
Приходская жизнь
Пастырское слово
-
06/11/2022
Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 21-ю. 6.11.2022Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
все праздники
Сегодня в Неделю 21-ю по Пятидесятнице мы с вами слышали Евангельское чтение – притчу о нищем. Эту притчу сказал Господь тем, кто находился рядом с Ним. В ней говорится о богатом и Лазаре. Мы видим образ, который раскрывает Господь пред теми, кто слышит слово Его – образ того, как строится жизнь человеческая. Об этом уже многажды говорил Господь и указывал, что есть путь широкий и есть путь узкий.
Люди выбирают путь в своей земной жизни. В образе богатого человека мы видим выбор земного пути, в краткосрочной земной перспективе: поживем и еще поищем здесь для себя каких-то радостей, утешений. Надеется человек, что он сможет чего-то здесь достичь, устроить для себя некое удобство земной жизни, пожить на земле. Но, как и в других образах, Господь под безумным богачом показывает, что еще никто здесь не смог насытиться от этих, как человеку казалось, возможностей и богатств земной жизни – во мгновение приходит конец этой жизни. И где все труды, где все земные желания, где те надежды, которые ставил человек перед собой в своей земной жизни, забывая о главном – забывая о том, что есть путь иной? Что есть жизнь, которая строится не по этим человеческим понятиям и представлениям, столь, может быть, понятным и ясным для человека.
Есть в нашей жизни иная перспектива, которая выводит и ведет нас в вечность: здесь иные ценности, иной строй-порядок жизни, которую проходит человек на земле. Жизнь земная и тот путь, по которому идет человек богатый, о котором нам с вами сегодня говорит Господь, раскрывалась нам в разных образах и понятиях и действует до сего дня. Ибо этот широкий путь увлекает и вовлекает в себя многие и многие потоки людей.
И раньше и до сего дня люди ставили своей целью устроить Рай на земле – это ересь хилиазма: будет тысячелетнее царство, все устроится, и Господь сделает так, что люди будут жить на земле, не бедствуя и живя так, как желается. Старшее поколение помнит и знает, как под образами социального устройства человек пытался (и пытается) построить некое общество, как ему кажется, справедливое, демократичное. Но кроме бедствий, войн и страданий ничего не приходит от этих устремлений человеческих – любых социальных преобразований, которые человек устраивает здесь на земле, надеясь через них достичь каких-то результатов. Вся история свидетельствует о тех бедствиях, которые приносят всякого рода революции, – на многие и многие поколения, которые потом еще преодолевают скорби, страдания, разруху, которые приходят на землю.
Другой ересью, которая продолжается и до сего дня, которая увлекает людей на широкий путь жизни, является ересь николаитов, о которой читаем в Откровении Иоанна Богослова – когда человек желает жить по своей похоти и плоти: все, что человеку хочется, все, что человеку доступно – не является зазорным, все самые страшные для человека и разрушительные с точки зрения Церкви понятия оправдываются, и самое святое, что только есть в нашей жизни – целомудрие, становится здесь презираем и ни во что вменяемым.
Мир устремляется по пути порока, оправдывая при этом себя чем угодно: что ничем не надо гнушаться и плоть надо утешать и возгревать. Но этот путь, как показывает опыт многих и многих поколений, опять – в никуда. А сегодня нам Господь говорит, что этот путь ведет в адские глубины, где человек страждет и ничего не может исправить в жизни своей. Душа оказывается в тяжелейшем состоянии и не имеет никаких надежд на то, что она сможет когда-либо освободиться.
Но перед нами раскрывается и иной образ жизни, иной путь – в образе Лазаря: человек был болен, в гное, лежал перед дверями человека богатого, был нищим, пытался насытиться только от крупиц, которые падали от трапезы богатого человека. Не много нам говорится в Евангелии, почему так произошло с этим человеком, что случилось в его жизни, что он оказался в таком бедственном положении. Но видим в Евангелии одну черту этого человека – он был терпелив: он не роптал, не обижался и не требовал для себя ничего, не указывал на свои обстоятельства, а терпеливо сносил свое бедствие, свое несчастье. И пришло время, когда он оказался в совершенно ином состоянии – на лоне Авраама и утешается уже в вечной жизни.
Человек богатый видимо не был плохим человеком, – мы не можем сказать, что он достоин по своим поступкам того места, где он оказался. Мы видим сегодня в Евангелии, что он просит за своих братьев (значит, любовь была в его сердце, забота, – но это все касалось земного). Ведь он понимает, перед каким грядущим страшным испытанием находятся и его братья, и он просит, чтобы Авраам направил Лазаря возвестить его братьям о той участи, которая их ждет, если они не оставят свой строй-порядок. Он надеется, что Лазарь предупредит их, и они, видя воскресшего Лазаря, восставшего из мертвых, изменят свой строй-порядок жизни, свое отношение к жизни исправят.
Но Господь говорит, что этого не произойдет, потому что человек богатый надеется на чудо, которое может исправить этих его братьев, – точно так же, как многажды в Евангелии просят от Господа чуда, указывая, что оно станет основанием для того, чтобы люди изменили свои мысли и свою жизнь. Но те, кто просил от Господа чуда – фарисеи, которые видели чудеса, совершаемые Господом, – не меняли своей жизни, а только все более и более их сердце восставало на Господа. И здесь Господь указывает, что ничего не произойдет, даже если мертвый восстанет – как некогда позже, когда Лазарь воскреснет от мертвых, – книжники, фарисеи, учителя положат на сердце свое убить не только Господа, но и Лазаря. Таково состояние сердца, когда оно противится Господу.
И почему же Господь говорит, что, если чудо совершится пред лицем этих людей, и должны были бы они исправиться, но этого не происходит? И не произойдет, – говорит Господь.
Есть главное чудо в этом мире – слово Божие. Господь указывает, что люди не послушали Моисея, пророков, – там, где глаголал Дух Святый. В Священном Писании говорит Дух Святый, говорит Сам Господь, обращаясь к сердцу каждого человека, – большего чуда здесь на земле быть не может! Ты слышишь слова Самого Господа и ты при этом не исправляешься! Ты остаешься в том состоянии, в каком ты и пребывал.
Евангелие обо всем нам ясно и точно говорит: и о нынешнем, и о будущем. Но кто слушает Евангелие? Кто стремится править свою жизнь по Евангельским заповедям? Господь многажды говорил, что видящие не видят, слышащие не слышат. Звучит Евангелие в этом мире, звучат слова Господа и действует Дух Святый. Никогда не пресекается действие Духа Святого в этом мире: Благодать Божия изливается и на добрых, и на злых. Но люди не видят – не хотят видеть. Подобно тому, как человек, пришедший на какой-то концерт, не обладает слухом: и сидит он на этом концерте, видит, как что-то происходит, как люди плачут от той радости, которую они получают, меняются… Ему все это не понятно: какие странные люди, что это с ними происходи необычное. И уходит он с этого концерта, так совсем ничего и не поняв, потому что судит только по самому себе и не хочет понять, что, на самом деле, он является, бедным, несчастным человеком, и не хочет потрудиться над собой, чтобы что-то изменить, научиться, открыть для себя мир иной.
Посему вновь и вновь нам с вами Господь говорит: более Евангелия – ничего не будет. И только воспринимая прямые слова Господа, мы должны вносить их в свое сердце: Евангелие должно стать тем, что выстраивает и правит нашу земную жизнь, – не желания человеческие, не стремление обо всех и обо всем судить-рядить, выстраивать какие-то свои понятия и представления о том, как должно было бы все быть устроено благоразумно: кто и что должен делать, какие события должны происходить. Но Господь говорит и указывает, что есть два пути в мире – очень разные. Господь в Евангелии говорит нам, что же открывается тому человеку, который идет по широкому пути, стремится к социальному переустройству, к удовлетворению и утешению своей плоти, – Господь не оставляет нас без понимания того, что будет происходить пред лицем такого человека. Как говорит Евангелие: будут брани, восстанут родители на детей, страхи придут в этот мир, люди будут умирать от страха! Господь говорит, что на этом пути человек будет полностью захвачен этим строем-порядком.
Но у тех, кто желает жить по Евангелию, следовать за Христом, происходящее в мире не касается их сердца, – они будут видеть «Небо отверсто и Ангелы Божия восходящия и нисходящия». Посему, выстраивая свою жизнь, мы должны быть внимательными, чтобы не заразиться этим вирусом, которого так много в этом мире: когда человека увлекает плоть, она увлекает его рассудок в разного рода рассуждения, которые превосходят его разумение о происходящем в окружающем нас мире. Доверять мы должны только Господу и сами выстраивать свой путь, а не по подсказке окружающего нас мир, – не предавать Господа среди тех обстоятельств, которыми так пытается увлечь человека этот мир, нагрузить его страхами, переживаниями. Но мы-то должны жить с ангелами, жить со святыми! И Матерь Божия всегда молится и не престает предстательствовать о нас пред Господом!
Об этом мы не должны никогда забывать! И тогда иначе все будет видеться нам в окружающем нас мире: тогда будем видеть, как действует Господь. Порой, может быть, и лекарства дает Господь этому миру не сладкие, а горькие. Но все это ведь для чего-то дает Господь! Для того, чтобы мы исправились, изменились, повернули свою жизнь от человеческих понятий к Евангелию, и вновь и вновь, взяв Евангелие, открыв, почитав, поняли и утвердились в том, что есть иной путь, отличный от всего того, что нам предлагает мир. И есть тот строй-порядок, который дает нам возможность преодолеть все без, всякого рода, разномыслий, разночтений, обид, переживаний, которые так легко входят в окружающий нас мир. Дальше будет больше! И мы слышали об этом в Евангелии.
Но мне бы хотелось еще раз напомнить самому себе и каждому из нас, что путь, по которому мы идем – узкий. И это путь указывает нам Евангелие, где Сам Господь обращается и говорит нашем сердцу: не бойся, иди во след Мене, и Я все устрою так, как ты даже представить и помыслить не можешь себе. Не входи своим разумом и своими рассуждениями туда, где действуют Мои судьбы, – говорит нам Господь.
Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!
Расписание богослужений
- 15 Февраля суббота
-
08:30 Исповедь, Часы, Литургия.
17:00 Всенощное бдение.
- 16 Февраля воскресенье
-
08:30 Исповедь, Часы, Литургия.