• Творчество прихожан
  • Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Протоиерей Игорь Осипенко. Проповедь к Престольному празднику храма пророка Божия Илии на Новгородском подворье г. Москвы, произнесенная 2 августа 2017 г.

    02/08/2017
    Протоиерей Игорь Осипенко. Проповедь к Престольному празднику храма пророка Божия Илии на Новгородском подворье г. Москвы, произнесенная 2 августа 2017 г.


    201708041924281_1221Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

    С момента изгнания Адама из Рая человечество входит в пространство истории. В жизни вечной истории нет. История принципиально возможна только там, где есть понятие смерти, где мы можем мыслить категориями «успел» - «не успел», где актуально чувство времени. Чем больше греха, тем меньше времени жизни у конкретного человека, у нации, у цивилизации. Если мы видим, что наша жизнь начинает ускоряться – это значит, что мы все более и более погружаемся в грех.

    Таков закон человеческой истории.

    А сегодня мы празднуем исключение из этого закона – пророк Божий Илия взят живым на небо, смертный – в вечность. Святой Илия являет собой проникновение человеческой истории в вечность. И это – тоже закон: святость всегда нарушает человеческие законы.

    Немногие святые сподобляются протянуть нить истории через вечность, немногие святые своей земной жизнью охватывают тысячелетия человеческой истории. А точнее – их всего два: святые Енох и Илия. Они в своей земной плоти вернутся перед Вторым Пришествием Христовым. И для нас принципиально важно понять, как смертный человек может нарушить закон человеческой истории, в чем непосредственно заключается тот Дар Божий, который с благоговением приносят эти два праведника через тысячелетия.

    Житие праведного Еноха от нас сокрыто, мы только знаем, что «ходил Енох перед Богом» [Быт. 5:24]. В этой фразе заключено слишком много, чтобы считать ее практическим руководством. И в этом смысле житие пророка Божия Илии для нас более ценно.

    Мы, например, знаем, что Илия-пророк никогда не оставлял своего служения ради зарабатывания куска хлеба – в сложных и безвыходных ситуациях Господь Сам кормил его: то через ворона, то через вдову из Сарепты.

    Илия-пророк никогда не боялся превосходящей силы противника: если он знал, что правда Божия на его стороне, то смело выходил и к пятидесяти воинам-стражникам, и к сотням жрецов.

    Илия-пророк строго хранил свою веру, за что был прозван ревнителем. Он не боялся открыто исповедовать свою веру, не боялся потерять социальные или материальные блага, он просто не мог поставить житейское благополучие выше сохранения истинной веры.

    И за это был удостоен важного откровения от Бога о сокровенных праведниках: семь тысяч мужей не подклонили колена Ваалу на фоне общенационального безумия, охватившего в то время израильский народ.

    И сейчас, в преддверии столетия нашего октябрьского социалистического безумия, мы с уверенностью можем констатировать: в любом национальном, общегосударственном или даже мировом безумии Господь будет хранить сокровенных мужей. Тогда, в начале ХХ века, верующим казалось, что мир рухнул, что они не могут противостоять общему безумию. Как Илия-пророк, они взывали к Богу с плачем, что они остались одиноки, но каждый из сокровенных мужей и жен вносил свою лепту, и вот сейчас мы стали свидетелями того, как из этих крох собралась и окрепла вера нашего народа.

    Мир не стоит на месте. То, что мы сейчас видим вокруг себя, все более и более становится похоже на общемировое безумие. Обратим внимание на то, как изменилась наша жизнь за пару последних десятилетий. Теперь человека с самого рождения пытаются вырвать из нормального природного состояния.

    Так, даже появиться на свет малышу не дают в срок – стимуляция и кесарево сечение из редких исключений становятся нормой.

    Благодаря рекламной индустрии и компьютерным технологиям, ребенок с первых дней жизни получает вал информации, не полезной детскому сознанию и детской психике.

    Ювенальная юстиция грубо вторгается в интимный процесс дошкольного домашнего воспитания.

    С раннего возраста наши дети вынуждены осваивать компьютерную технику, хотя педагогике давно известно, что логическое мышление развивается лишь к 11 годам.

    Нас вообще все более и более погружают в виртуальность: виртуальная работа, виртуальные деньги, виртуальные друзья, виртуальные путешествия…

    Под видом толерантности христианам запрещают открыто исповедовать свою веру: мы прячем нательные крестики, убираем святые иконы из общественных мест; на Западе вводится запрет на разговоры о смерти, то есть за проповедь Воскресения Христова можно попасть в тюрьму!

    Мы не только перестали отдавать седьмой день Господу – мы перестали уважать труд. Все мысли общества сейчас об отдыхе.

    Узаконивается содомский грех.

    Мы уже привыкли к узаконенному аборту по прихоти матери, а теперь нам предлагают узаконить эвтаназию. Думается, что и принудительная эвтаназия не заставит долго себя ждать…

    И это – далеко не все симптомы общемирового заболевания безумием. Понятно, что в таком окружении все сложнее и сложнее становится соблюдать даже элементарные нормы Закона Божия. И если мы от этого начинаем приходить в смущение – самое время вспомнить о пророке Божием Илие, о его ревности и Божием откровении о семи тысячах мужей, не поддавшихся общему безумию.

    Да, нас мало. Но нас намного больше, чем кажется каждому из нас в отдельности. И если даже через советское время русский народ смог пронести Православную веру, мы сможем и сейчас. «Не бойся, малое стадо!» - слышим мы из уст Спасителя. Так что не будем бояться открыто исповедовать свою веру, даже если это не современно. Запад уже сдался, они считают, что живут в постхристианскую эру. А мы четко знаем, что Православная Церковь будет стоять до конца мира. А точнее – мир будет стоять, пока держится Православная Церковь. Помните, как праотец Авраам спрашивал у Господа о Содоме: «Неужели Ты … не пощадишь места сего ради пятидесяти праведников?» - а Господь обещал сохранить Содом даже ради десяти праведников [Быт.18: 24, 32].

    И сейчас, во время общемирового безумия, каждый из нас, соблюдая чистоту сердца, может стать одним из десяти праведников, ради которых Господь будет продолжать историческое время этого мира.

    «Моли Бога о нас, пророче Божий Илие! Моли Бога об укреплении нашей веры, о ревности и бесстрашии, о радости быть причастниками Малого Стада Господа нашего Иисуса Христа!» Ему же честь и слава…!

    Аминь!

    все праздники

Расписание богослужений

29 МАРТ ПЯТНИЦА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия Преждеосвященных Даров.
18:00 Великое Повечерие, Утреня, 1-й час.
30 МАРТ СУББОТА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия. Панихида.
17:00 Всенощное бдение.
[Далее]