• Творчество прихожан
  • Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 40-ю по Пятидесятнице. Неделя о Страшном Суде (03.03.2019)

    03/03/2019
    Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 40-ю по Пятидесятнице. Неделя о Страшном Суде (03.03.2019)

    Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

    Сегодня мы с вами, братия и сестры, слышали Евангельское чтение, которое именуется «Чтением о Страшном Суде». Господь нам сегодня приоткрывает грядущие тайны в том виде, который доступен нашему пониманию. Ибо грядущее действительно сокровенно, и понять и вместить человек не может всего. Но Господь приоткрывает нам в ту нашу меру, которая столь важна и значима для нашей жизни.

    Сегодняшнее Евангельское чтение – о правде, о том, что должно произойти. Многажды Господь нам говорил о том, что должно совершиться в мире сем, о том, что у мира сего будет конец. И в этом нет никаких сомнений, ибо так сказал нам Сам Господь. И указал на признаки того, когда завершится этот существующий земной мир. Указал на то, что будут внешние события, связанные с войнами, с землетрясениями, со всякого рода знамениями в природе, которые будут указывать на то, что близь Господь. Господь указал и на самый важный признак грядущих событий, связанный с нравственным состоянием, как всего человечества, так и каждого человека. Господь говорит, что конец придет, когда иссякнет любовь в сердцах людей, когда люди станут жить по хотениям похоти своей в мире сем.

    Событие, о котором сегодня нам говорит Господь и о котором Он многажды предупреждал, что оно совершится, - событие очень радостное и значимое для всего мира. Стонет и страдает этот мир от пребывающего в нем греха. Стонет он и страдает от того, что человек творит над миром сем, желая насытиться, желая устроиться в этом мире так, как будто бы нет тех законов, которые дал Господь человеку для того, чтобы устраивать свою земную жизнь. Сказано было: в поте будешь трудиться на земле твоей, и произрастит она тебе тернии и волчцы. Но желает человек комфорта, желает устроиться так, чтобы было все у него замечательно, а еще лучше - чтобы жить так, как будто жизнь будет продолжаться без конца. Кто думает о конце своей жизни? Поступки и дела свои каждый день совершаем так, как будто впереди у нас вечность. Но не так говорит нам Господь о нашей жизни! Указывает на то в притче о безумном богаче: что будет завтра – ты не знаешь – так что же ты сегодня пытаешь устроиться здесь на земле так, чтобы тебе было удобно, комфортно, и никакие страхования и смущения не приходили на сердце твое, хочешь отгородиться от всего того, что тебя окружает? Человек уничтожает окружающий мир, природу вокруг себя. Желает отгородиться некоей стеной от этого мира, чтобы не видеть того безобразия и ужаса, которые окружают его. Занимается, своего рода, косметикой, придавая видимость жизнь полуживому миру. Но придет этому конец – и мир возрадуется и вернется в то достоинство, в ту красоту первозданную, которая дана была ему при творении Божием.

    Что же остается человеку, который так жил здесь на земле? Сегодня Господь нас и предупреждает: все будут радоваться «Ей, гряди, Господи!». Потому что это действительно величайшая радость вновь преображенного и обновленного мира. Что же будет с человеком, Господь нам сегодня так же приоткрывает и говорит о том, кто же войдет в тот преображенный и обновленный мир с Господом. Те, кто возрадуются, желая войти в красоту нового мира и быть вместе с Господом. Для того чтобы войти, требуется, как мы слышим в Евангелии, не так уж и много: напоить чашей воды, позаботиться о ближнем своем, посетить болящего, посетить того, кто в темнице.

    Кажется, не такие это уж и важные, значительные события, чтобы обрести столь великое достоинство и стать наследниками Царствия Небесного. Нам кажется это будничным. Мы порой привыкаем к таким небольшим событиям в нашей жизни, но, если внимательно всмотримся в то, как выстраивается жизнь человека и так ли уж легко совершать малые дела, то увидим, что не так уж здесь будет просто. Между нами и совершением того или иного дела по заповедям Божиим находятся наши хотения, желания, похоть сердечная, которые порой не позволяют совершить этого малого спасительного дела, которое возводит нас в то достоинство, которое некогда утратил человек, делает нас причастниками новой, удивительной и таинственной жизни в Царствии Божием.

    По своим хотениям ходит человек в жизни своей и не хочет слушать Господа. Желает, чтобы выстраивалось все так, как видится и нравится ему. Господь говорит: не ходи и не прикасайся к тому или сему, будь осторожен, указывает через события или обстоятельства в нашей жизни, когда желаемое для человека не дается ему. Но человек начинает упорно требовать, выпрашивать, настаивать, и порой получает просимое, а потом раскаивается в том, что выпрашивал у Господа. Сколько бывает удивительных откровений в жизни человека, когда он видит, как некогда страдал и скорбел, пытался излечиться, а потом оказывается, что Господь его этим от очень многого избавил и сохранил от какого-то соблазна и искушения, которое могло постигнуть его! Важно, чтобы благодарность возрастала в сердце человеческом, когда он видит, как действительно Господь ведет его по жизни, как удивительно Господь заботится о каждом из нас.

    Господь желает, чтобы мы смогли достичь той цели, о которой нам сегодня и возвещает Евангелие: чтобы мы могли стать благословенными наследниками Царствия Небесного. Другого пути, как преодолеть самих себя, у нас нет. Убрать это препятствие в сердце своем для того, чтобы исполнять волю Божию, требуется от каждого из нас. Господь нас сегодня призывает исполнять добродетели. Может быть, не столь великие, малые, но нам нужно измениться, чтобы достичь пути добродетели. Путь же нам возвещает пророк Давид: уклонись от зла, потом сотвори благо. Порой человек устремляется, желает творить добро, не исправив сердца своего. И из этого бывает очень много искушений, соблазнов. И, порой, раскаивается в том добром, что сам творит, и получается только много неприятностей, а, порой, даже и зла. Как говорит пословица: благими намерениями дорога мостится в ад – туда, куда нам не надо.

    Прежде, чем устремляться к деланию добра, каких-то добродетелей, нам надо научиться уклоняться от зла. Уклоняться от хотений своих сердца, похотей, которые ведут нас на самое дно, являются теми ниточками, дергая за которые, дьявол управляет нашей жизнью. И для того, чтобы освободиться, Святая Церковь полагает нам впереди путь Великого поста – путь покаяния, чтобы мы могли заглянуть в самих себя и определить, где же то зло, какие «страсти борют меня от юности моея», от чего мне надо избавиться. И выбрав главное направление, стараться найти то благое освобождения сердца своего от этой страсти, которая уничтожает, как и самого человека, так и других людей вокруг него.

    Страстей множество великое гнездится в сердце человеческом. Порой не различишь их. Одна сменяет другую, и нет в них порядка, ибо стремятся они только к одному: чтобы запутать человека. Но есть то, на что мы сугубо должны обращать внимание. И если за одну ниточку начнем тянуть этот клубок страстей, то понемножечку мы сможем его развязать и освободиться от уз и пут греховных. Этой ниточкой, за которую мы сможем потянуть, является привычка осуждения. Надо взять для себя особое бремя в дни Великого поста - не произносить ни слова осуждения. Даже если мы видим перед собой то, за что, как нам кажется, мы должны вынести суд – уйти от этого и предоставить все на волю Божию. Господь ведь все знает. Господь знает о каждом из нас гораздо больше, чем мы видим, нам представляется о другом человеке. Но как мы можем выносить какое-то суждение о другом человеке, если мы не знаем того креста, который несет этот человек перед Богом. Мы не знаем, как строится его жизнь, по какому пути Господь его ведет, каким будет у него завтрашний день. Мы же судим из вчерашнего и пытаемся вынести какие-то свои человеческие мнения, порой – и перед другими людьми, чтобы еще более гордость и тщеславие начали оживать в нашем сердце. Посему если будем внимательны к этой страстной ниточке, которая нас связывает – ниточке осуждения, то от многого сможем освободиться. Многие страстные узы, связывающие наше сердце, сможем развязать.

    Посему в этот день, когда Церковь нам напоминает о Страшном Суде, мне хотелось бы пожелать, прежде всего – самому себе, и каждому из нас, чтобы по милости Божией все мы оказались по правую сторону, среди благословенных, которым Господь дает в наследие Царствие Небесное. Но все зависит только от нас! Господь все дает в наши руки. И как мы распорядимся временем, как мы распорядимся теми возможностями, которые нам дает Господь – такова будет и участь наша в той вечности благословенной, всерадостной для всего мира.

    Сегодня, слыша слова о том, что грядет кончина этого мира, и будет изменение, со страхом взирая на это событие, в радости произносим: Ей, гряди, Господи!

    Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!



    все праздники

Расписание богослужений

01 Мая среда
08:30 Исповедь, Часы, Литургия Преждеосвященных Даров.
17:00 Малое Повечерие, Утреня, 1-й час.
02 Мая четверг
08:30 Исповедь, Часы, Вечерня, Литургия.
18:00 Малое повечерие, Утреня с чтением 12-ти Евангелий Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа.
[Далее]