 5-ю Великого поста. Преподобной Марии Египетской. 10.04.2022

    Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

    Сегодня в Неделю 5-ю Великого поста мы с вами слышали Евангельское чтение, где Господь обращается к своим ученикам на пути в Иерусалим и приоткрывает им тайны грядущего. «Се, восходимъ во Иерусалимъ», – говорит Господь ученикам, – «и Сынъ Человѣческiй преданъ будетъ архiереомъ и книжникомъ, и осудятъ Его на смерть, и предадятъ Его языкомъ: и поругаются Ему, и уязвятъ Его, и оплюютъ Его, и убiютъ Его: и въ третiй день воскреснетъ». Тяжело было ученикам слышать эти слова, но среди всей бездны грядущих страданий Господа нашего Иисуса Христа они слышат, что Он воскреснет. И два сына Заведеева приступают ко Иисусу и просят Его, чтобы Он во славе Своей посадил одного по правую сторону, а другого – по левую сторону от Себя. Они слышат только последние слова – то, что им радостно и утешительно – слышат о Воскресении.

    С этими словами обращается сегодня Господь и к нам: «Се, восходимъ во Иерусалимъ». Эта Неделя 5-я утешительна и радостна для нас – мы чувствуем, что пост скоро заканчивается, будет утешение для всех нас, будет радость велия, в которую приглашает нас всех Господь. Мы так же сердцем своим из тех слов, которые говорит нам сегодня Господь, слышим только последние слова – о радости Его Воскресения. А те слова, в которых Он говорит о страданиях, которые Ему придется пройти, остаются порой вне нашего сердца. Радоваться мы умеем, а сострадать Господу порой сердце наше не может.

    Нас Святая Церковь в эти оставшиеся дни Великого поста поведет по пути вслед за Господом через Его страдания, искушения и испытания, чтобы мы действительно могли быть рядом с Ним: весь строй богослужения будет направлен на то, чтобы мы могли разделить с Господом чашу, которую Ему предстоит пить, и крещение, которым Он будет креститься, чтобы могли почувствовать всю глубину грядущей радости Тайны Воскресения – не поверхностно устремиться, как ученики, которые не знали, чего просят от Господа, желая славы, желая порадоваться тому, что Господь восходит в Иерусалим и явит силу и славу Свою. Но нам Господь указывает путь, по которому мы должны последовать за Ним сугубо в эти дни.

    Господь говорит, что тот,  кто хочет первенствовать над другими, «да будет вам слугою», тот, кто хочет быть старшим над всеми, «да будет всем рабом» – будет всем служить, а не требовать от других внимания к себе, не будет стремиться подчинять других людей своей воле. Господь указывает нам сегодня этими Евангельскими словами, чтобы мы пошли вслед за Ним, взяв свой крест служения – служения и нашим ближним, научаясь через это самому главному: только смирение способно наполнить радостью сердце человека, приоткрыть ему тайны грядущего. В служении ближнему человек научается величайшей добродетели и тому состоянию сердца своего, которое именуется смирением, а в этом особом состоянии человек приобретает для себя то, чего не может мир дать ему. Мир научает человека, что нужно быть первым, заставляет его видеть все иначе, нежели желает того Господь. Первенство в мире приводит человека к состоянию тревоги, раздражения, обид: все это вскрывает наши глубины сердечные – показывает, что гордость живет в нашем сердце. Она еще не излечена тем пластырем, который прилагает сегодня Господь к нашей болезни – гордости: смирись, послужи другому человеку, не превозносись перед ним, поставь другого человека перед собой с его заботами и проблемами, а не самого себя перед всеми другими.

    Сегодня мы также празднуем и память прп. Марии Египтяныни. Мы слышали ее житие, знаем, из какой бездны зол она смогла подняться к жизни ангельской. В повествовании о Марии Египетской говорится и о старце Зосиме, который и рассказывает о своей встрече с преподобной – нам приоткрываются в этом житии труды и подвиги, который совершал сам старец Зосима: он исполнил все иноческие обеты, которые были правилом в его монастыре. Потом Господь отправляет его в монастырь за Иордан, чтобы он увидел иной строй-порядок жизни, где он вновь начинает подвизаться, достигая состояния, когда он может уже задуматься о том, есть ли какие-то подвиги, которые он еще не совершил.

    Это один строй-порядок жизни церковной, когда человек исполняет внешнюю сторону – исполняет традиции, живет в них, достигает совершенства. Но это только один путь. Житие Марии Египетской приоткрывает нам, что существует и другой путь ко Господу – прямой, когда один раз и на всю жизнь открывается сердце человека навстречу Богу со всей решительностью. И человек уже не идет вспять, не отступает от того пути, который он принял на себя – служить и оставаться верным Богу.

    Мария Египетская являет перед нами удивительный пример такой жизни. Она не училась, не имела учителей, кроме свой Споручницы – Пресвятой Владычицы Богородицы, которой она вверила всю себя и которая никогда не оставляла ее в земной жизни. Житие Марии Египетской нам показывает, что может благодать Божия дать человеку в тех обстоятельствах, которые, казалось бы, превозмогают любое человеческое естество: поддерживаемый благодатью Божией, человек совершает невозможное.

    И этот путь – это путь решимости, о которой говорил преподобный Серафим Саровский. Он говорил, что единственное, что отличает нас от Марии Египетской – это отсутствие решимости, которая была у нее на сердце. И Господь, приоткрывая эти тайны через житие Марии Египетской, желает только одного – чтобы мы помнили, что нет такой бездны грехов, в которую мог человек упал и не смог бы затем благодатию Божией преодолеть это падение. Господь принимает нас всех и желает только одного: чтобы человек не оставался лежать в этой бездне греха. Даже один вздох, одно обращение к Богу возвращает человека к жизни, освобождает от демонского плена, в который попадает человек, совершив грех.

    Грядут дни, когда мы будем слышать о дивных чудесах, которые сотворил Господь на пути в Иерусалим –о воскрешении Лазаря: впереди у нас Лазарева суббота, которая предваряет Воскресение Господа, Вход Господень в Иерусалим, когда торжество и радость будет. Но Господь все уже сказал, все предварил Своими словами о том, что Он восходит на страдания для того, чтобы дать возможность человеку вернуться в свое Небесное достоинство, чтобы жизнь каждого из нас была равноангельной. И примером этому является житие преподобной Марии Египетской, которое дается нам в утешение и назидание, чтобы мы укреплялись на нашем пути следования за Господом в Иерусалим в эти дни: чтобы не только радость грядущего Светлого праздника Воскресения утешала нас, но главным для нас было – не отступить от Господа во все эти дни Его страданий, Его Крестного пути во Иерусалим.

    Посему в эти дни будут совершаться особые службы и в течении этой недели, и на Страстной седмице: они будут многое приоткрывать в тайнах духовной жизни. Желается только одного: чтобы эти дни и этот путь, по которому мы так же идем в Иерусалим (через богослужения, через воспоминания удивительных событий, связанных с Господом), не утерялись в будничной суете. Чтобы эти службы, которые грядут, вновь и вновь наполнили наше сердце любовью ко Господу и тем состраданием, которое приносит сердце любящее. И подобно жене, о которой мы сегодня слышали в Евангельском чтении, мы так же услышали слова от Господа: «Вера твоя спасе тя, иди в мире» – в радость праздника Воскресения Христова.

    Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

    все праздники

Расписание богослужений

22 Мая среда
08:30 Исповедь, Часы, Литургия.
23 Мая четверг
17:00 Всенощное бдение.
[Далее]