• Творчество прихожан
  • Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 11-ю по Пятидесятнице (12. 08.2018)

    12/08/2018
    Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 11-ю по Пятидесятнице (12. 08.2018)

    Мф., 77 зач., XVIII, 23–35
    Мф., 69 зач., XVI, 24–28

    Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
    Сегодня мы с вами, братия и сестры, слышали Евангельское чтение о том, как один господин решил «стязатися» со своими должниками. Видимо, времени прошло очень много, они получали от господина своего милости, возможности, но пришло время, когда каждый должен был свидетельствовать о том, как он воспользовался теми средствами, которые получил – чтобы отдать долг свой господину своему. И сегодняшняя Евангельское чтение говорит нам о том, что сколько бы ни проходило времени, какие бы милости человек ни получал, какие бы возможности ему бы ни давали, но всегда приходит время, когда нужно отчитаться за то, что ты получил.

    Это так понятно и знакомо и нам с вами, и в нашей жизни, и на все времена: приходит время, когда должен человек дать ответ. Каждый знает в глубинах сердца своего о том, что он много получает от Господа. Ибо под господином в притче мы понимаем Самого Господа, который милости Свои и дарования дает без меры каждому человеку. В сердце человеческом, как в некой сокровищнице, полагаются дарования Божии, те особые призывы Божественные, о которых помнит и сердце, и сам человек. Полагается стремление к святости как некий дар человеку от Бога. «Будьте святы», - призывает Господь, обращаясь к каждому человеку. «Будите убо вы совершени, якоже Отец ваш Небесный совершен есть», - говорит нам Господь. То есть это стремление к святости в человеке изначально присутствует. Стремление к совершенству, к милосердию – «будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд». Стремление к тому, чтобы преодолевать все обстоятельства земной жизни и устремляться туда, где присутствует свет неизреченный, где находится вожделенное для нашего сердца Отечество. Господь положил на сердце нам не привязываться к этому миру, но указывает на тот путь, по которому мы должны идти – вослед Его. «Аз есмь путь, и истина, и живот», - говорит Господь наш Иисус Христос, указывая, что вослед Его мы должны идти в нашей жизни.

    И точно так же мы знаем в сердце своем те ответы, когда мы не приумножаем эти таланты и дарования, которые положены нам в сердце. Совесть нам говорит, когда мы уклоняемся от пути совершенства, святости, раскрытия в самом себе полноты жизни, простоты и целомудрия, которые должны были бы сполна украшать нас с вами как образ и подобие Божие. Но что-то иное увлекает на сторону, растрачиваются эти возможности. Но совесть постоянно напоминает человеку, что что-то идет не так. И если человек прислушается к этому голосу совести своей, то у него есть возможность вновь вернуться и исправить те или иные обстоятельства, исправить, выверить путь, по которому он направляет жизнь свою.

    Сегодняшнее Евангельское чтение вновь и вновь нам напоминает о тех сокровищах и дарованиях, которые мы получили от Господа. Но также напоминает и о том, что мы должны давать ответ Господу о тех дарованиях, которые мы получаем от Него. Там же, где человек обращает в ничто эти данные ему от Бога дарования, человек сталкивается с теми бедами и несчастиями, в которые сам ввергает себя. Мы знаем о том, что прекрасная жизнь, таинственная, непостижимая для ума нашего, в райских селениях, закончилась печально для наших праотцев Адама и Евы тогда, когда они презрели те милости, в которых сполна жили они в таинственном и удивительном райском селении. Грех лишил их этого дарования жить в Раю и наслаждаться вместе со всем творением Божиим Его присутствием. Грех уничтожил всех людей, которые жили вместе с Ноем, но которые не захотели послушаться гласа его исправить жизнь свою – и потерпели страшное бедствие. Люди, преданные греху в Содоме и Гоморре, были так же уничтожены - огнем, который ниспал с неба. Мы знаем из истории Ветхого Завета: как только народ отступал от Господа, терял это водительство Божие пред лицем своим, так опять бедствия посещали его, ибо Господь вновь и вновь желал только одного: чтобы человек вернулся на тот путь жизни своей, где сполна раскрываются таинственные и сокровенные дарования Божии каждому человеку в сердце его. Там же, где мы презираем, ставим ни во что то, что дал нам Господь, там приходит и расплата.

    Но виной тех или иных обстоятельств, событий являемся мы сами, ибо забываем о самом главном, забываем о сокровенном – забываем о сердце своем, в котором и хранятся дарования, бесчисленные милости Божии по отношению к нам. Хранится и тот опыт, когда мы пережили в какой-то момент своей жизни особым образом присутствие и заступничество Божие. И вот это все сокровенно хранится в глубинах сердца человеческого. И Господь, обращаясь к каждому из нас, говорит: Сыне, даждь Мне сердце твое!

    Господу важно и значимо только сердце человеческое, которое должно быть наполнено этим преумножением дарований, полученных от Господа. Там же, где сердце обретается каменное, сердце, в котором находятся в запустении эти божественные дарования, там Господь дает человеку определенные жизненные обстоятельства, уроки, чтобы исправилось сердце такое и вновь вернулось к своему источнику всех благ – вновь обратилось ко Господу.

    Господь нам говорит о том, что ничто не может измениться в нашей жизни, если мы не будем изменять строя-порядка своего сердца. «От избытка сердца глаголют уста». От сердца исходят все поступки – добрые и злые. Посему и труд над сердцем своим должен быть самым важным и самым значимым в нашей духовной жизни. Ибо ничто не может измениться, если мы не трудимся и не исправляем, не преумножаем в сердце своем этих божественных дарований, а оставляем их в небрежении.

    Но строй-порядок нашей церковной жизни, по милости Божией, позволяет нам вновь и вновь обретать путь, которой мы порой теряем вне стен храма. Храм вновь напоминает нам о самих себе, о том, кто есть мы на самом деле. Мы, пришедшие в храм Господень, не сами по себе, но суть Тело Христово. И каждый из нас является частичкой этого Тела Христова. Мы отвечаем не только за самих себе, но отвечаем за всю полноту жизни Тела Христова. Если же, как мы знаем, начинает болеть какой-то орган, то покоя не может найти такой человек, точно так же и Церковь вся скорбит, когда кто-то из ее членов начинает грешить, отступать от жизни, стараясь себя отторгнуть от этой полноты жизни. Но, так или иначе, мы должны понимать, что это единство нашей жизни находится уже за границами этого мира – оно находится в вечности. Посему должны мы быть внимательны и осторожны к тому, как выстраивается строй-порядок нашей жизни церковной, для того, чтобы не нарушать это единство жизни своими какими-то желаниями, представлениями и хотениями. Мы должны помнить о том, что мы – уже не самими по себе, что не Я значимо для нас, но мы – Тело Христово, где Христос есть Глава этому Телу. И как Господь управляет, как Господь строит, наполняет человека этими токами благодати Божией, которыми исполнена Церковь Христова, которые вновь и вновь дают нам возможность вернуться к жизни и начать свой труд над собственным сердцем!

    Как бы мы ни упали в жизни своей, какие бы бедствия мы ни потерпели, и, казалось бы, не имеем уже сил устоять перед тем грехом или пороком, которым враг связал наше сердце, но вновь и вновь Господь дает нам в Церкви через Таинства Церковные токи жизни в благодати Божией, которые позволяют нам подняться и совершать дело нашего спасения. В Церкви мы знаем и понимаем, что все, что находится за ее границами, не имеет никакого значения. Строй-порядок нашей жизни – устремленность ее в вечность, туда, где находится Господь.

    Но Господь не оставляет нас сирыми здесь на Земле. Он всегда присутствует рядом с нами. Господь всегда помогает и хранит каждого, стоит только ему вознести свою сердечную молитву – и Господь готов помочь человеку. Порой, может быть, даже неожиданно и, в тех обстоятельствах, незаслуженно. Но Господь видит нечто большее. Если Господь, может быть, и дает что-то человеку, Он знает, что человек может приумножить то, что он получил от Господа. А уж если человек в небрежении оставляет полученное, то это его беда.

    Святитель Серафим Соболев вспоминал о том, что он, закончив одним из лучших семинарию, очень долго размышлял: продолжить ли ему обучение и поступать ли в Академию, или, получив образование, пойти по пути преподавания где-то. И Господь открыл ему эти сомнения и разрешил их через его сокурсника, который неожиданно встретился ему на пути, когда он шел в храм помолиться, чтобы принять решение. Он чувствовал на сердце тяготу, которая не позволяла ему сполна быть в мире и покое, потому что вопрос был не разрешенным. И вот он встречает своего сокурсника, который его спрашивает, куда он поступил. Он говорит, что пока не поступал и наверно поступать в Академию не будет. На это его брат-семинарист говорит, как же так можно, ведь ты так хорошо учился и тебе обязательно надо идти учиться дальше. И он почувствовал, что эти слова были не просто так сказаны по отношению к нему, но в них была воля Божия.

    Здесь тоже очень важный момент, связанный с тем, что очень многие ищут воли Божией, ищут подсказки. Но воля Божия может быть услышана, подслушана где угодно. Даже младенец может открыть волю Божию. Но при этом Господь укажет сердцу, что это – Его слова. И человек это услышит и поймет.

    И вот Николай (будущий святитель Серафим) точно так же принял эти слова как волю Божию, но смутился оттого, что не может он поступать, ведь прошли сроки поступления в Академию. А его собрат сказал, что в этом году, в связи с ремонтом, в Петербургской Академии сроки экзаменов были перенесены на месяц, поэтому можно успеть подать документы и приготовиться к вступительным экзаменам. Что он и сделал - приехал в Питерскую Академию, сдал документы и стал готовиться к экзаменам. Но, хотя он прекрасно закончил семинарию, те знания дополнительные, которые требовались на экзаменах, были очень и очень обширными. Когда он посмотрел на перечень литературы, он мог успеть увидеть только корешки тех книг, которые ему нужно было бы просмотреть перед экзаменом.

    В Академии первый экзамен был – сочинение. Поступающих было очень много. И, видимо, для того, чтобы отсеять большую часть, была дана очень сложная тема сочинения – на тему логики. Сформулировано тоже было очень сложно. Когда пришли абитуриенты писать это сочинение, то многие даже не могли понять, о чем писать. Святитель сам вспоминает, что некоторые студенты вставали и уходили с экзамена, потому что понимали, что не могут ничего написать на эту тему. Точно так же и Николай не знал, как ему писать, ведь нужны были специальные знания, чтобы развить эту тему. Но, в отличие от тех, кто сдался, он начал молиться. И услышал, как Господь ему сказал не писать тему с точки зрения логики, а раскрывать ее с точки зрения психологии. И так он написал это сочинение, что был уверен, что это был последний его экзамен в Академии. И каково же было его удивление, когда он узнал, что получил за свое сочинение высший балл среди тех, кто писал сочинение. То есть перед ним открылась возможность дальнейшей сдачи экзаменов.

    Следующий экзамен – по догматическому богословию – тоже был очень трудным: когда он увидел объем билетов (130 штук), он тоже понял, что за оставшиеся несколько дней даже пролистать литературу не успеет. И перед экзаменом, как он сам вспоминал, он чувствовал, что в голове у него каша. Единственное, что он знал, - это билет, который он сдавал на экзамене в семинарии. Это было учение о Святой Троице. Он вручил себя в руки Божии, помолился крепко и попросил Господа: «Если угодно Тебе, то путь мне достанется этот билет, ничего другого я не знаю». И видимо такая была у него удивительная сокровенная молитва, что он вытянул именно этот билет. Он прекрасно ответил и получил тоже один из высших баллов.

    Но следующий экзамен у него был по истории Церкви. Это было еще труднее и больше по объему, чем на предыдущем экзамене. Посмотрев на этот объем, он опять впал в такое состояние, когда понимал, что не может даже понемногу собрать информацию по каждому билету. Единственное, что он знал, это билет, который он отвечал в семинарии – история арианства после I Вселенского собора. Не простой билет… Все, что он мог – это обратиться к Богу с молитвой, чтобы Господь дал возможность ему учиться, если есть на то воля Его, и пусть тогда достанется ему тот единственный из 250-и билет, который он знает. И когда он пришел на экзамен, то получил тот самый билет! Он блестяще ответил, вызвав удивление у профессоров, которые принимали экзамены. Получил одну из наивысших оценок.

    На остальных экзаменах, как святитель пишет, он «уже не дерзал», а старался своими силами сдавать эти экзамены.

    Господь отвечает человеку, когда Он видит, что человек не предаст тот путь, по которому он должен идти. Господь видел это сердце, которое потом приняло монашество, устремилось сполна к Богу, которое вверило себя без всякого остатка в руце Божии - и Господь помогал ему на пути в тот момент, когда он только-только готовился вступить на этот путь служения и послушания Богу через свое научение в Питерской Академии.

    Мы должны, со своей стороны, тоже всегда помнить о том, что Господь никогда от нас не отступает, Он всегда готов нам помочь, оказать Свою поддержку, но за всем этим должен быть не человеческий расчет, не человеческие построения, не человеческие измышления, но должен стоять отчет человека в вечности: куда человек стремится и для каких целей человек туда стремится. Ведь порой Господь видит, что ты не туда стремишься – беда будет, если ты окажешься в том месте, в которое тебе ну уж очень хочется. Полагает предел. Человек смущается, переживает. Но приходит время, и человек начинает понимать, какую милость явил над ним Господь, что не пустил его туда, где для человека так близка была погибель, так была для него близка возможность растерять те сокровища, которыми Господь наполнил сердце человеческое.

    Господь многажды нас предупреждает: не ходите туда, где потеряете целомудрие - эту целостность своей жизни, где вся полнота радости и присутствия Бога. И сегодня мне хотелось бы пожелать самому себе и каждому из нас, чтобы мы не упорствовали перед Богом в своих земных желаниях, устремлениях, в своих требованиях получить то, что хочется нам. Мы должны научиться слышать, что говорит нам Господь, какой путь полагает Он нам. И в жизни своей выбирать именно этот путь, потому что путь этот ведет к преумножению дарований, данных нам Богом. И тогда придет время, и мы сможем предстать перед Богом, открыв сердце свое, показать, как мы трудились в жизни своей, какое милосердие сопровождало нас по жизни, как мы относились к другим людям, как мы жили, устремляясь от тех наших забот земных к святости и вечности. Это то, что должны мы показать пред Лицем Божиим. А в своих поступках, делах и обстоятельствах мы должны помнить, что Господь ведет нас по нашему земному пути. И если мы не доверяем Господу, то начинаем жить по своим желаниям, хотениям и построениям – тогда и обретаем то, что мы даже не представляем. Господь многажды говорит: не надо, не бери, не трогай! Но человек говорит: хочу! И эти хотения сердца человеческого разрушительны как для самого человека, так и для окружающих его людей.

    Желается только одного: чтобы милость Божия, долготерпение Божие, сопровождающее нас по земной жизни, по отношению к другим людям в нашем сердце отражалось такой же милостью и долготерпением, а не раздражением и обидами.

    Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

    все праздники

Расписание богослужений

28 МАРТ ЧЕТВЕРГ
17:00 Великое Повечерие, Утреня, 1-й час.
29 МАРТ ПЯТНИЦА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия Преждеосвященных Даров.
18:00 Великое Повечерие, Утреня, 1-й час.
[Далее]