• Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 10-ю по Пятидесятнице. 21.08.2022

    21/08/2022
    Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 10-ю по Пятидесятнице. 21.08.2022

    Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

    «О, роде невѣрный и развращенный, доколѣ буду съ вами? Доколѣ терплю вамъ?» – такие слова Господа, исторгающиеся из сердца Его со скорбью, слышали мы сегодня в Евангельском чтении. Много происходит чудес. Многие слова, которые говорит Господь, приносят утешение и радость в сердца людей, умиряют их, исцеляют их от болезней. Но совершится то, о чем скорбит Господь: человек поднимает руку на Господа и умертвит Его. Об этом говорит Сам Господь Своим ученикам, как мы слышали сегодня в Евангелии: Он будет предан в руки человеков, и убиют Его.

    Такова воля этого рода неверного и прелюбодейного, который не хочет увидеть очевидное – то, что является пред глазами его: видит – и не видит, слышит – и не слышит то, что совершает Господь. Желает только ходить по похотям сердца своего.

    Но Господь не оставляет человека среди обстоятельств и испытаний, с которыми он сталкивается в своей земной жизни.

    Сегодня Евангелие вновь показывает нам, в чем же причина тех тяжелых состояний, в которых оказывается человек, даже порой восставая на Бога: причина в той одержимости, которая подчиняет волю, ум, тело человека, заставляя его исполнять то, чего сам человек даже не желает.

    Сердце человека должно принадлежать Богу, но духи злобы получают величайшую власть над человеком, если человек сам открывает навстречу этой силе из мира духовного свое сердце. И свободу человека никто не может нарушить, кроме самого человека, если он открывает свое сердце тому, кто стучится туда.

    А мир падший всегда стучится в сердце человеческое, предлагая ему те или иные удобства, радости, и, как человеку кажется, утешения. Но потом все это оказывается для человека величайшим бедствием: стоит только приоткрыть свое сердце на этот стук через помыслы, которые приходят извне,– и человек становится рабом той силы духовной, которая подчиняет его. И бедствия телесные, душевные и духовные терпит человек, когда эта сила возымеет над ним власть.

    Сегодня мы также в Евангельском чтении слышали, как отец привел сына и обратился к апостолам (потому что Христа в тот момент не оказалось – Он был на горе Преображения). Спускаясь с горы, Господь видит, как идет спор, ибо ученики не смогли излечить сына этого человека. Этот отец идет навстречу Господу, встает на колени пред Ним и просит об исцелении своего сына. Он идет не потому, что любит Господа не потому, что имеет веру в Господа, а потому, что он любит сына и желает ослабить недуг его. Любовь к сыну сподвигла его, искать любую возможность получить здравие для сына, ибо они жили в ожидании скорбей: отец перечисляет все беды и скорби, которые сопутствовали сыну «из детства». И вот это желание вернуть сыну здравие подвигло его прийти ко Христу, о Котором он многажды слышал, что Он являет чудеса, дарует здравие людям.

    Сегодняшнее Евангельское чтение напоминает нам о том, как быстро находит человек Господа в скорби. Порой эти скорбные, трудные обстоятельства жизни человека, данные ему Богом, и направлены только на то, чтобы он вновь поискал Христа: ибо когда у человека не остается иных надежд, он ищет помощи только у Бога и уповает только на Него. Как часто человек, когда благоденствует, забывает о Боге, уходит «на сторону далече» и ищет там радостный и утешительный для себя строй-порядок жизни, пытается построить свою жизнь вне Бога. Но вновь приходят те или иные обстоятельства, через которые Господь напоминает о Себе, – чтобы человек поискал Господа, устремился к Нему: может быть и вера еще не так глубока, и нет упования на Господа, но внешние обстоятельства ведут человека к тому, чтобы Он встретился со Христом.

    Господь желает, чтобы эта встреча стала радостью и полнотой жизни для человека. И Он указывает на тот путь, по которому может пойти человек, чтобы наполнить свою душу этой благодатной радостью, когда человек получает от Господа некие извещения, поддержку, решение каких-то обстоятельств, когда сердце ликует, когда оно без меры благодарит Господа.

    Но эта вера, эта радость, это ликование сердца человеческого сразу подвергаются испытаниям, ибо благодать Божия, которая входит в жизнь человека, также привлекает и действие духа нечистого, который старается похитить полноту этой радости и лишить человека благословения и благодати Божией: приходят всякого рода обстоятельства, с которыми человек сталкивается, и от него зависит, как он ответит на эти испытания, которым начинает подвергаться сердце и душа его – через помыслы, через зависть, которая некогда стала бедствием для духовного мира и породила духов нечистых. И этой завистью они пытаются заразить, как некой духовной болезнью, сердце человеческое, чтобы мы утратили благословение Божие, благодать Божию – ту силу, которая способна изменять все и в нашей жизни, и в жизни окружающих нас людей.

    И Господь сегодня говорит нам о том, как сохранять благословение Божие в сердце, чтобы оно не терялось в нашей жизни. Постом и молитвой – говорит Господь – изгоняются прилоги бесовские, которые приступают к сердцу каждого человека. Постом мы охраняем свое сердце извне: воздержанием и осторожностью, которой мы научаемся во всех внешних обстоятельствах жизни – во всем с чем соприкасается человек. Внешне мы ограничиваем себя не только в том, что едим и пьем, но постом ограничиваем и внешние свои впечатления, свое любопытство.

    Отец Павел Флоренский говорил, что обуздывать свое любопытство – такое же благо, как обуздывать свое чрево. Ибо порой человек может своим любопытством далеко устремляться в этом мире безбрежном, особенно – современном, когда доступность информации внушает ему мысль, что все возможно узнать и понять. Но не знает он и не ведает, что ему нередко предлагается только то, что приготовлено, чтобы его смутить и увести «на сторону далече».

    Молитвой человек пожигает внутри себя как огнем все помыслы нечистые и прилоги врага, который стремится подчинить нашу волю, войти в наше сердце и начать с ним прелюбодействовать. Святые отцы говорят, что всякий грех и помысл, который мы пропускаем в наше сердце – это результат того, что наше сердце любодействует со грехом. Молитва, которая пребывает в душе и сердце, пожигает как огонь все нечистые, скверные помыслы, которыми враг пытается нас подчинить себе, заставить исполнять волю свою.

    Таков строй-порядок духовной жизни, о которым мы не должны забывать. Мы не должны забывать о том, что перед нами находится мир неведомый, духовный. Этот мир всегда проявляет интерес и внимание к тому, что происходит с человеком. Ангельский мир стремится помочь, поддержать каждого из нас. Ангел-хранитель всегда близь каждого из нас. Точно так же и мир демонический пытается уловить и увести сердце человеческое «на сторону далече».

    Сила мира духовного велика. Мы сегодня видели в Евангельском чтении, сколь велика эта сила над телом человеческим: как она заставляет человека бедствовать и страдать. Но еще больше власть эта простирается и над душой человеческой: страждет и скорбит душа, если она оказывается во власти духа нечистого. Но не будем забывать, что сегодня Господь указывает нам на тот путь, по которому мы должны пойти, чтобы освободить свое сердце и душу из объятий лукавого духа. Пост и молитва – этот тот единственный путь, который помогает нам обрести свободу, вновь вернуть себе то достоинство, из которого мы порой ниспадаем, подчиняясь нечистой власти, которая уводит нас «на сторону далече» своими ласкательствами, предложениями и утешениями. Но бедствует сердце, гладствует, и сколько бы оно ни пыталась насытиться тем, что предлагает человеку мир, никогда оно не насытится, пока не найдет Самого Господа. И путь один – пост и молитва. Об этом мы не должны забывать, сугубо – в эти дни Успенского поста: чтобы, наполняя свою жизнь и молитвой, и трудами постными, достичь нам праздника Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и сполна возрадоваться той полноте жизни, о которой будет нам возвещать Церковь в эти праздничные дни.

    Желается, прежде всего – самому себе, и каждому из нас, чтобы мы не забывали: «блюди, како опасно ходиши». Не забывай о том, какой мир предстоит тебе. Держи оружие поста и молитвы – и благо будет тебе!

    Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

    все праздники

Расписание богослужений

10 ДЕКАБРЬ ВОСКРЕСЕНЬЕ
08:30 Исповедь, Часы, Литургия.
17:00 Вечерня, Утреня, 1-й час.
11 ДЕКАБРЬ ПОНЕДЕЛЬНИК
08:00 Молебен в Иверской Часовне.
08:30 Исповедь, Часы, Литургия.
[Далее]