• Творчество прихожан
  • Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в день памяти славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла. 12.07.2022

    12/07/2022
    Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в день памяти славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла. 12.07.2022

    Всех вас, братия и сестры, поздравляю с праздником – днем памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла!

    Сегодня, вспоминая и торжествуя вместе со всей Церковью память первоверховных апостолов, мы вновь и вновь напоминаем себе, что нет ничего невозможного у Господа. Господь Сам избирает учеников, указывает путь, по которому должен идти человек, а от человека требуется только готовность проявить свою свободу следования за Христом: как нам Господь говорит, что надо взять крест свой и идти во след Него.

    Апостолы Петр и Павел, которых мы сегодня чествуем, были очень разными: Петр был уже «в возрасте», как мы бы сказали, а апостол Павел был еще молод совсем; апостол Петр был неученым человеком, простым рыбаком в далекой глубинке, вдали от больших городов – в Галилее, а апостол Павел родился в Тарсе, воспитался в эллинистической среде, знал философию, и, как он сам о себе говорит, воспитывался, как фарисей, чтобы, возможно, в будущем стать учителем народа. По всему они были очень разными, но что же их объединило, чтобы они смогли ответить на призыв Христов и последовать за ним? Они были не равнодушными, не теплохладными. Мы видим, что апостол Павел в своей ревности о законе даже присутствовал при побиении камнями первомученика архидиакона Стефана. Он и в Дамаск пошел, чтобы бороться с последователями, как он считал, новой ереси, которая попирает закон. На этом пути он встретил Христа, Который открылся ему, и после этого уже не мог следовать по тому пути, который раньше представлялся ему правильным – и он последовал за Христом. Когда позвал Христос, и Петр, и Павел оставляют свои земные заботы и следуют за Ним.

    У апостольства есть одна привилегия – быть мучеником за Христа. Принимая этот путь, и один, и другой понимали, что идут на мученичество. А Павел еще и зримым образом видел это мученичество, когда камнями побивали архидиакона Стефана: как ревностно архидиакон свидетельствовал о Христе, как без всякого страха он принимал скорби и мучения.

    Но Господь не оставляет человека, который старается исполнять волю Его. Как мы слышали в сегодняшних апостольских посланиях,  апостол Павел говорит о себе, что он знает некоего человека, который видел Райские обители и слышал удивительные песнопения, которые наполняли его такой неизреченной радостью и сладостью, которую не может этот мир дать человеку. Земная жизнь у него была исполнена всяческих бед: пустыни, скорби, беды от лжебратии. Но та радость, которую он имел в сердце своем, присутствие благодати Божией, жизни со Христом, изменили его жизнь. Все остальное вменялось им ни во что.

    Апостолы жили в непростое время, как бы мы сказали, и, конечно, видели много бедствий, скорбей, много несправедливостей, жестокостей (лучше нам и не знать, как жил тот мир). Но они смотрели только на Христа, они свидетельствовали о Христе и не смущались тем состоянием мира, в котором им приходилось трудиться. Они понимали, что если они своим благовестием, своими трудами хоть немножечко подвигнут людей ко Христу, то изменится и весь окружающий мир. Как говорят: христианство изменило мир. Такая внешняя несправедливость, как рабство, была отменена христианством, потому что люди, приняв Христа, не могли жить по-прежнему, они изменили свое отношение к окружающему миру. Точно так же и присутствие в нашей жизни Благовестия, присутствие Христа, должно изменять и нас. Не внешние обстоятельства должны нас менять, подстраивая под себя (хотя они умеют работать как над каждым человеком, так и над целыми сообществами; уже знают, как сказать, что сказать, чтобы зацепить, смутить человека). Но нам нужно помнить, что сердце наше должно принадлежать только Христу.

    Мы не должны ни в коем случае, приходя в Церковь, приносить сюда мир, окружающий нас, а должны приносить мир сердечный и тишину, о чем мы молимся и много раз слышим за Божественной Литургией. Такой мир все лечит. С этого начинается богослужение: «Миром Господу помолимся». А не приходить со своими переживаниями ненужными, пустыми, которые пытаются нас заполнить, лишить этого мира. Мы должны беречь себя от земного страстного мира. Все, что происходит – происходило всегда. Не было времен, когда бы это мир находился в покое, потому что здесь действует его хозяин и владыка – до времени Второго Пришествия Христа. В мире всегда будет ненависть и вражда, будут проявления человеческой несправедливости, но от нас зависит, чтобы мы сохраняли мир в сердце своем и свидетельствовали о нем перед окружающими нас людьми.

    Многие сейчас погружаются в стремнины происходящих событий. Эти события еще только начались! Мы были предупреждены апостолом Иоанном, что и дальше стремительно все будет развиваться, потому что мир движется к своему завершению. Для нас нет никаких тайн в том, что и как должно происходить: это путь окружающего мира, по которому он живет и стремится к тем пределам, за которыми он уже не будет существовать. Мир идет к концу! Иоанн Богослов в первом веке от Рождества Христова свидетельствовал уже о том, куда идет это мир. Но нам туда не надо! Поэтому надо беречь самих себя.

    Апостолы нам свидетельствовали об ином мире. Своей жизнью, своими словами говорили о том, куда должно устремляться сердце каждого из нас. Посему желаю, чтобы своим молитвенным Небесным предстательством первоверховные апостолы Петр и Павел, которые своей жизнью, своей кровью засвидетельствовали свою верность Христу, и нас научили этой верности и довели нас до вожделенных и столь для нас сладостных и радостных Райских врат. Чтобы мы хоть немножечко, где-то там в уголочке, вкусили этих вечных благ, радости и утешения сердечного. Условие только одно: что мы не будем отдавать на поругание этому миру сердце свое. Чтобы хранил нас всех Господь в добром здравии, крепости сил на благо Святой Церкви.

    Церковь всегда свята, вне зависимости от того, какие обстоятельства и события происходят. Церковь живет иной жизнью, иной полнотой. Мы не должны судить о Церкви по человеку, пришедшему в нее. На исповеди читаются слова «во врачебницу пришел еси, да не неисцелен отыдеши», «примири и соедини его Святой Своей Церкви…». Поэтому человек, который грешит, уже отсекается от Церкви, а Церковь – всегда свята, Церковь – Тело Христово. Здесь не может быть ничего нечистого, чтобы нас смущать, огорчать, лишать благодатного мира в нашем сердце. Мы всегда должны об этом помнить и иметь веру во Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь, а не во внешние проявления, которые, нам кажутся, представляются и видятся. Мы представляем по-человечески, а Господь, как мы слышим в молитвах, уже отсекает грешников от этой святости. «Примири и соедини его Святой Своей Церкви…» – говорится в молитве, то есть человек уже отпал через грех и не может быть причастником и иметь святость Церкви пока не воссоединится с ней.

    Посему желаю, чтобы эта полнота жизни церковной Небесным предстательством апостолов первоверховных была и в вас, и чтобы среди окружающих людей вы были добрыми свидетелями о Христе! Не о своей самости, не о своем уме, а свидетельствовали в простоте сердца своего о Христе. Больше ничего не надо! Тогда действительно для нас многое станет возможным, потому что Господь будет совершать многое в нашей жизни помимо нас.

    Да хранит вас всех Господь!

    все праздники

Расписание богослужений

22 Мая среда
08:30 Исповедь, Часы, Литургия.
23 Мая четверг
17:00 Всенощное бдение.
[Далее]