Приходская жизнь
Пастырское слово
-
13/03/2022
Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю Торжества Православия. 13.03.2022Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
все праздники
Сегодня мы слышали с вами, братия и сестры, Евангельское чтение, которое положено читать в Неделю Торжества Православия. Казалось бы, ничем не выделяется это зачало от Иоанна среди повествований о многих событиях, которые происходили с апостолами. Господь призывает Филиппа, Филипп находит Нафанаила. Но почему Святая Церковь положила чтение именно этого отрывка Евангельского зачала, когда мы воспоминаем в нашей церковной жизни событие Торжества Православия?
Мы слышали, что Господь, увидев Филиппа, призывает его идти во след Его: «Гряди по Мне», – что и исполняет Филипп. Он идет за Господом, сердце его исполнено радости. И в этой радости устремляется он, находит Нафанаила и возвещает ему: «Мы нашли Христа». И здесь мы с вами можем остановиться. Филипп говорит, что «мы нашли Христа», но это не так – мы слышали прежде, что Господь нашел Филиппа: Господь видит нас гораздо раньше, чем мы обретаем Самого Христа, Господь нас призывает, и никто из нас не может сказать, что он пошел и вошел в Церковь – за этим прежде стоит действие Самого Христа.
Господь что-то усмотрел в сердце каждого из нас и позвал в Свою Церковь. У каждого этот путь был свой. И Господь находит для конкретно каждого из нас свой путь здесь в Церкви, находит для него место в жизни церковной. Никто не может сказать, что чем-то отличается от других людей, ибо в этом мире мы различаем людей по достатку, по образованию, по внешним знаниям, по каким-то внешним отличиям, которые важны для живущих в этом мире людей, но перед Богом мы все равны. И все отличия земные, которые столь важны в нашей будничной земной жизни, не имеют никакого значения перед Господом. И зависит все только от того, как мы несем свое послушание пред Лицем Божиим. Ведь все таланты, которые дал нам Господь, принадлежат Ему. И все различия земные, которые разделяют нас в земной жизни, тоже зависят от Господа. Почему-то Господь одному дал один талант, другому – иной, против силы каждого, для того чтобы человек трудился и свой полученный талант, свой алмаз превращал из породы в светящийся камень – своим трудом, своим усердием. И здесь нет никакого различия: умеет ли человек хорошо мыть полы или еще что-то делать, может быть, по человеческим меркам не столь важное и значимое, в отличие от того, кто может много писать и произносить, но Господь собирает нас всех в одно единое целое, где каждый из нас важен в том деле, которое он делает перед Господом.
И здесь для Господа важным является то, как мы делаем: если человек делает свой труд перед Господом, то для него нет никакого труда, который бы унижал его, – человек с радостью принимает любой труд из руки Божией, для него честь исполнять то, что ему назначает Сам Господь.
И сегодня в Евангельском чтении мы слышим, что именно на это обращает внимание Господь – на сердце человеческое – когда Он говорит о Нафанаиле, который грядет к Нему: «се́, вои́стинну Изра́илтянинъ, въ не́мже льсти́ нѣ́сть». То есть этот человек – неложный, искренний, которому можно доверять, который не подведет, который не колеблется и не будет предавать.
Сегодня Господь нам также хочет сказать, что Истинный Израильтянин – это Церковь Христова, которую собирает Господь именно из таких сердец. Он желает, чтобы мы были подобными Нафанаилу, чтобы наше сердце было смиренным. Нафанаил наследовал ветхозаветную праведность Иакова и Авраама пред Лицем Божиим, а не фарисейскую гордость и превозношение – за это Господь зовет его к Себе. Как Филиппа Господь позвал, точно так же Он зовет Нафанаила, указывая ему, что видел его под смоковницей. Господь коснулся самых сокровенных струн его сердца, желая только одного: чтобы он последовал за Ним.
Сердце человеческое имеет разные качества, на которые всегда обращает внимание Господь. Святые отцы говорят, что сердце человеческое бывает подобно воску: когда приходят тепло и свет, воск растопляется, становится мягким и податливым в руках и может принимать те формы, которые из него желает лепить художник. А бывает сердце человеческое подобно грязи: когда приходит свет и тепло, такое сердце засыхает и становится еще тверже, становится неподатливым. Но Господь всегда желает растопить сердце человеческое, помочь ему обрести качество воска.
Все, что происходит в этом мире, все события, конечно, сокрушают сердце человеческое: человек надеется выстроить свои жизнь, сложил уже что-то комфортное для него сегодня, уже представляет, как богач из Евангелия, что все будет по-прежнему завтра и послезавтра, но приходят стихии и, как говорит Евангелие, тот дом, который был построен на твердом основании, имеет возможность выстоять, а дом, построенный на песке, становится добычей стихий, пришедших в этот мир.
У нас нет завтра, а есть только сегодня, в котором мы живем – тот день, который мы делаем: своими словами и делами наполняем его. И то, что будет завтра, зависит от того, какое у нас будет сегодня, – не только наше завтра, но все «завтра» в этом мире. Об этом нам тоже говорит Господь: последние времена придут тогда, когда иссякнет любовь в сердцах людей, – человек ответственен сердцем своим за конечные судьбы этого мира. Он ответственен за то, как живет, как совершает путь свой пред Лицем Божиим: путь этот должен совершаться в смирении, в том состоянии сердца человеческого, в котором «льсти́ нѣ́сть». Человек нелестный – это человек, который имеет дух мирен, а не буйство мира сего, не переживания, которыми пытается наполнить мир сердце человеческое, лишив его самого главного достояния – мирного устроения.
Человек начинает рассуждать о том, кто виноват, выносить свой суд прежде Суда Божия о всем том, что видит вокруг, – но прежде человек должен стать нелестным судией самому себе и найти то правильное понимание и тот путь, которые ведут нас ко спасению. Для этого нас Господь собрал в Церковь, как одно единое целое, где все мы имеем участие своей молитвой, своим трудом, своей заботой о храме – все это одна наша общая забота о Боге, одна наша большая молитва об этом мире. Здесь все имеет значение: всякий труд, всякое усердие наполнено одним единым движением сердец по направлению ко Господу.
И мне хотелось бы пожелать, прежде всего – самому себе, и каждому из нас, чтобы в этот день Торжества Православия мы всегда помнили, что наша жизнь проходит в Церкви, а не в этом мире. И в Церкви мы – одно единое целое. Мы разные по внешним обстоятельствам земного мира: по воспитанию, по образованию, по каким-то талантам, но мы одно единое целое в своей устремленности и в своей молитве к Богу. И в этом единстве жизни мы исправляем и самих себя, и просим милости у Господа этому миру, чтобы любовь еще не оскудела в сердцах людей, чтобы мир вновь и вновь наполнялся теми, кто желает быть со Христом, чтобы сердца людей могли принять в себя эту величайшую радость – быть с Господом, принять в себе Его благодать и ощутить присутствие Его рядом с собой. Господь пришел на землю, чтобы дать нам такую возможность: он разрушил стену между Богом и человеком.
Господь нас зовет сегодня через Евангелие к единству жизни, напоминая нам, что каждый из нас не случайно вошел в Церковь. О каждом Господь имеет Свою молитву, как Он говорил: «Не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне», – обращаясь к Богу-Отцу.
И мне хотелось бы пожелать, прежде всего – самому себе, чтобы эта молитва Христа о каждом из нас не была посрамлена нашими поступками, делами и словами. Чтобы многие видели наши добрые дела и устремлялись во след нас ко Господу.
Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!
Расписание богослужений
- 21 Января вторник
-
08:30 Исповедь, Часы, Литургия.
18:00 Вечерня, Утреня (полиелей), 1-й час.
- 22 Января среда
-
07:40 Исповедь, Часы, Литургия.
17:00 Всенощное бдение.