Приходская жизнь
Пастырское слово
-
02/10/2016
Проповедь о. Андрея в Неделю 15-ю по Пятидесятнице 02.10.2016Протоиерей Андрей Речицкий
Проповедь в Неделю 15-ю по Пятидесятнице
02.10.2016
Мк., 37 зач., VIII, 34 - IX, 1.
Мф., 92 зач., 22:35-46
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Сегодня в Неделю, которая именуется Неделей по Воздвижению Честнаго и Животворящего Креста, мы слышали Евангельское чтение, в котором нам с вами Господь напоминает и указывает явным образом, как должна строиться наша жизнь: как мы должны выстраивать наш строй-порядок, взаимоотношения в нашей земной жизни. Господь говорит: аще кто хощет идти за Мной, да возьмет крест свой и идет за Мной. Господь говорит нам, что на этом пути человек прежде всего должен отвергнуться себя самого. «Да отвержется себе», - говорит Господь, обращаясь к нам с вами, указывая на то, что отвергнуться себя – это значит оставить свои хотения, желания, которые привязывают человека к этой земной жизни, к ее пристрастиям, к ее каким-то ценностям, которые кажутся человеку более важными и значимыми, нежели те ценности, о которых возвещает Господь.
Отвергнуться себя – это значит оставить весь тот строй-порядок жизни, который ведет нас ко греху, ведет к пороку, ведет ко всякого рода поступкам, после которых остается смущение на совести и сердце человеческом. Господь желает только одного: чтобы мы оставили этот путь и пошли по пути другому. Не по пути широкому, как Он говорит: многие идут по пути широкому в жизни сей, устремляясь к радостям и благам этого мира и надеясь, что они смогут на этом пути получить то, что желает более всего сердце человеческое – обрести счастье. То есть подменить духовное земным. Сие невозможно, говорит нам Господь. Никто ещё не смог сделать это в своей жизни, хотя многие пытались. Но, как свидетельствует нам опыт жизни этих людей и опыт жизни святых: на пути земном человек всегда для себя находит лишь скорби, особое расстройство сердца своего, когда он понимает, сколь много потеряно было времени впустую, когда он увлекался этими земными мечтаниями, построениями и фантазиями. Иное дело – жизнь святых угодников Божиих, которых уже здесь на Земле вкушали это особое состояние души и сердца человеческого, которое именуется райским состоянием или здесь уже своей душой и сердцем вкушали радости и сладости Царствия Небесного. И Господь нам так же сегодня говорит о том, что среди людей, окружающих Его, есть те, которые ныне вкусят этой радости и сладости Царствия Небесного.
Мы знаем, что Царствие Небесное – это там, где Господь. И там, где Господь входит в жизнь человека, там уже человек начинает жить по-иному и чувствовать это своим сердцем, вкушать эти блага Царствия Небесного. Там же, где Бога нет, сколько бы человек ни пытался применять и переложить это состояние счастья, выстроить без Бога свои взаимоотношения в этом мире и свой строй-порядок, но, все равно, кроме пустоты ничего не находит. Он постоянно пребывает в раздражении, обидах, смущениях, которые все более и более глубоко повергают его в адское состояние; сердцем же он предчувствует уже здесь, на Земле, что такое жизнь без Бога. Господь нам с вами сегодня говорит и напоминает: не идите по этому пути, не найдете на этом пути безбожия ничего для себя доброго и хорошего, но найдете только ад душе свой уже здесь на Земле. С Богом же Царствие Небесное воцаряется в душе и сердце человеческом. Радость, мир приходят на сердце такое, и прилагается всякая печаль и скорбь в эту удивительную и таинственную радость, которая не принадлежит этому миру, но принадлежит Богу и принадлежит миру духовному.
Господь нам с вами говорит о том, что на этом пути, отвергнувшись себя, мы должны взять свой крест. Взять крест – это значит, поднять все то, что, может быть, нам не хочется делать по природе своего падшего человеческого естества. Противится такой «естественный» человек – земной, падший – всему тому, что принадлежит Богу, и требуются от него усилия для того, чтобы принять то, что дает ему Господь – то, что служит к пользе души его.
Все мы просим, молимся и понимаем, что основой всей нашей духовной жизни, на которой лишь можно что-то построить, является смирение. Без него невозможна ни одна добродетель. Чтобы человек ни делал доброго, как бы он ни хотел что-то сделать значимое в этой жизни – но если нет смирения, то гордость отравит любое доброе дело, которое совершает человек в этом мире.
И обращаясь к Богу, прося смирения, мы должны понимать, что должны получить по этим нашим молитвам. Мы должны получить те скорби, которые должны коснуться нашего сердца, когда мы должны устоять, чтобы не обидеться, не раздражиться. Устоять пред Богом, уповая на то, что Господь не оставит человека в этом его борении. Раздражиться легко, надуться тоже легко. Но устоять и сохранить мир в сердце - это величайший труд и подвиг, который может здесь на Земле совершить человек.
Господь нам говорит, что мы должны понести этот крест таких смущений, нестроений, скорбей, так или иначе посещающих нас, как некое лекарство для нашей души в земной жизни. Это все служит ко благу нашему, к пользе нашей души, помогая нам исцелить те глубинные, тайные недуги души и сердца нашего, о которых, может быть, порой и сами не подозреваем, надеясь и думая, что мы много достигли и что-то можем совершить в нашей, в том числе – и духовной, жизни. Но, как мы слышим в Великом покаянном каноне Андрея Критского, приходит случайное, неожиданное для души нашей – и смущается она, теряет терпение, теряет равновесия своей жизни, падает, терпит бедствие. И только Господь, как некогда поддержал Петра в бушующем море, простирает длань Свою и удерживает человека от окончательного погружения в эти мирские бури, в это смущение, которое грозит поглотить всего человека, грозит ему страшными внутренними бедствиями, в которые человек ввергает себя, порой оставляя Бога.
Вновь и вновь Господь нам с вами напоминает и говорит: без Бога не можете творите ничесоже. Никакие житейские бури, испытания и скорби вы не сможете преодолеть без Меня! Только будет еще больше этих смущений сердечных, которые и самого человека расстраивают – и расстраивают вокруг него весть строй-порядок жизни.
Принять крест свой – дело непростое. Апостол Павел говорит: чего хочу – того не делаю, а чего не хочу, то делаю – в этой духовной борьбе, в которой он пребывал. Но отступать от этой духовной борьбы мы не должны, не должны смущаться никакими своими падениями. Святитель Феофан говорит: упал – не лежи, встань, отряхнись и дальше иди. Господь поддержит и укрепит. Только того, кто не хочет подниматься, того не сможет поднять и Сам Господь. Тот же, кто стремится вновь и вновь устоять в этой борьбе, получает те духовные, ту духовную крепость, которая помогает ему выстоять в этих духовных испытаниях и искушениях, которые посещают человека.
Господь нам с вами говорит о том, что, взяв крест, мы должны идти во след Его. Что же значит «идти за Христом»? Прежде всего мы должны обратить взор свой на Самого Господа: как Он совершал Свою земную жизнь. И прежде всего, мы видим, что Господь никогда ничего не совершал без молитвы, указывая нам на то, что молитва является основой любого нашего доброго дела. Что-то сделал и не помолился – знай, что яд уже может быть в том деле, которое ты совершил. Он может коснуться тебя, а может коснуться другого человека. Дело ты не покрыл молитвой – посему и становится оно доступным для сил, которые не желают блага ни тебе, ни другому человеку. Или не воздал хвалу, не поблагодарил Того, кто помогает тебе все совершать в жизни твоей. Господь всегда воздавал хвалу Своему Небесному Отцу, всегда удалялся, как мы слышим в Евангелии, «на гору высоку» даже один, чтобы помолиться, предстать пред Отцем Своим Небесным.
Господь в Своей земной жизни был в послушании – в послушании у родителей Своих, был в послушании у Своего Небесного Отца. И послушание это не имело границ, ибо Он был послушен даже до смерти – и смерти крестной - Своему Небесному Отцу. Духовная жизнь не может совершаться без послушания. Если человек все выстраивает по своим хотениям, все хочет, как ему кажется, улучшать, делать красивее, добрее, то ничего из этого доброго не получается, а только расстройство и самого человека, и других людей. Вроде бы доброе дело человек хочет сделать и начинает делать, но так выстраивает, что лучше бы он этого дела и не начинал: только расстройство, скорби и слезы окружают эти начинания человеческие. Но Господь указывает и говорит о том, что если мы хотим избежать подобных бедствий, то в нашей земной жизни мы должны стараться делать все по послушанию, а не по своим хотениям и не по своей воле. Получить благословение и покрыть им свои труды и заботы – это одна из основ нашей духовной жизни. Ибо здесь уже действует не воля моя, не мои желания и хотения, но действует благословение Божие, и человек лишь исполняет ту волю, которую ему Господь благословляет здесь в земной жизни в трудах и заботах исполнять.
Господь, как мы видим в Его земной жизни, никогда не присваивал Себе права судить. Но, как говорит Он, весь суд отдал Отцу Своему. Он пришел, чтобы спасти погибшего человека, чтобы человек, уверовав в Него, обрел для себя это удивительное, всерадостное состояние райского пребывания, вновь вернул некогда утраченное состояние единства жизни человека с Богом. Господь не восхищает суд, не выносит приговоров, Он только указывает порой на недоставки, указывает на грех и указывает на то, чтобы мы береглись этого греха. Но суд не восхищает, указывая и нам, что мы, следуя за Господом, никого не должны судить, но должны оставить весь суд до времени. Придет время Страшного Суда, и каждый из нас будет судим. Не мы будем судить, а нас будут всех вместе судить пред Лицем Божиим. И тогда все откроется - все глубины сердечные. Все книги нашей земной жизни разгнутся: что говорили, как жили, какие помыслы имели. Ведь ничего не будет утаено пред Лицем Божиим – мы все будем обнаженными стоять перед Богом. И каково будет душе человеческой? Посему и надо бояться этого осуждения, и не выносить суждения своего о том или ином человеке или о тех или иных делах, которые совершаются в этой земной жизни. Внимать себе – это правило нашей духовной жизни, на которое указывает нам с вами Господь. Быть очень осторожными в своих суждениях. «Никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение», - так говорил преп. Амвроий Оптинский, следуя этой духовной традиции, о которой нам с вами ныне возвещает Господь, напоминая о том, как мы должны строить свою духовную жизнь.
И так же сегодня Он нам с вами возвещает о том, что кто идет таким образом по своей земной жизни, выстраивает ее вместе с Богом, тому открывается уже здесь на Земле эта радость Царствия Небесного. Неложны слова Господа! Евангелие – оно на все времена и для каждого из нас. И всем, кто действительно хочет вкусить этой радости и сладости Царствия Небесного уже даже здесь на Земле, для них это открыто. Но условие Господь нам с вами сказал прежде: отвергнись себя, возьми крест свой и иди во след Мене.
Богу же нашему слава во веки веков!
Аминь все праздники
Расписание богослужений
- 04 Декабря среда
-
08:30 Исповедь, Часы, Литургия.
17:00 Вечерня, Утреня, 1-й час.
- 05 Декабря четверг
-
08:30 Исповедь, Часы, Литургия. Панихида по Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II.
17:00 Всенощное бдение.