• Творчество прихожан
  • Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 22-ю. 13.11.2022

    13/11/2022
    Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 22-ю. 13.11.2022

    Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

    Сегодня мы с вами, братия и сестры, слышали Евангельское чтение Недели – о том, как Господь исцелили бесноватого человека: о том, как к Нему приходит страна Гадаринская и просит покинуть пределы их, а муж, из которого Господь изгнал бесов, просит, чтобы остаться со Господом. И Господь дает ему послушание, чтобы он шел в дом и возвестил всем, что сотворил ему Бог. Он же, как повествует нам Евангелие, пошел по всей стране, проповедуя о том, что сотворил с ним Иисус.

    Сегодняшнее Евангельское чтение раскрывает перед нами, что есть здоровье и что есть болезнь. Здоровый человек – это человек благодарный, который способен за те благодеяния, милости, которые он получает от Бога, от других людей, воздать благодарность: никогда не остается в долгу перед людьми своей благодарностью и, более того, ищет возможности оправдать любого человека и воздать ему благодарение.

    Болезнь есть для человека, как повествует нам Евангелие, несчастное, бедственное состояние одержимости силой бесовской. И мы видим в Евангелии несчастного человека, в которого вселился целый легион бесов. И ничего с ним люди поделать не могли, ибо бесы так мучали человека, что всякого рода путы, которыми пытались люди связать его, он развязывал и жить уже не мог среди людей, в доме, а жил во гробах. Таково было бедственное состояние человека, беду которого мы видим внешним образом – его несчастье, болезнь, одержимость, беснование. И Господь являет милость над этим человеком: исцеляет его от тех, кто мучил его, и возвращает ему здравие и душевное, и телесное. Открываются очи этого человека, ибо Господь ему говорит, прикрываясь смирением, о том, чтобы он шел и проповедовал о том, что сотворил ему Бог. И, как мы слышим в Евангелии, он идет и проповедует, что сотворил ему Иисус – для него открылась тайна пришествия Бога в этот мир. И он чувствует своим сердцам, что был причастником этой силы Божественной, которая исцелила его.

    Болезнь, как мы знаем, бывает (явным, внешним образом для человека) тяжелым бременем, которое человек несет. И когда человек оказывается в такой ситуации, он стремится искать врачей, чтобы исцелиться от своего недуга, от своей болезни. Но есть, как мы знаем, и более страшные болезни, когда болезнь подрывает как бы изнутри человека, а человек этого не чувствует, живет и не задумывается, – нет внешних проявлений болезни, и только потом, в последний момент, это открывается, когда уже порой поделать ничего невозможно. Вот это сокровенное течение болезни – самое страшное: когда человек не чувствует, что он болен. И вот сегодня мы видим, как Господь приходит в страну Гадаринскую, чтобы исцелить людей этой страны от той нечувственной болезни, которой они были подвержены. И если человек бесноватый внешним образом был одержим этими бесами, то люди страны Гадаринской точно так же были больны, одержимы этой силой бесовской, которая привязала их ко всякого рода плотским утехам и желаниям: когда им хотелось жить так, как они живут, когда им виделось завтрашнее лучше, чем сегодняшнее, и – еще больше, еще вкуснее, еще послаще. Это мир страны Гадаринской.

    Господь знает их болезнь, желает исцелить их от этого недуга, в котором они оказались. И Господь являет Свое всемогущество и силу: и этих бесов, которые во множестве пребывали в человеке бесноватом, отправляет в стадо свиное. Не столько потому, что Он послушался просьбы бесовской, сколько Он хотел, чтобы люди страны Гадаринской вразумились: ибо они жили и знали, что по закону запрещено вкушать мясо свиней, знали, что за этим стоит их беззаконие. И Господь этим действием пытается их научить и вразумить, чтобы они подумали и вспомнили о том множестве беззаконий, которыми наполнена их жизнь, которые они почитают как радость и утешение, как сладость, и не желают от них отстать.

    Господь являет Свое всемогущество: желает помочь этим людям и как бы забирает у них часть их беззакония. Но мы слышим в Евангелии, что происходит дальше: люди страны Гадаринской не готовы расстаться со своими представлениями о жизни, со своими фантазиями, которые они выстраивают о завтрашнем дне, погружаясь в день сегодняшний, в заботы о каких-то своих представлениях. Не готовы они отступить от бесовской привязанности к тому миру, который их привязал. И желают они: Господи, Ты отойди от нас, чтобы мы не потерпели какого-то еще убытка. Они не чувствуют свою болезнь, не понимают глубины бедствия, в котором они оказались.

    Страшно то, что внешним образом раскрывается нам под состоянием беснования человека больного, но не менее страшно то, что происходит в душе и сердце людей страны Гадаринской.

    Господь всегда желает всем спастись. Он никогда не отступает от человека и помогает ему преодолеть всякую немощь, болезнь и порой указывает ему на те болезни, которыми болеет душа человеческая. И эти указания, наказания, которые являет Господь, подобны тем, какие были даны людям страны Гадаринской. Господь показывает и забирает то, что нам казалось важным и значимым. Господь желает образумить человека и вернуть его к Самому Себе, ко Господу, к Богу, чтобы он отвлекся от своих привязанностей и представлений, и приходят времена, когда Господь выстраивает все таким образом, что человек не может уже себе представлять и выстраивать жизнь свою из вчера в сегодня и в завтра, потому что никто не знает, каким будет завтра: многое забирает Господь из представлений, понятий, земных привязанностей, из материального достатка, экономических представлений и устроений. Показывает Господь и научает нас главному (желая, чтобы выздоровели наши душа и сердце): что завтра принадлежит только Богу, а не нашим человеческим болезненным привязанностям к тому, чем живет наше сердце.

    Много собрано свидетельств тех, кто пережил моменты оставления этой жизни. Даже есть научные исследования о тех, кто пережил переход границы от земной жизни в мир, неведомый для человека, вне зависимости от того, как он представлял это, какова была его вера. Все они свидетельствует только об одном, когда возвращаются вновь к жизни земной: они становятся совсем другими. И многое из того, к чему было привязано, клеилось действием бесовским сердце человеческое, для них становится уже не важным и совершенно не значимым. Они полностью меняют свою жизнь. Они совершенно иначе смотрят на окружающий их мир, научая и показывая нам, что любое соприкосновение человека с действием силы Божией, с откровением мира духовного меняет наш строй-порядок жизни.

    Но человеку страны Гадаринской не хочется соприкасаться с миром духовным: ему страшно, ему привычно жить в том мире, в котором он живет. Но постоянно Господь разрушает привычку людей жить так, как им хочется. Господь желает только одного: чтобы человек научился следовать тому пути, который полагает ему Господь. И выстраивает трудности, обстоятельства, которые вновь возвращают человека к тому, чтобы он научился мыслить не в категориях экономических, политических и прочих, которыми нас так щедро одаривают средства массовой информации, телевизор и так далее, – порой только «уши торчат» из этого потока. Но там пусто! Там нет Бога! Там есть только человеческие страсти. Там – страна Гадаринская!

    А Господь нас с вами ждет – ждет, что мы научимся Его благодарить. Благодарить за то, что Он нам дает – дает исцеление, желая, чтобы мы вновь изменили свою жизнь, возродились к иному строю-порядку нашей жизни, пересмотрели все, от начала и до конца, в своей жизни, чтобы действительно жизнь наша стала жизнью человека благодарного, а не человека, исполненного зла, зависти.

    Мы слышали сегодня, как бесы обращаются ко Христу и говорят о том, что, зачем Он пришел мучить их до времени, просят отправить их в стадо свиное. И здесь видна болезнь, которая поражает сердце человеческое, когда оно исполнено злости. С одной стороны, это дерзость – обращаться так к Богу, они же знают, к Кому они обращаются, но дерзят. А, с другой стороны, им страшно, они боятся: «моля́ху Его́». И вот это состояние больной души: дерзость и страх, которые поражают ее.

    Мы видим, что страна Гадаринская исполнена этой дерзости и страха – «моли́ Его́ ве́сь наро́дъ страны́ Гадари́нскiя отити́ от ни́хъ, я́ко стра́хомъ ве́лiимъ одержи́ми бѣ́ху». Им страшно, что они могут еще чего-то лишиться в своей земной жизни.

    Но Господь нас не оставляет на пути преодоления болезни, которой поражается от силы дьявольской сердце человеческое. И мне хотелось бы пожелать, прежде всего – самому себе, и каждому из нас, чтобы мы помнили о том, что здоровье – это, прежде всего, наш путь благодарения Господа. И наша Божественная Литургия, которую мы совершаем, собираясь все вместе, это благодарение Господа. Сколько раз мы слышим «благодарим Господа»! Это для того, чтобы вновь и вновь возродилось наше сердце, преодолело эти страхи и дерзости страны Гадаринской и научилось быть благодарным Богу и благодарным людям.

    Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!



    все праздники

Расписание богослужений

15 Февраля суббота
08:30 Исповедь, Часы, Литургия.
17:00 Всенощное бдение.
16 Февраля воскресенье
08:30 Исповедь, Часы, Литургия.
[Далее]