
Приходская жизнь
Пастырское слово
-
26/12/2022
Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 28-ю по Пятидесятнице, святых праотец. 25.12.2022Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
все праздники
Сегодня мы с вами, братия и сестры, слышали чтение в Неделю святых праотец о том, как некий человек, сотворив вечерю, призвал на нее своих близких друзей, желая разделить с ними радость встречи. Но его близкие друзья начали отрицаться: не могут они прийти на этот званый вечер под разными предлогами. Евангельское чтение, которое мы слышали, читается в Неделю святых праотец, чтобы напомнить нам духовную историю: как Господь многажды призывал народ, которому Он открыл полноту истины, открыл и Самого Себя, чтобы они не отступали и не следовали по пути мира сего. И многажды Господь посылает к этим людям Своих пророков, учителей, которые пытаются удержать их от соблазнов мира сего. Но Священная история свидетельствует нам, что не так много среди избранного Богом народа оставалось верных и следовавших за призывом пророков.
И Господь, как мы слышали сегодня в Евангелии, посылает раба Своего. В этом Евангельском чтении Господь под человеком имеет в виду Бога-Отца, Который готов принять в Свое Царство Небесное тех, кто отвечает на призыв Его. Под рабом понимается Сын Божий, Который приходит в этот мир, чтобы вновь собрать тех, кто откликнется на призыв Его, чтобы наполнился Дом Отца Небесного. Дом этот должен наполнится – святые отцы говорят, по преданию, что должно восполнится число падших ангелов. И человек, откликающийся на призыв Божий и строящий жизнь свою по заповедям, которые полагает Господь, восполняет это отпадшее число и входит в Царство Небесное, в ту полноту радости и жизни, которая уготована любящим Господа.
Господь сегодня приоткрывает эти тайны мира и нам с вами. За этой исторической перспективой, которая раскрывается в Евангелии нам сегодня Господом – о том, как наполнится Дом Царствия Небесного на этой вечери, не только теми, кто находился в ограде (имеются в виду те, кто жил с Богом, избранный народ, кто находился в ограде, которую Господь выстроил Своими заповедями и законами вокруг – от окружающего их языческого мира), но и – слепыми, хромыми, убогими. Ибо вожди этого народа, учителя отказались следовать за призывом Господа нашего Иисуса Христа, восстали против Него. И Господь идет к тем, кто может Его принять. Это неученые, несчастные люди, которые (как мы слышали во втором сегодняшнем Евангельском чтении) следовали за Ним, желали исцелиться от Него, желали услышать слово Его. И вот эти простые души и сердца Господь вводит в Царствие Небесное. И даже, более того, Евангелие приоткрывает еще одну тайну: не только из этой ограды наполнится избранными душами Царствие Небесное, но и теми, кто живет вне этой ограды. Указывается на грядущее – на то, как мир языческий откликнется на призыв апостольский и последует за Господом.
Сегодняшнее Евангельское чтение за этой исторической перспективой открывает нам ту ответственность, которую каждый из нас принимает на себя. Мы с вами все призваны Господом – всех нас Господь уже позвал. Каждый из нас имеет печать крещения, запечатлен в Таинстве Крещения. И Господь конечно же ждет, что каждый из откликнется на призыв Его. Вечеря, которая уготована для каждого из нас – то, о чем и помышлять некогда пророки даже не могли. Они только зрели в некоем таинственном созерцании грядущее – что уготовано каждому из нас с вами: Божественная Литургия, причащение Святых Христовых Таин – разве могли помыслить об этом некогда даже сами пророки? И как они могли бы представлять нас сейчас, приходящих к Чаше Христовой, причащающихся Тела и Крови Христовых – Святых Тайн? Как они видели бы нас и наверно в сердце своем помышляли, что это – самые счастливые люди! Другой, большей радости, счастья для человека в этом мире не существует! Господь ждет, что каждый из нас откликнется на Его призыв и приступит к этой полноте жизни сокровенной, Литургической и таинственной.
Но, как и в те далекие времена, духовная борьба человека никогда не бывает простой и полна искушений, которых не смогли преодолеть многие люди и пошли по пути широкому, а не по узкому, по которому ведет нас Господь через заповеди Божии. И открывается нам еще одна духовная перспектива – борьбы за душу и сердце человеческое – борьбы с искушениями, помыслами и страстями, которые восходят на ум и сердце человеческое: желает враг рода человеческого похитить эту возможность, эту величайшую радость для каждого из нас – быть с Богом, желает по злобе своей подчинить нас своей воле, чтобы не исполнилось обетование Божие.
И как же он борется с человеком? Какие находит пути? Казалось бы, какая величайшая радость для человека – быть с Богом! Но что же мешает? И как легко претыкается человек на этом духовном пути! Порой это житейское попечение, которое нас с вами делает безблагодатными: лишает благословения Божия, лишает возможности присутствия за Божественной Литургией, за нашим маленьким, простым молитвенным правилом. Это житейское попечение нас увлекает и откладывается все на потом. И лучшее время дня, которое есть у нас, занято житейскими заботами и попечениями, а Богу остается то время, когда мы либо уже с трудом соображаем, читая свое молитвенное правило, либо сокращаем его, потому что уже и сил нет, и нет никаких возможностей: то есть Богу отдается не лучшее время из того, что у нас есть, а то, которое уже не имеет большой ценности, ибо нет сил и рассеянность постоянно восходит на сердце человеческое.
Люди, которые отрицались от того, чтобы прийти на уготованную для них вечерю, живут по плотским представлениям и мечтаниям. Об этом нам сегодня также говорит Евангелие. Один купил землю и желает ее осмотреть: эта бесконечная человеческая любознательность в познании земли лишает человека возможности чувствовать призыв Божий. Человек увлечен, он погружен в эти построения, умозаключения, изучение законов природы, но за этим не видит Бога: он смотрит на картину, но не видит Творца.
Другой, о ком мы слышим в Евангельском чтении, купивший пять супруг воловных, идет их испытать: святые отцы обращали внимание на то, что человек как бы сопрягает пять телесных чувств с пятью душевными и делает душу свою плотью, не способной слышать призыв Божий. Имеющий жену уподобляется человеку, погруженному в удовольствия, в свои понятия и представления – и он тоже не способен услышать Божественный призыв – он занят своими делами: плоть становится властвующей и главенствующей над всеми трудами и делами человека.
И сегодня, когда мы слышим это Евангельское чтение: «много званных, но мало избранных», предупреждающее нас о тех опасностях, которые поджидают каждого из нас в духовной жизни, желается, чтобы сердце наше всегда было открыто навстречу Богу. Чтобы нам не отступать от этой Божественной вечери – Литургии, чтобы не восходило на сердце никаких сомнений и смущений, чтобы мы не оказались вне полноты нашей жизни, не остались без Причастия Святых Христовых Таин. И это предупреждение, которое нам дает Господь, указывает на то, сколь осторожны мы должны быть в нашей духовной жизни, сколь осторожны должны быть с теми житейскими попечениями, с нашими устремлениями сделать то-то или то-то: если это превозмогает весь строй-порядок духовной жизни, если эта устремленность к удовольствиям, к богатству, к любопытству и любознательности уводит нас от Господа, то этим можно спокойно пожертвовать, ибо за этим ничего не стоит. Там только пустота, о которой нам говорит апостол: «обюродивша и оскудеша от благодати».
Посему и желается, чтобы главным устоем, главным правилом нашей духовной жизни была Божественная Литургия, чтобы этот строй-порядок церковной жизни никогда не оставлял наше сердце. Мы должны понимать: здесь, в храме, совершается невозможное для окружающего нас мира. И как бы ни пытался человек выстроить свой строй-порядок в этом мире, без храма, без Божественной Литургии, без Церкви это невозможно. Посему желается, чтобы не терялся наш церковный строй-порядок жизни, чтобы житейские попечения, как мы слышим, откладывались на потом, а не наша духовная жизнь.
Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!
Расписание богослужений
- 15 Февраля суббота
-
08:30 Исповедь, Часы, Литургия.
17:00 Всенощное бдение.
- 16 Февраля воскресенье
-
08:30 Исповедь, Часы, Литургия.