• Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 18-ю. 16.10.22

    16/10/2022
    Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 18-ю. 16.10.22

    Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

    Сегодня мы с вами слышали слова Господа, обращенные к тем, кто находился рядом с Ним, обращенные и к нашим сердцам: «Бу́дите у́бо милосе́рди, я́коже и Оте́цъ ва́шъ милосе́рдъ е́сть». Эти слова, которые были сказаны Господом, были как некая молния, блеснувшая в том мире, который окружал Господа. Так же, как и до нынешнего дня. Эти слова, которые произносит Господь, звучат в мире зависти. Там, где действуют обиды, вражда, нестроения, причиной всего является зависть, которая некогда сподвигла ангела на противостояние Господа. И зависть к человеку сподвигла его на то, чтобы соблазнить его и лишить его пребывания в Раю. Дьявол приступает к человеку и соблазняет его по зависти к нему. Грех входит в жизнь. Грех начинает наполнять этот мир. Мир начинает жить грехом. И буквально первые, если можно так сказать, дни жизни человека на земле тут же наполняются враждой, убийством, зависть. По зависти Каин убивает своего брата Авеля. Зависть не оставляет сердца людей, и мы знаем, как сыны Божии позавидовали женам человеческим, ибо увидели, как повествует нам Библия, что они красивы, и стали брать их в свой дом. Ничего хорошего, как повествует нам Ветхий Завет, из этого не получилось: стали рождаться внешне красивые, сильные люди – исполины, но был у них один изъян: они были бессоветчики, то есть каждый из них ходил только по воле сердца своего, слушал только самого себя. И конечно же это злое начало завистливости, которое было в сердцах этих людей, превращалось в страшное зло – по той силе, которой они обладали. Чем более человек обладает возможностями и силой, но если сердце его наполнено завистью, то и беды приносит много такой человек в этот мир.

    Зависть помрачает ум человеческий и не позволяет ему понять, в каком мире он живет. Человек не может в таком состоянии отделить другого человека от греха. Поэтому, читая страницы Ветхого Завета, мы поражаемся ужасам, по нашим представлениям, которые там происходили. После того, как завоевывался какой-нибудь город или страна, все жители уничтожались до одного, ибо для того ветхого мира не было различия между грехом и самим человеком. Ибо не понимал еще человек, в каком мире он действительно живет, и кто Тот, кто сотворил его.

    Всякая зависть порождает злобу, злорадство, когда беда другого человека становится радостью для того, кто завидует, кто наполняет свое сердце дьявольской гордостью и злобой. И человек, наученный жить под дьявольским водительством, завистливым оком смотрящий на окружающий его мир, сеет вокруг себя только вражду. Но таков мир, который не изменился за все эти века. Каким Ветхим Завет был для человека, таким он остается и до ныне – до тех пор, пока человек находится под дьявольским водительством. Всегда будет присутствовать в жизни людей это бедствие, эта скорбь, которая приносится именно этой дьявольской завистью по отношению к человеку.

    И, казалось бы, невозможное будет происходить, как нам повествует Евангелие, в этом мире. И в этом нет ничего удивительного, если мы понимаем, в каком мире мы живем и кто здесь является определяющим. Евангелие говорит нам, что и брат на брата восстанет, и дети восстанут на родителей и убиют их. Для нас нет никакой тайны о том мире, в каком мы с вами живем. Господь нам раскрыл все сполна в Святом Евангелии. И научает, и приоткрывает все тайны этого мира. И сегодня говорит: кто будет следовать и исполнять волю Отца Небесного, нарекутся сынами Божиими.

    Для того, чтобы выйти из этого страшного потока зависти, злобы и неприязни, который разъедает окружающий нас мир, мы должны вспомнить о том, что мы живем под водительством ангельским, и управить свое сердце не по этой злобе, а по той особой духовной радости, которую испытывает сердце человеческое тогда, когда оно наполняется благодатью Божией, когда ангел-хранитель ведет его посреди этого мира. Когда не мятется оно в этих просторах и понятиях мира сего, не заполняется состояние окружающего мира, но желает только одного: быть под водительством ангельским, а не под водительством духов злобы поднебесной. И сегодня Господь вновь напоминает нам и говорит о том, чтобы мы вспомнили о том, что мы должны жить совершенно иначе. Наше сердце должно быть наполнено иными словами, иным содержанием, отличным от всего того, что предлагает человеку мир. Пытается ворваться в его внутренний мир и лишить человека самого главного – лишить тишины, в которой только и рождается молитва.

    Молитва превозмогает и изменяет этот мир. Сегодня мы слышали слова Господа: «Бу́дите у́бо милосе́рди, я́коже и Оте́цъ ва́шъ милосе́рдъ е́сть». Милосерд Отец Небесный! Он слышит молитвы! И мы знаем из истории, как многажды в истории Господь по молитвам изменял Свой суд, который Он выносил об окружающем нас с вами земном мире. Как пророка Иоана, чтобы не солгалось пророчество Божие о том, что будет разрушен город Ниневия, потому что покаялся народ, возложил на себя пост, вознес свои молитвы покаянные – и пророк познал милосердие Божие. И сколько раз бедствия, которые постигали Отечество наше, и Смутное время, о котором мы уже много знаем. Все совершалось и изменялось по тем молитвам, которые возносились от сердец людей к Небу.

    Святый праведный Иоанн Кронштадтский приоткрывал нам тайну, когда Россия была прикрыта, как неким облаком, молитвами, которые возносились из каждого дома, из каждой семьи. Это благодатное благоухание покрывало наше Отечество. И по мере истории, как он приоткрывал, оставались только небольшие места, храмы и дома, из которых уже только тонкий дымок молитвы поднимался к Небу. И конечно же он уже не мог покрыть сполна все Отечество наше. Таков видимый знак той силы, которой обладает молитва, которая способна действительно привлечь милосердие Божие, исправить, изменить то, что делается вопреки воле Божией.

     Для того, чтобы лишить этого Небесного покровительства, дьявол употребляет все свои усилия. И самое главное направление его по отношению к человеку – лишить человека покоя, смутить его, направить его мысли, облечь его слова в совершенно иные формы, которые не являются молитвенным обращением, молитвенной устремленностью к Богу. И во все времена, мы знаем и видим, действительно, молитва никогда не оставалась без внимания Отца нашего Небесного. И Господь, прежде всего, и от нас с вами ждет этого молитвенного устроения сердца, молитвенного настроения, которое только и способно изменить окружающий нас мир, изменить нас самих, прежде всего – чтобы ушли из сердца зависть, обиды, злоба, злорадство, которые проистекают из страшного дьявольского корня. Вырвать его из себя. И вернуть себе тишину молитвенную, которая и дает нам надежду на то, что милость Божия будет по-прежнему с нами и Господь по-прежнему будет являть Свое милосердие. И на безблагодатных, и на злых – на всех Господь являет Свою милость.

    Но путь, по которому мы должны пойти, чтобы исцелить и самих себя, и окружающий мир Господь так же нам с вами указывает и дает простое Золотое правило: учись, видя ближнего перед собой, не делай ему того и не говори ему тех слов, которые ты и сам бы не хотел услышать по отношению к самому себе. Окажи почтение и уважение к другому человеку вне зависимости от того, как и что он говорит, как он проявляет себя по отношению к тебе. Человек должен стать свободным! Мы должны стать независимыми и свободными в этом мире. Свободными от греха, от этой власти дьявольской и не быть подобными ветхозаветным людям, которые не могут отличить греха от другого человека. И как только видят или слышат того, что не соответствует их понятиям, тут же готовы кричать: распни, распни его! – по отношению к ближнему. Но мы-то знаем больше. И Господь ждет от тех, кто открывает навстречу Ему сердца свои, чтобы и мы сделали этот шаг и стали для этого мира тем светом, которого так здесь не хватает, той тишиной и покоем, которого так не хватает сердцам людей. Чтобы своими поступками, когда и слов-то и не надо, показывать и являть, что мы действительно знаем и являем Бога. Что мы желаем жить по тем словам, по тем законам, которые нам полагает Сам Господь. Мы хотим жить под водительством ангельским. Мы хотим жить с ангелами, а не с этими бесами, которыми так чрезмерно наполнен окружающий нас мир.

    Посему мне хотелось бы пожелать, прежде всего, самому себе и каждому из нас, чтобы мы помнили и не забывали о том величайшем оружии, которым обладает каждый из нас. И каждый из нас ответственен не только за самого себя, но и за окружающий нас мир. По той молитве, как лампадочке, которая должна теплиться в нашем сердце и никогда не угасать. Преподобный Серафим говорил: «Спасися сам – и вокруг тебя спасутся тысячи». И в этих словах есть наша ответственность – что мы этим тысячам людей своими словами и поступками закрываем путь ко спасению. В этом наша ответственность – мы знаем больше, чем окружающий нас мир.

    Мне хотелось пожелать еще и еще раз: чтобы мы не забывали о той великой силе, которой мы обладаем, которая нам с вами дана. И Господь всегда рядом с нами, и ангелы-хранители, и ангельский мир всегда рядом с нами, готовы нам помогать! Но требуется только одно: чтобы мы не закрывали свое сердце по отношению к Богу и научились поступать с нашими ближними подобно тому, как и сами хотим, чтобы поступали с нами.

    Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

    все праздники

Расписание богослужений

28 НОЯБРЬ ВТОРНИК
08:30 Исповедь, Часы, Литургия.
18:00 Всенощное бдение.
29 НОЯБРЬ СРЕДА
07:40 Исповедь, Часы, Литургия.
17:00 Вечерня, Утреня, 1-й час.
[Далее]