• Творчество прихожан
  • Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 23-ю по Пятидесятнице (4.11.2018)

    04/11/2018
    Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 23-ю по Пятидесятнице (4.11.2018)

    Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

    Сегодня, мы с вами, братия и сестры, слышали слова, которые Господь сказал, обращаясь к тем людям, которые Его окружали. Точно так же обращается Господь ныне к нам с вами, чтобы мы смогли ответить для самих себя на очень важный вопрос, который, собственно, и все определяет в нашей жизни – все наши поступки, дела, все наши суждения. И вопрос сей – вопрос о смысле жизни. Ради чего живем? Для чего мы совершаем здесь свой путь земной, ведь все мы знаем, что он закончится, и знаем, как все закончится. И это свидетельство о том, что у этого мира и у нашей жизни есть конец, должно поставить нас вновь и вновь перед вопросом: в чем же смысл жизни, - чтобы я не изменил свой путь, не прошел мимо тех важных и значимых для меня моментов, событий в жизни, которые будут определять дальнейшую мою участь.

    Если жизнь завершается этими земными границами, то тогда иначе выстраивается она, и все возможно для человека, который желает получить все от жизни сей. Ни перед чем не останавливается человек такой, и для него есть только свои понятия, представления. И вот по этим понятиям выстраивает человек свою жизнь. Главным, на что опирается в своем устроении жизни такой человек – это комфорт. Желание, чтобы все было удобно, чтобы все было комфортно для меня, ничто меня не смущало, не раздражало. И все, что не соответствует этому моему состоянию, то приводит в тревогу, наполняет жизнь страхами, смущениями, печалями, переживаниями, потому что желает более всего человек этого внутреннего устроения комфорта. И, безусловно, мы понимаем, как это переходит на все стороны нашей жизни. Переходит на наших близких, которые должны выстраивать свою жизнь так, чтобы не смущать и не раздражать нас самих. То есть мы видим в ближнем тот камень, который лежит на нашем пути. Какой замечательный и прекрасный путь, который мы себе выстроили! Но вдруг на этом пути без конца спотыкаемся о какие-то камни, которыми являются наши близкие. Разражается и смущается сердце такое и не находит для себя покоя. Не знает, как выйти из этого состояния бесконечной тревоги, смущений и переживаний, которые сердце находит для себя в этом мире.

    Господь сегодня нам желает сказать что-то очень важное. Желает нас научить чему-то очень значимому, что поможет нам правильно выстроить свой путь по жизни. Господь через притчу о богаче и Лазаре показывает двух людей, их жизнь земную, желая того, чтобы мы свой взор обратили к иному устроению земной жизни. Сегодняшняя притча нам говорит о том, что не богатство служит препятствием для спасения человека, не бедность делает близким ко спасению. Все гораздо глубже и серьёзное – все находится внутри тебя самого. Внутри сердца твоего находится Царствие Небесное, которое может открыться во всей полноте, красоте и радости этой жизни. Внутри тебя самого находятся и эти адские глубины, которые готовы испепелить и уничтожить самого человека. И свидетельством того, что мы касаемся этих глубин, является утрата в нашей жизни радости. Когда же человек утрачивает радость, он пытается заполнить это веселием. Веселье – это для себя, а радость – это то, чем мы делимся с другими людьми. Радость приумножается, а веселием человек желает насытиться, чтобы забыться от той пустоты, которой наполняется его сердце.

    Сегодняшней притчей нам Господь говорит о том, что есть земной крест у каждого человека. Есть крест богатства, который несет человек. Есть крест бедности, который так же несет человек. И вот под этим крестом, под которым человек идет, он и находит путь для спасения своей бессмертной души - если он последует за Христом со всем своим богатством, со всеми своими возможностями, и будет слушать то, что говорит ему Господь и заповеди Божии: не делай другому того, что не желаешь себе; если желаешь спасения, то должен увидеть ближнего и напоить его чашей воды, если он жаждет; если он болен и нуждается, то посетить его, оказать ему помощь и внимание.

    Но здесь и есть для человека самая большая проблема в его жизни духовной, о которой, как мы слышим в Евангелии, вопрошали люди Господа: кто есть ближний мой? Господь желает, чтобы мы являли милосердие: будьте милосерды, как милосерд Отец ваш Небесный. Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный, - об этом говорит и желает этого от нас Господь. И между тем, чтобы увидеть ближнего своего, и сердцем человеческим стоит преграда, которую человек должен разрушить, и изменить взгляд свой на мир. Преградой является наше испорченное сердце, в котором живут страсти, желания, хотения, мнения, представления, которые мешают нам увидеть другого человека.

    Среди всех забот, с которыми мы сталкиваемся в своей жизни, мы видим только самих себя. Видим свои переживания, свои какие-то скорби. Даже порой не замечаем, как мы обременяем других людей. И должны научиться жить так, чтобы другие люди не страдали от нас. Дарить другим людям радость – это сердечное устроение, которого мы должны достичь и к которому мы должны стремиться, и обретается оно человеком на крестном пути за Христом. Ничего не требуется больше: исполняй только то, что говорит Господь. Не придумывай себе никаких лишних представлений, понятий, мечтаний и фантазий. Прочитай Евангелие, и вот эти слова, с которыми обращается Господь к тебе, усвой своей жизнью. Своими поступками и делами сделай их своими. И, действительно, все изменится в твоей жизни.

    До тех пор, пока мы пытаемся выстраивать жизнь под крестом с комфортом, ничего у нас никогда в жизни духовной не получится. И, действительно, если мы посмотрим на угодников Божиих, иконы которых окружают нас здесь в храме, мы не увидим ни одного из них, кто бы достиг Царствия Божия без крови, страданий за Христа. И не имеет смысла думать о том, что можно спокойным, тихим устроением, - когда ничто нас не будет касаться, какие-то события пройдут далеко, грозы, бури будут где-то там, - достичь Царствия Небесного.

    Мы видим, как быстро меняется мир, как быстро происходят те изменения, о которых мы даже не могли помыслить, что сие возможно. И сегодня мы должны понимать, что и нам придется дать ответ на вопрос: с кем мы? Со Христом? Или желаем иного устроения жизни, где все будет понятно, комфортно, устроено, но только не будет Христа. И другого не дано! Не будет того, что можно и так, и так устроить себе жизнь - как мы порой сейчас пытаемся в нашей церковной жизни двоиться: жить и жизнью мирской, и жизнью со Христом. Но так или иначе, Господь дает в жизни каждому человеку этот шанс – очень важный. И важно его усмотреть, важно его услышать – когда ты должен будешь дать ответ, с кем ты? Со Христом - или с этим миром, с его желаниями и представлениями.

    Нам всегда кажется, что это какие-то невообразимые испытания, о которых мы слышим, когда читаем повествования о наших новомучениках, исповедниках Российских, о том, через какие страдания и скорби они проходили. И совсем не замечаем того, что через подобные, пусть и небольшие, испытания мы проходим каждый день. И от того, как мы на них отвечаем, зависит все, что выстраивается в нашей жизни дальше. Порой может быть легче преодолеть явные испытания, когда надо точно потерпеть, и здесь никаких смущений не бывает. Но самое тяжелое, самое трудное, когда человеку нужно научиться различать, что происходит, различать в самом себе и в сердце своем эти испытания и дать правильный ответ на них пред лицем Божиим. Ответ не двусмысленный, однозначный: с кем я?

    Господь посылает нам для нашего спасения очень много обстоятельств, связанных с нашими ближними. И сталкиваясь с теми или иными обстоятельствам, с другими людьми на своем жизненном пути, мы должны ответить: как мы поведем себя с человеком? Будем ли суд свой выносить? Будем ли уничижать его? Будем ли рассматривать человека как камень, лежащий на нашем гладком и ровном пути? Либо мы увидим в другом человеке образ и подобие Божие. Увидим такого же человека – человека, который страдает и который, может быть, еще более нас нуждается в помощи, в поддержке, в тепле, в каком-то добром участии в его жизни. Либо все о себе самих… Тогда иначе сразу выстраивается жизнь человека. Вроде бы не значительное событие – встреча с другим человеком, но она определяет нашу жизнь. Что мы увидели в другом человеке? Осудили? Вынесли свой приговор? Или постарались помочь, понять, принять, явить те особые качества, которые желает от нас Господь: явили сострадание, явили любовь, явили ту поддержку, которая столь важна и значима для человека в ту или иную минуту жизни?

    Господь не желает от нас, и нигде мы этого не слышали в Евангелии, чтобы мы явили образы советчиков. Как раз наоборот, советчиками были фарисеи – они давали советы, они учили, они любили зваться учителями. Господь говорит о том, что наше участие в жизни другого человека должно быть очень осторожным: мы не должны переходить той границы, за которой мы уже не можем что-либо сказать, ибо она превозмогает наш скудный ум. Кто может заглянуть в жизнь другого человека и сказать о том, каков крест несет этот человек, какие события его ждут и как он должен отвечать на те или иные жизненные вопросы, которые возникают у него? И какие советы мы можем давать там, где Господь дал крест человеку? Все это будет в лучшем случае пустое, а в худшем случае наше слово будет нарушать терпение этого человека. Наше слово может привнести смущение в его жизнь. Посему так важно умение видеть, в чем конкретно есть нужда у человека и какую помощь мы должны проявить нашему ближнему, чтобы это не стало и для нас падением, и для него преткновением.

    Господь говорит: видеть нужно конкретные вещи. Человек хочет пить – дайте ему воды. Человек заболел – навестите его. Не простирайте свою помощь и усердие за те границы, которые превозмогают вашу рассудительность и понимание. Делайте ровно то, что должны делать! И будьте очень осторожны в своих поступках, словах и суждениях, которые мы произносим, вольно или невольно, по отношению к другому человеку. И на этом пути совершается дело нашего спасения.

    Святые всегда говорили: в ближнем тебе всегда спасение или падение. Но это все зависит только от тебя самого. Если утрачиваем духовное измерение нашей жизни, когда перестаем видеть образ и подобие Божие в другом человеке, то начинаем видеть какие-то стороны, достойные осуждения, вынесения приговоров. Но мы молимся: «…не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого». Просим Господа, чтобы Он увел нас, чтобы мы не выносили свой суд и свое суждение о другом человеке. Были очень осторожны, чтобы мы не повредили тому пути, по которому идет другой человек, не увели его на сторону далече своими представлениями, чуждыми для его жизни.

    Крест Лазаря тоже кажется непростым: человек был болен до такой степени, что только псы могли быть около него, лизали его струпья, облегчая его страдания. Он видел веселие, которое происходило в доме человека богатого. Крупицами пытался он насытиться от изобилия дома, но и этого не получал он для себя. Можно было бы возроптать, можно было бы осудить, можно было бы выйти за границы самого себя. Но этого не происходит. Он собирается в сердце своем, не выходит за эти границы в своих суждениях и не выносит приговора и суда по отношению к жизни этих людей.

    Господь устроил так, что дали ему возможность сосредоточиться в сердце своем на этих главных вопросах в своей жизни: для чего все это мне дано? как я должен себя повести в тех обстоятельствах, в которых сейчас оказался? Он не выходит из сердца своего, и посему обретает тот благодатный путь в своей жизни, когда тихо уходит из жизни, и ангелы переносят его на Лоно Авраама. Как я должен идти по этой жизни, что должен делать и кто я есть в этой жизни – это те вопросы, на которых мы должны быть сосредоточены внутри самих себя, а не искать для себя развлечений и тех сторон жизни, которые уводят нас от этих главных вопросов, которые задает нам Господь. И мы должны ответить: кто я есть? Богач ли, который веселится и, может быть, в тайне сердца своего желает такой жизни, либо я – Лазарь и принимаю его страдания. Вот эти страшные, вечные вопросы, на которые должен ответить для себя самого человек. И в этом мы обретаем путь спасения.

    Мне желается, прежде всего – самому себе, и каждому из нас, чтобы мы не прошли в своей жизни мимо этих главных, важных и значимых для нас вопросов. В чем смысл жизни? Кто есть я? Для чего мне Господь дает те или иные обстоятельства? Как я должен себя в них повести, чтобы найти свой путь ко спасению?

    Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

    все праздники

Расписание богослужений

21 Января вторник
08:30 Исповедь, Часы, Литургия.
18:00 Вечерня, Утреня (полиелей), 1-й час.
22 Января среда
07:40 Исповедь, Часы, Литургия.
17:00 Всенощное бдение.
[Далее]