• Творчество прихожан
  • Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь после прочтения четвертой части Великого покаянного Канона преп. Андрея Критского. 10.03.2022

    10/03/2022
    Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь после прочтения четвертой части Великого покаянного Канона преп. Андрея Критского. 10.03.2022

    Сегодня мы, братия и сестры, завершили чтение Великого Покаянного канона преподобного Андрея Критского. Это особое богослужение, которое мы совершаем только первые четыре дня первой седмицы Великого поста. Богослужение совершенно особое, удивительное по своем содержанию, по своей напевности, и оно обращено к нашему сердцу через те образы, о которых мы слышали – и из Ветхого Завета, и из Нового Завета. Какие-то образы нам знакомы, какие-то образы мы еще до конца не знаем, потому что знаем хорошо еще не все Священное Писание. В этом есть некое наше небрежение.

    Господь, устраивая строй-порядок духовной жизни, обращает наше внимание и через пророков нам указывает на эту духовную небрежность: «Проклят всяк творящий дело Божие с небрежением». Вспомните, как Ной строит свой ковчег. Сначала мы читаем страницы с подробнейшей инструкцией Ною о том, как ему строить ковчег. Потом мы читаем страницы, где говорится о том, как именно Ной построил ковчег, – там исполнено в точности все то, что сказал Ною Господь. Это напоминание нам о том, как мы должны строить свою собственную духовную жизнь: в ней не может быть небрежности, она там недопустима. И требуется особая внимательность к тому, как мы относимся к Священному Писанию. Где оно у нас лежит? В каком состоянии находится: является ли оно для нас предметом внимания даже внешним образом, не говоря уж о том, что Священное Писание должно читаться постоянно, чтобы те образы, о которых мы слышали в Великом Покаянном каноне, были для нас живыми, понятными, назидательными – чтобы мы могли правильно выстраивать свою духовную жизнь: здесь нам даются ориентиры, по которым мы можем свою духовную жизнь править.

    Прежде всего, мне хотелось бы обратить внимание на эту сторону нашей духовной жизни –  Писание не должно быть для нас забытой составляющей нашей духовной жизни: оно должно быть живым, все время читаться нами.

    Когда мы слушаем столько новостей, погружаясь в мир с его тревогами, страхами, треволнениями, мы погружаемся в житейское море, где с шумом погибают человеческие построения, гордость. Целые народы откалываются от Камня – Христа, падают в это житейское море, вызывая величайшие волны, которые грозят погубить человека, не имеющего возможности спастись от них: захлестывает это житейское море – и человек не имеет в этом море надежды на спасение.

    Единственное место, которое позволяет человеку пройти безопасно это житейское море, – это Святая Церковь. Церковь – это корабль, который проносит нас среди всех житейских страхований и треволнений: когда происходит на наших глазах невероятное, непонятное, когда мир приходит в движение, – в Церкви все спокойно, здесь не бывает тревог, страхований. И то настроение, которое мы получили в сердце своем после сегодняшнего богослужения – тишины, спокойствия, умиротворения и назидательности, устремленности к Священному Писанию – является определяющим для каждого из нас. Жизнь духовная должна быть устроена в этой нашей церковной устремленности, а в не познании и в предании себя житейским страхованиям, которые погубят своими страшными штормами человека: не выплывешь ты из этого житейского моря, если ты туда будешь погружаться, особенно, если будешь погружаться в современную информацию – откуда она происходит, кто ее дает – никто этого не знает.

    Известно нам только то, что нам говорит Господь: то, что Он сегодня сказал – о нас самих, через Великий покаянный Канон – здесь все истина. Господь открывает нам, какие мы есть на самом деле, чтобы мы немножечко потрудились во время поста над самими собой, и, самое главное, поняли для себя наиважнейшую составляющую в нашей духовной жизни: в человеке, который ходит перед Богом, не может быть небрежности. В словах, поступках, даже во взоре не должно быть небрежности, потому что человек живет и ходит перед Богом. И погружение в Священное Писание, чтение его – это тоже наше делание, и оно не может исполняться небрежно: когда хочу – делаю, когда не хочу – не делаю, все по воле моей, по моим устремлениям и понятиям. Но строй-порядок должен быть определен раз и навсегда, ему нужно следовать во всех своих делах: не духовное должно подчиняться житейскому, но житейские труды должны подчиняться духовному, чтобы все было на своем месте.

    И это должно быть таким образом сделано, чтобы, как Господь говорит, об этом никто не знал: если ты начинаешь свое духовное выставлять напоказ всем, то сразу все теряется, – враг сразу расхищает все твои труды, все устремления, деяния, потому что здесь есть твое тщеславие, твоя гордость – то, что является признаком присутствия совершенно иного начала: не смирения и не любви по отношению к ближнему. Если ты трудишься, молишься, но попросили тебя принести воды жаждущему и болящему, то сделай это, а потом продолжи свой труд, – но никто не должен знать о том, что произошло. Эта осторожность, внимательность к своей духовной жизни должна сохраняться, особенно в дни Великого поста, когда мы трудимся и пребываем в Церкви: и мы всегда должны помнить, что Церковь – это место, где мы обретаем то, чего не имеет окружающий нас мир, – мы обретаем здесь для своего сердца успокоение от треволнений и страхований мира.

    В духовной жизни важна наша любовь к богослужению, наша привязанность к Церкви: «Привяжи ладью твою к кораблю отцов, и они управят тебя в Царство Небесное» – за нашими богослужениями, особенно сегодня, мы привязываем себя к кораблю отцов, к величайшей сокровищнице – нашему богослужению. Святые отцы оставили в Церкви тексты, песнопения: все это наполнено особой благодатной жизнью церковной. Поэтому чем крепче эта наша «привязанность» к Церкви, любовь к богослужению, тем нам надежнее достичь Царствия Небесного: стоит только немножечко ослабить, бросить эту веревочку привязанности к Церкви, к богослужению – начинаем терпеть бедствие и в уме, и в сердце – и потом не знаешь, куда бежать. А бежать надо в Церковь, в храм Божий: и все успокоится, все умирится, и под ногами все сразу станет надежным, твердым, а не так, как в этом мире – не знаешь, куда наступить, везде можно провалиться, везде бедствия, скорби.

    Мы видим и знаем, что скорби должны быть в этом мире. Господь не говорил нам, что этого не будет – это должно быть. Мы видим, что скорби приходят – и наполняются молящимися храмы, но эти скорби выплескиваются и в другие формы, далекие от церковной жизни, от молитвы, от обращенности человека к Богу: человек пытается все по-своему понять, оценить, высказать свое представление.

    Наша Валентина Иосифовна жила рядом с Елоховским собором во время войны. Она вспоминала, какое огромное количество людей было в храмах: войти в собор было невозможно! Даже трамвайную линию пришлось перенести, потому что такое количество людей приходило, что трамвай ходить не мог. Так поднимались сердца: и смогли все преодолеть, смогли выстроить новую жизнь, вернуть радость.

    И очень важно, чтобы наша церковная жизнь, наша привязанность к храму, к Церкви, к богослужению была надежной. Святейший сейчас тоже очень скорбит: из-за карантина многие отвыкли ходить в храм – насколько ненадежна оказывается связь человека с храмом, с богослужением! Поэтому, завершая сегодня наш великопостный труд чтения Великого Покаянного канона, хотелось бы пожелать, чтобы мы не теряли связь нашу духовную с богослужениями в дни Великого поста. Она очень важна для нас. В Церкви ведь не просто так богослужение совершается: оно ради нас совершается, ради того, чтобы не потерялась ниточка. Мы в храме служим все Литургии Преждеосвященные, службы – почти каждый день у нас: приходи, если есть возможность, помолиться, побыть здесь, успокоиться, немножечко очистить свое сердце, ум в порядок привести, чтобы он не блуждал по стихиям мира сего – и все встанет на свои места в нашей жизни.

    Всем желаю помнить, что есть такое место в нашей жизни, важное и значимое для всех нас – это храм Божий и богослужение, которое в нем совершается. Для каждого из нас Церковь отдает свое сокровище, и принимать его – это наше дело: и тот, кто принимает – тот сокровиществует в своей жизни. Даже если человек, придя на богослужение, не все в нем понимает, – он никогда не уйдет, чтобы чего-то не получить для своего сердца, услышав одну-две фразы: ими что-то положил тебе на сердце Господь, и, оказывается, ответил на те вопросы, которые у тебя были. Так было всегда, так бывает и так будет.

    Сего желаю: не терять своего внутреннего устремления к храму Божию и любви к богослужению. И все будет по милости Божией совершаться ко благу и к пользе души нашей.

    Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

    все праздники

Расписание богослужений

29 МАРТ ПЯТНИЦА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия Преждеосвященных Даров.
18:00 Великое Повечерие, Утреня, 1-й час.
30 МАРТ СУББОТА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия. Панихида.
17:00 Всенощное бдение.
[Далее]