• Творчество прихожан
  • Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 6-ю по Пятидесятнице. 24.07.2022

    24/07/2022
    Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 6-ю по Пятидесятнице. 24.07.2022

    Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

    Сегодня в Евангельском чтении Недели мы слышали, как Господь после того, как исцелил бесноватого, сел в лодку и приходит в пределы «города Своего». Но мы понимаем, что весь мир принадлежит Господу – это как бы Его дом, Он создал этот мир, и все находится в руке Его. Но все-таки Евангелие говорит, что Он приходит в СВОЙ город, оставив землю чужую: Господь приходит в тот дом, где Его ждут.

    Есть еще нечто, на что обращает наше внимание Евангелие, указывая, как в стране Гергесинской люди, видя исцеление бесноватых, просят Господа, чтобы Он «отошел от предел ИХ». Наверное и в этом городе было много людей болящих, страждущих, но люди просят Господа, чтобы Он оставил пределы их, потому что они заняты своими заботами и не нуждаются в участии Господа в их жизни. Они полностью подчинены свои земным интересам, заботам, и присутствие Бога в их жизни начинает им мешать. Потому что человек, когда видит Свет и чувствует его присутствие, совершает иные поступки, нежели поступки, которые он порой совершает во тьме: то, что позволяет себе человек, пребывая в состоянии, когда он выстраивает жизнь по своим желаниям и понятиям, во Свете видится совершенно иначе – все нужно выстраивать в своей жизни, соотносясь с тем, как того желает Господь.

    И вот эти люди не хотят Света, не хотят, чтобы свет и радость вошли в их жизнь. Им достаточно того, что у них уже есть. Они надеются, что в своем определенном достатке смогут найти радость и счастье: что они смогут прожить без Бога. И Господь оставляет их – и этот город становится для Него чужим, потому что сердца людей не открылись навстречу Богу, – они заняты собой.

    И мы видим, как Господь приходит во СВОЙ град – Капернаум, где, по истории новозаветной, Он жил. Но град этот называется «Свой» и потому, что здесь люди видя присутствие Бога и идут навстречу Ему: они нуждаются в присутствии Бога. Нуждаются в присутствии Силы, превозмогающей «чин естества». И вот к ногам Господа нашего Иисуса Христа друзья приносят расслабленного и просят, чтобы Он исцелил этого человека. Господь, видя их веру (как говорит Евангелие), обращается к этому человеку и говорит: «отпущаются ти грехи твои». Эти слова были непонятны для людей, которые окружают Господа, и, в первую очередь, для фарисеев, которые искали слов, чтобы осудить Его.

    Господь сегодня нам в Евангелии также приоткрывает, что для человека не столь важны обстоятельства его земной жизни, сколь важно то, что находится на сердце и в душе его. Господь видит скорбь, которую несет этот расслабленный человек: видимо, он осознает те грехи, которые повергли его в столь бедственное состояние. Душа его страждет и болит. И Господь, как Врач душ и телес наших, утешает его и возвращает ему главное – душевное здравие. Мы знаем, что, когда человек душой своей здоров, никакие внешние обстоятельства не могут изменить его внутреннего строя и той особой радости, которую он имеет в самом себе, даже если телесно он находится в бедственном положении. Мы знаем это и из житий святых. Трудно себе представить, в каком состоянии пребывала блаженная Матрона, жившая не так давно, но радость не оставляла ее сердца. И эти внешние обстоятельства ее земной жизни никак не нарушали ее внутреннего покоя и мира, и жизни с Господом: она была счастлива, ибо имела нечто большее, чем многие люди, которые окружали ее и жили в достатке.

    И если бы Господь сказал: «возьми одр твой и иди» и исцелил только тело человеческое, его немощи и скорби, то наверно это было бы худшим для этого человека. Потому что он, сознавая свое бедственное состояние, обращался к своей душе и приносил с сердце своем покаяние пред Лицем Божиим. Если бы он получил телесное здравие, то носил бы в себе эту страшную скорбь и болезнь души своей, которая уничтожала бы его жизнь: он бы уже не смог никогда быть в радости и полноте жизни, которых так ищет сердце человеческое. Посему Господь и дает человеку большее и совершает то, что считает нужным, указывая нам, прежде всего, что не телесное здравие должно быть попечением нашим в земной жизни, но наше состояние души и сердца – этим определяется полнота жизни и духовной, и телесной.

    Мы слышали, что друзья принесли этого человека пред Лице Господа. Святитель Григорий Палама говорит, что как только человек осознает бедственное положение своей души, ее немощь, расслабленность – «придет в себя», то появляются эти четверо, которые несут душу пред Лице Божие: это (прежде всего) презрение к себе, покаяние в совершенных грехах, обещание не совершать больше злых поступков и моление к Богу. Если эти друзья укореняются в сердце человеческом и в душе, то есть надежда, что душа получит исцеление, что вернется к ней радость полноты жизни о Господе, вернется духовное, душевное и телесное здравие, которого так ищет наша душа.  И Евангелие говорит, что как только Бог прощает человеку грехи, возвращает душевное здравие, то возвращает и телесное здравие словами «возьми одр свой и иди в дом свой», «встань и ходи».

    Сегодняшнее Евангельское чтение приоткрывает перед нами еще и то, что Господь видит и знает сердца людей. Это исцеление, действие Божие, за которое прославили люди Господа, вызвало в сердцах фарисеев смущение и зависть. «Сей хулит», – говорили они. Господь видит их помышления сердечные и, обращаясь к ним, говорит: «Что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи?» Конечно же проще сказать «прощаются тебе грехи», потому что здесь никто не видит, не знает, что произошло, и поэтому эти слова как бы ни к чему не обязывают человека. Но «встань и ходи» – это уже свидетельство проявления силы Божией. Попробовал бы фарисей сказать эти слова расслабленному! Он этих слов не скажет, потому что в сердце своем понимает, сколь слабы его слова, не имеют они силы Божественной, которая способна поднять человека расслабленного и вернуть ему здравие. Посему Господь уверяет этих людей в Своем Божественном достоинстве, в Своей силе, способной возвращать людям и духовное, и душевное, и телесное здравие.

    И сегодня, в Евангелии, которое читалось в память святой равноапостольной княгини Ольги, мы также слышали слова, обращенные к жене-грешнице «вера твоя спасе тя», «прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит». Этим свидетельствуется, что любовью сердца человеческого определяется, в каком же граде он будет находиться: в том граде, который для Господа «свой», где действительно происходит невозможное, где происходят явления Божественной силы, где Господь открывает и нам с вами помышления наших сердец, чтобы исцелить нас от наших тайных грехов. Но Господь преодостерегает, чтобы мы не потеряли пути любви, чтобы не оказались в чужом для Господа городе, где иные законы, иные представления о жизни, иные понятия, которые столь легко усваиваются сердцем человеческим.

    За примерами далеко ходить не надо, ведь каждый знает по своей жизни, как легко выйти за пределы «своего» для Господа города и пойти на сторону далече. Оказаться в чужом пространстве, в чужих понятиях и представлениях, когда мы начинаем осуждать и завидовать, принимать в сердце худые и лукавые помыслы, о которых нас предупреждает Господь. Мы уходим на сторону далече – и в этом состоянии для нас невозможно явление благодати, силы и всемогущества Божия. Один на один остается человек с искушениями и соблазнами, которые являет мир сей. И как бы человек ни представлял себе свои возможности и силы – они весьма ограничены. И немного проходит времени, как мы понимаем, сколь немногое мы можем совершить в наших трудах и заботах, сколь немногое можем понести. Как порой укус комара приводит человека в состояние раздражения, когда хочется уничтожить, разбить все вокруг. А на самом деле ничего и не происходит – всего-то на всего это жалящие комары-помыслы: отмахивайся от них, не допускай их до себя – и не будет этих для тебя болезненных и раздражающих укусов. Не принимай помыслы в сердце свое! Если там присутствует любовь к Богу, если сердце наполнено молитвой, то ничто скверное не может туда войти. Там, где дом наполнен благоуханием молитвы – этой особой ограждающей силы страха Божия –  душа будет находиться в безопасности, и лукавые помыслы не смогут повредить ей. Мир не может ворваться в такую душу, ибо там Господь, а этот мир с его представлениями, понятиями, желаниями, которые уводят человека на сторону далече, не выносит присутствие благодати Божией.

    Сегодняшнее Евангельское чтение вновь и вновь напоминает нам о том, как строится наша духовная жизнь: она определяется здравием нашей души. Если мы находим в себе бедственное состояние расслабленности своей души, то надо постараться, потрудиться и пойти в СВОЙ для Господа город, чтобы и нам получить там исцеление.

    Таким особым местом присутствия Бога является Святая Церковь: это Его место, здесь Он действует, здесь Он присутствует, как Он Сам говорил, посреди нас. Он видит сердце каждого из нас, знает нужду каждого из нас. И по мере той любви, которая есть в нашем сердце, каждый получает от Господа желаемое. От нас только одно требуется: чтобы любовь к Богу не оскудевала в нашем сердце.

    Свидетельством этой любви является устремленность к нашей общей молитве, устремленность к Божественной Литургии. Нет выше и более служения здесь на земле, чем это единство Божественной Литургии, когда Сам Господь присутствует здесь в Святых Дарах, когда в Таинствах мы соединяемся теснейшим образом с Ним через Тело и Кровь Христову и Господь наполняет нашу жизнь. В единстве Литургической молитвы мы соединяемся и с Господом, и друг с другом в единое целое и становимся как бы градом Его, где действует благодатная и всемогущая сила Божия, не оставляющая нас. Видит Господь немощи души нашей, видит Господь и нужду сердца каждого из нас. И по мере этих плодов любви в молитве Божественной Литургии да дарует Господь каждому из нас просимое в глубине своего сердца. Исповедуемое Господу да простит Он каждому из нас и дарует здравие и душевное, и телесное!

    Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

    все праздники

Расписание богослужений

22 Мая среда
08:30 Исповедь, Часы, Литургия.
23 Мая четверг
17:00 Всенощное бдение.
[Далее]