• Творчество прихожан
  • Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 4-ю по Пятидесятнице. 10.07.2022

    10/07/2022
    Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 4-ю по Пятидесятнице. 10.07.2022

    Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!

    Сегодня мы с вами слышали воскресное Евангельское чтение о том, как Господь исцеляет отрока сотника, который приступал к Нему с просьбой исцелить болящего отрока. Это событие, которое происходило на глазах многих иудеев, было для них в тот момент необычайным, ибо римляне были их врагами. Иудеи не пересекались с ними и относились к ним, как к людям, которые приносят несчастье, которые не исповедуют Истинного Бога, и потому римляне были в презрении и уничижении у иудеев. И вот Господь беседует с римским сотником, а сотник, к тому же, был еще начальником над воинами, которые стояли в этом месте для того, чтобы сохранялось спокойствие, ибо много иудеи бунтовали, когда с них собирали подати и налоги, ибо это вызывало ненависть и гнев иудеев. И вот Господь беседует с человеком, который был внешним образом предметом ненависти окружавших Его людей, презрения, которое жило в сердцах этих людей. И, более того, Господь указывает иудеем на веру этого сотника и говорит, что подобной веры Он не нашел и у иудеев: то есть ставит им в пример этого ненавистного и презренного для них человека.

    Что же было удивительного в той вере, которую проявил сотник по отношению ко Господу? Мы видели в Евангелии многие чудеса, многие исцеления по просьбам людей, слышали многажды, как Господь говорил: «По вере вашей да будет вам». Вера отличала сотника от многих и многих, приходивших ко Господу с просьбами, ибо он исповедовал Его как Владыку и Вседержителя – исповедовал Его в простоте своего сердца: образ земной власти сотник переносит на власть Небесную, и этим укрепляет свое сердце. Он говорит Господу: «…ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает». Господь указывает, что та простота веры, которую являет сотник, и является истинной: той глубиной, когда человек исповедует Господа как Спасителя, как Вседержителя.

    Когда мы читаем слова Символа веры – мы также исповедуем Господа, но вера сотника является примером и для нас. Есть ли такое же доверие в нашем сердце: «Скажи только слово, и выздоровеет отрок мой»? Говорит эти слова человек Христу и получает просимое, потому что сердце его было простым: оно не было наполнено всякого рода внешними обстоятельствами, привязано к каким-то словам или обрядам. Оно было в простоте: как сказал Господь – так и будет.

    Господь, указывая нам на этого человека, ждет от нас такой же сердечной простоты. Господь говорит: «…если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но, если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, – будет; и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите».

    Но беда нашего сердца, нашего ума в том, что они мешают детской простоте веры, уводят на сторону далече и заставляют нас без конца погружаться в средства массовой информации, добавляют нам пищи для рассуждений: одно дело – что мы представляем, как действует Господь, как происходит все по воле Божией, другое дело – то, что нам рассказывают на стороне и приносят порой и в Церковь. Это величайшая беда, которую имеет человек в сердце своем. Беда еще и в том, что это внешнее, ненужное, пустое человек и сам в Церковь приносит, рассказывает о том, что он где-то слышал, видел. Это безумие, которое поражает нас, когда мы не чувствуем в сердце своем глубокой веры в Господа.

    О чем нам говорит Господь? Во что мы должны верить? Господь говорит нам: «Довлеет дневи злоба его». Тебе принадлежит только этот день, тебе не принадлежит завтра. Прошлое уже ушло, и ты можешь исправить его только через покаяние: исправить страницы совершенного в жизни твоей через обращенность к Богу в покаянии. Сегодня ты должен жить так, чтобы исполнять заповеди Божии, и исполнять так, чтобы совесть твоя тебя не обличала, а не жить завтрашним днем и что-то представлять, ибо эти мысли мешают тебе в сегодняшний день совершать то, что ты должен делать, исполняя Евангелие. Многого Господь не требует от нас – ни величайших подвигов, ни бесконечных разговоров, ни каких-то своих представлений о том, как должно быть. Господь желает только одного: если есть у человека нужда – помоги ему. Беда человеческого ума в том, что он начинает для себя представлять больше, чем того желает Господь, начинает переходить те границы, которые полагает Господь в нашей жизни. Порой бросается человек в пучину, пытаясь спасти другого, но плавать не умеет: и сам тонет, и утягивает его точно так же на дно.

    Господь от нас требует, чтобы наша вера в этой простоте была благоразумной, чтобы она исповедовала наше смирение и понимание того, сколь много мы еще не можем, сколь многое еще для нас таинственно и сокровенно, нежели мы начинаем размышлять в сердце своем. Есть замечательный пример из жизни преподобного Онуфрия, когда он, еще будучи младенцем, жил в монастыре. Когда ему давали кусок хлеба, то он приходил к иконе Спасителя с Божией Матерью и говорил: келарь Тебе не дает хлебушек, а мне дали хлебушек, и вот я с Тобой делюсь, возьми у меня. Видя такую простую детскую веру, Господь протягивал Свою ручку и брал у мальчика хлебушек. И когда увидели монахи такое чудо, то попросили игумена, чтобы келарь не давал мальчику в какой-то раз хлеба. И сказали мальчику, чтобы он попросил хлеба у Спасителя с иконы. Он пришел ко Христу и попросил у Него хлеба, и Господь дал ему такой большой хлеб, что мальчик едва донес его игумену, на удивление и утешение всей братии монастыря. Видимо, многому они научились от простоты и детскости сердечной веры, которую и должен иметь человек на сердце, а не путаться своим умом в завтрашнем, послезавтрашнем днях, в событиях, которые происходят где-то далеко и должны касаться нас только в одном: в нашей сердечной молитве, а не в рассуждениях и пустых разговорах. Знаешь, что скорбят и страждут – помолись! И успокой свое сердце, ведь Господь знает, как управить ту или иную ситуацию лучше тебя.

    Господь напоминает сегодня нам, что вера требует от нас определенного подвига – чтобы мы могли отрешиться от своих сложившихся представлений и бытовых обрядов, которые надо совершить. Все это – пустое, потому что мы должны только предстоять своим сердцем перед Господом и отдавать себя Ему в послушание, чтобы совершалась воля Божия над каждым из нас, чтобы мы могли быть соработниками в жизни своей у Господа в деле, которое Он совершает над каждым из нас и в каждом из нас. Чтобы мы могли научиться простоте жизни как в духовной жизни, так и в жизни в окружающем нас мире, а не жить в тех наших умственных построениях, которые мешают нам и в земной жизни, и в жизни духовной.

    Сегодня мы совершаем память преподобного Амвросия. Когда к нему приходили и спрашивали о вере, то он говорил, что о вере спорить нельзя, так как расстроишься сам и расстроишь других людей. Посему Господь желает от нас, чтобы спокойное, мирное устроение сердечное и доверие к Богу всегда пребывало в нас. Чтобы мы не теряли своего устремления ко Господу, а не жили по стихиям и средствам массовой информации. Чтобы наша жизнь была всецело наполнена Евангельским устроением и настроением, а не какими-то рассуждениями, которые выхватывает наш рассудок из окружающего мира.

    И мне хотелось бы пожелать, прежде всего – самому себе, и каждому из нас, чтобы смирение сугубо сопутствовало нам в нашей духовной жизни. И тогда благодаря этому началу нашей жизни – смирению – и вера наша будет получать правильное устроение и направление, которого от нас ждет Господь, указывая в Евангелии на веру сотника, который получил просимое.

    Когда мы в сердце своем будем просить, неужели Господь нас не услышит? Он – здесь. Он видит нужду каждого из нас. Скажи все в простоте сердца! И убери все преграды, которые стоят между тобой и Господом! Чтобы сердце твое было чисто, просто и в смирении обращалось ко Господу и просило Его. Чтобы милость Божия была на всех нас!

    Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!



    все праздники

Расписание богослужений

22 Мая среда
08:30 Исповедь, Часы, Литургия.
23 Мая четверг
17:00 Всенощное бдение.
[Далее]