• Творчество прихожан
  • Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю по Воздвижении Креста, 17-ую по Пятидесятнице (01.10.2017)

    01/10/2017
    Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю по Воздвижении Креста, 17-ую по Пятидесятнице (01.10.2017)

    Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!

    «Иже хóщетъ по мнѣ́ ити́, да отвéржется себé, и вóзметъ крéстъ свóй, и по мнѣ́ грядéтъ» - такие слова мы слышали сегодня в Евангельском чтении Недели по Воздвижении Честнаго и Животворящего Креста Господня. Далее мы слышали, как Господь говорит, обращаясь к Своим ученикам, о том, что «сýть нѣ́цыи от здѣ́ стоя́щихъ, и́же не и́мутъ вкуси́ти смéрти, дóндеже ви́дятъ цáрствiе Бóжiе пришéдшее въ си́лѣ». Господь предваряет здесь событие Своего Преславного Преображения пред учениками Своими, когда они увидели открывшуюся им Славу Господню. И столь велико было видение сие, что апостол Петр, как мы знаем из Евангелия, говорит Господу: «хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии», - столь сладостно и радостно бывает для человека, когда он видит Господа, чувствует, что Он близь него. И эта благодатная полнота жизни, которая исходит от Господа, наполняет всего человека и приносит на сердце его ту неизреченную радость, которую человек не может приобрести в мире сем и, однажды вкусив эту радость, уже ни за что не променяет её на те удовольствия, которые предлагает мир человеку.

    Исполнились эти Евангельские слова Господа о том, что увидят «неции из зде стоящих» Славу Божию - как исполняется все, что говорится в Евангелии. Господь говорит, что человек должен идти во след Его, взяв крест свой, но также мы знаем, что Господь говорит об этом пути: путь этот не тяжел для человека. Как бы внешне ни казалось человеку трудно поднять этот крест свой, как бы ни казался крест этот тяжел и ни смущал его, но если человек следует по тому пути, который заповедует Господь, то совершается тайна на этом крестном пути человека: «Иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть».  Так говорит нам Господь, указывая на то, что не тяжело идти по жизни сей, как бы трудна ни казалась она со стороны – с Господом все преодолевается и нет тех трудностей, который не преодолел бы человек, если он живет со Христом.

    Господь напоминает нам о кресте, напоминает о той тайне домостроительства Божия, которая совершилась здесь на Земле – то, ради чего Он пришел на Землю: чтобы совершить дело спасения человека. И это дело спасения человека совершается в Церкви и Церковью через те благодатные таинства, которые совершаются в Церкви, через добродетели Евангельские, которые укрепляются в сердце человека, идущего за Христом.

    Если бы не было Креста Господня, не было этих страданий, не было этого пути, по которому пошел Господь, воплотившись здесь на Земле, то не было бы и Церкви Христовой. Потому что Церковь – это не просто собрание людей по каким-то их интересам и желаниям. Церковь – это особый дар Богочеловека человечеству, ибо Господь – Глава этой Церкви, а Церковь – это Тело Его. И в Церкви каждый человек становится частичкой этого особого Богочеловеческого организма, в котором вся полнота Божества передается каждой частичке. Человек получил возможность жить всей доступной для человека полнотой Божества. Если апостолам некогда приоткрылась слава Божия внешним образом (они видели преобразившегося Христа и видели этот неизреченный, таинственный свет), то нам с вами дается нечто большее – мы можем жить всей полнотой Божества в Церкви, ибо Церковь – это Тело Христово. Это особый благодатный дар Бога человеку, когда он может в Церкви жить в благодати через Таинства церковные, совершать здесь на Земле свой путь, как бы он ни казался трудным, упражняясь в добродетелях. Ибо стремление привить добродетели к сердцу и душе своей – это величайший труд, который человек может поднять здесь на Земле, хотя и кажется он человеку порой невозможным. Как удержать себя, чтобы не осуждать, чтобы не продолжать те слова, за которыми уже видны и осуждения, и обиды могут взойти на сердце? Как устоять в этой борьбе, которую ведет человек с духами злобы поднебесной?

    По-человечески это невозможно, ибо силы не равны. Дух, который противостоит человеку, способен во мгновение уничтожить его, если только человек приоткроет ему немощи свои, страсти - мгновенно становится он пленником духа злобы. Не может человек устоять, и через страсти, пороки и тайные недуги души своей становится он пленником врага рода человеческого и начинает выполнять его волю уже по отношению к другим людям, разрушая мир, разрушая тот строй благодатной жизни, в том числе – и церковной, привнося свои какие-то видения и представления. Прежде всего, такой человек желает подчинить других людей воле своей, не замечая того, что воля его не принадлежит ему самому, и сам он раб воли злой. И для человека такое состояние бывает и самому тягостно, и окружающим его людям тоже от этого бывает тяжело, ибо дух разрушительный начинает действовать во всех словах, делах, которые совершает человек.

    Но враг никогда не может приступить, если не знает немощи человека, если сам человек не открывает ему свои недостатки, если человек борется внутри самого себя. Если человек внутри сердца своего совершает борьбу духовную, несет свой внутренний крест пред Лицем Божиим, в Таинствах церковных получает силы, то тогда человек становится победителем и получает от Господа неизреченную радость. Ибо тот, кто не сдал своего первородства врагу, тот получает эту особую благодатную, мирную, тихую радость от Господа.

    Господь даровал нам возможность жить в Церкви Христовой. И мы должны понимать – это не место, куда мы заходим, оставаясь при своих интересах и заботах. Церковь – это место, где Господь Духом Святым соединяет всех в одно единое целое, где каждому нужны все, и всем нужен каждый. Мы – единое целое во Христе, и немощи одного, так или иначе, касаются всех. И сколько порой приходится употреблять усилий и забот для того, чтобы исцелилась эта, может быть, небольшая часть, которая впадает в грехи и отступает от Христа, разрушая полноту жизни во Христе! Всякий грех, который совершает человек, – это его сопротивление Богу. Это нежелание любить Господа.

    Господь нас сегодня поставляет пред Крестом Своим, напоминая о той любви к человеку, которую Он поднял до страданий крестных. Он желает только одного: чтобы мы ответили Ему на эту любовь. Посему Он сегодня говорит нам через Евангелие: «иже хощет по Мне ити, да отвержется себе; и возмет крест свой, и по Мне грядет». Желает, чтобы мы ответили на Его любовь, последовали за Ним. И только всякий грех, всякое хождение на сторону далече бывает нашим ответом Господу. А я не хочу, а я не буду! И почему я должен это делать, почему я должен сейчас уступить, смолчать, почему я должен стерпеть? И многие другие вопросы, которые рождаются в сердце человеческом, возмущая, поджигая весь внутренний строй человека. И этот пожар бывает столь велик: не только самого человека касается, но и других людей.

    А все начинается с того, что мы отступаем от Господа, забываем о Нем, забываем о той любви, о той милости, которую Он являет по отношению к каждому из нас. Забываем о благодарности Богу за те Его неизреченные благодатные милости, которые Он без меры дарует каждому из нас. Многое лишь потом приоткрывается в нашей жизни, и мы понимаем, как премудро и удивительно устроил Господь! И, слава Богу, что было сие не по воле нашей, не по нашим каким-то устремлениям, пожеланиям! Но Господь устроил премудро, так, как посчитал Он.

    Сегодня вновь Господь напоминает нам о том, что вся жизнь наша – это должен быть путь за Христом, за Богочеловеком. Путь, который мы совершаем в Церкви, через Таинства церковные, через тот труд, который мы совершаем – труд в вере, кротости, смирении, в терпении – труд в приобретении добродетелей, которые должны напечатлеваться в нашем сердце и быть свидетелями того, что мы идем за Христом, а не идем куда-то на сторону далече. Устремленность сердца человеческого к доброделанию – это некий вектор жизни человека, указывающий на то, что мы идем за Христом. Если же получается, что иные устремления живут в сердце человеческом, то и результата долго ждать не приходится, ибо само внутреннее состояние - утеснения, обид и раздражения – свидетельствует нам о том, что мы ушли на сторону далече, мы забыли о Господе, отступили от Него. И вновь, и вновь нужно напоминать себе, что есть у нас дом отчий - есть Церковь, в которой мы живем, есть та благодатная полнота божественной жизни, к которой мы прикасаемся в нашей жизни церковной. Вновь нужно стремиться вернуться в этот отчий дом, в эту радость и полноту жизни церковной, чтобы вновь освободить самих себя от этого хозяина, который подчинил и заставляет исполнять волю свою. Освободиться от этой злой воли и волю свою отдать в руце Божии: не так, как я хочу, Господи!

    «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему!»
    - да будут все наши дела и поступки! А нам же - слушать Господа и следовать по тому пути, который Господь полагает нам в жизни сей. Со своим крестом идти за Христом в Церкви, через Таинства церковные, через укрепление в доброделании, в решимости и мужестве не отступать от Господа, не менять этот величайший дар, данный нам – жизнь в Церкви – на жизни иную: жизнь в интернете, жизнь в еще каких-то нереальных для человека пространствах. Есть для нас только одна реальность: жизнь со Христом в Церкви, в Богослужении и Таинствах ея. Другого пути спасения на Земле нет!

    Богу же нашему слава во веки веков!

    Аминь!

    все праздники

Расписание богослужений

29 МАРТ ПЯТНИЦА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия Преждеосвященных Даров.
18:00 Великое Повечерие, Утреня, 1-й час.
30 МАРТ СУББОТА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия. Панихида.
17:00 Всенощное бдение.
[Далее]