• Творчество прихожан
  • Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Великий Четверток. Воспоминание Тайной Вечери. 21.04.2022

    21/04/2022
    Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Великий Четверток. Воспоминание Тайной Вечери. 21.04.2022

    Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

    Сегодня мы с вами в Евангелии Великого Четвертка слышали слова Господа, обращенные к каждому из нас: «Дух бодр, плоть же немощна». И сколько бы человек ни пытался своими усилиями что-то сотворить, ему это не удается. Как мы слышали в Евангелии, что апостол Петр говорит Господу, что готов за Него умереть. Но проходит совсем немного времени, и апостол Петр познает свое человеческое естество, слабое и не способное даже при небольших искушениях, которые, может быть, даже ничем не грозят человеку, устоять, и побеждается этими искушениями.

    Прежде чем для апостолов начинается пятница, когда познают они свою немощь, Господь сегодня совершает умовение ног Своим ученикам, говоря: «Образъ бо дахъ вамъ, да, якоже Азъ сотворихъ вамъ, и вы творите» – давая образ того, как должны мы относиться друг к другу. Только смирение может помочь человеку устоять, удержаться в этом многомятущемся мире. Сколько бы человек ни полагался на себя, на свои какие-то рассуждения и понятия, но он все время будет постигать свою немощь – через все, что происходит в окружающем мире, –  постигается только человеческое, немощное естество. Но как устоять человеку среди всех этих соблазнов и искушений мира? Мы видим, что даже апостолам это было не под силу в тот момент, хотя они были свидетелями величайших чудес Божиих, слышали слова Господа, которыми Он их предупреждал о грядущих событиях – что они оставят Его одного и все бегут.

    И нас Господь предупреждает о том, что должно быть и что будет происходить, но приходят события – и смущаются сердца человеческие, без конца поглощаются событиями мира, забывая о главном: о том, человек должен пробудить в себе дух, начать жить не по плотским понятиям и представлениям, но жить по Богу, ибо только «дух бодр» позволяет человеку среди всех обстоятельств этого мира найти правильные пути и решения. И Господь, видя и зная слабости человека, являет величайшее чудо на земле: причащает Своих учеников Тела и Крови Своей. Указывая и нам, что без жизни в Духе мы ничего не можем совершить, даже самого простого и доброго по нашими представлениям и понятиям. Ибо, что человек ни делает доброго, хорошего – тут же тщеславие и гордость начинают похищать у него все то, что сделал он.

    Господь дает нам, как и Своим ученикам, возможность через Причащение Тела и Крови Своей выстоять в этом мире. То, что совершается в храме, является центром, смыслом всей нашей духовной жизни. Литургия переводится чаще всего как «общее дело»: это не дело одного человека, это – одно единое дело, которое мы вместе совершаем в единой соборной молитве.

    Вокруг Литургической Чаши собирались ученики с первых времен, с первых дней становления жизни апостольской, а потом –  далее и далее. И доныне вокруг этой Чаши собирается семья – тех, кто желает жить с Богом. Такая Литургическая храмовая, церковная семья – центр всей нашей жизни, а не те события, которые нас окружают, в которые мы погружаемся в мире, которые мы порой в храм приносим, – они не имеют никакого значения. Ибо смысл и содержание всей нашей духовной жизни, где обретаем мы духовную бодрость жить в этом мире бесконечно воздвизающихся человеческих страстей — это Причащение Святых Христовых Таин.

    Святитель Иоанн Златоуст говорил о том, как причащаться: кто-то причащается единожды, кто-то причащается часто, кто-то причащается редко, но это не имеет значение в нашей духовной жизни. Значение имеет то, как мы приготовились к Таинству Святого Причастия, с каким сердцем и в какой чистоте души мы приступаем к Христовым Тайнам. Человек с нечистыми мыслями, причастившись Христовых Таин, может дойти до последних границ – это мы видим по присутствию Иуды на Таинстве Святой Евхаристии, которую совершает Господь. Не смог он возблагодарить Господа! Не хватило у него вот этой благодарности Спасителю за благодеяния и единственное, что для себя он нашел в этой жизни – пойти и повеситься. И апостол Петр, причастившись Тела и Крови Христовой, отступает и отрекается от Господа, как Он и предсказал ему. Но горько заплакал Петр, всю свою жизнь потом он, по преданию, плакал – глаза его всегда были красными от слез. Но Господь милостив и простил его еще до того, как он совершил это свое отступление от Господа, Он укрепляет его и помогает ему устоять в этих искушениях, которые ему надлежат.

    Божественная Литургия, которая является центром нашей семейной жизни вокруг Чаши Христовой, совершается в храме. С древних времен места собраний церковных имели особое значение для церковной семьи. Всегда христиане старались привести в должный и благоукрашаемый вид этот свой дом большой церковной семьи. Если заходишь в дом и видишь, что он неустроен, находится в недолжном устроении, то понимаешь и отношение человека к тому жилищу, где он находится. Посему с древних времен храмы благоукрашались. Лучшее, что могли, приносили в храм. Наши паломники, которые ездили по миру, видели, каким удивительным образом украшаются храмы, которые находятся далеко от цивилизации, в горах, в каких-то селах. Они настолько благоукрашены и с такой любовью там все делается, в такой чистоте они находятся, что человек приходит туда и действительно обретает Господа.

    Забота о храме как о том месте, где совершается Божественная Литургия – это первое и главное наше движение. Не забота о каких-то мировых событиях! Мы должны понимать, что наша главная забота – это храм: нельзя пройти мимо, видя, что здесь что-то не устроено, не соответствует тому, как должно быть, например,  не поднять валяющуюся бумажку… Храм – это продолжение нашей внутренней жизни – он созидается нашими молитвами, созидается трудами, которые каждый из нас вкладывает, созидается нашими пожертвованиями. Так живет семья.

    Этот строй-порядок церковной жизни спасителен для каждого из нас, потому что все мы имеем свою часть друг в друге. Господь говорит, что «тот, кто напоит вас чашею воды во имя пророка, примет мзду пророчу». И мы можем сказать, что тот, кто заботится о храме, о Господе, тот особо удостоен чести от Самого Господа. Мы заботимся здесь о той полноте жизни, которая должна пребывать в храме.

    Когда мне случается, как благочинному сослужить Владыке при освящении храмов, Митрополит Дионисий всегда обращает наше внимание на то, что в молитвах, которые читаются на освящение храма, говорится: кто потрудился в созидании храма, стал причастником созидания храма – им прощаются все грехи. Церковь дерзновенно молится о том, чтобы простить такому человеку все грехи – это за его участие в созидании храма, за благоукрашение и устроение храма. Так Церковь оценивает это сердечное движение человека в том, чтобы благолепие Божие и слава Божия отражались здесь на земле: чтобы храм – это Небо на земле – соответствовал тому, каким он должен быть и по внешнему виду, и по своему убранству и богослужебному содержанию и по внешнему виду прихожан. Какими мы в храм приходим, как мы в храм приходим: по пути или идем к Богу –  все это тоже имеет значение в нашей духовной жизни.

    Еще раз возвращаюсь к тем словам, которые сегодня говорит Господь: «Дух бодр, плоть же немощна» – посему будем помнить о том пути, по которому мы должны идти в нашей духовной жизни, напитываясь Святыми Тайнами Христовых Тела и Крови, и в сердце своем обретая благодарность тому месту, где это происходит, где совершается невероятное, невозможное здесь на земле: чтобы и нашим усердием это место соответствовало своей высоте и значению. Сам Господь приходит в храм, Он –  здесь  и говорит: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их». Здесь Господь зрит сердца наши, зрит и то, что нас окружает. Посему и желается, чтоб и наше сердце всегда было благодарно и открыто навстречу Богу за те неизреченные милости, которые Он являет над каждым из нас.

    Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

    все праздники

Расписание богослужений

22 Мая среда
08:30 Исповедь, Часы, Литургия.
23 Мая четверг
17:00 Всенощное бдение.
[Далее]