• Творчество прихожан
  • Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь после Чина прощения. 26.02.2023

    26/02/2023
    Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь после Чина прощения. 26.02.2023

    Прозвучала молитва преподобного Ефрема Сирина, свидетельствуя о том, что мы вступили в дни Святой Четыредесятницы. Это молитва будет нас сопровождать во все дни Великого поста. Мы слышали слова этой молитвы: «Господи и Владыка живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми…». Молитва преподобного Ефрема Сирина была написана на сирийском языке. В ее оригинале мы ее знаем. Есть перевод на греческий язык. Если мы сравниваем наш славянский перевод с переводом греческим, то обнаружим некоторое различие, для нас очень полезное – особенно в дни Великого поста.

     Мы молимся и просим, чтобы Господь избавил нас от праздности и уныния. Мы понимаем, что праздность – мать всех грехов. С нее начинаются все пороки и уныние, как следствие праздности духовной, которая и сердце, и душу человеческую изъедает. Но в греческом языке более значимо для нас то, что уныние переводится как многоделание. То есть они молятся о том, чтобы Господь избавил их как от праздности – ничегонеделания, от пустого времяпрепровождения, так и избавил от многоделания, которое и мешает молитве, порой, даже больше всего остального.

    Мы вступаем в дни Великого поста: в дни особой молитвы, и в храме – богослужебной, и нашей домашней. Но ни что так не отвлекает от молитвы, как это многоделание – желание что-то сотворить, успеть куда-то сбегать, что-то посмотреть, что-то послушать. И это желание многоделания разрушает мир в сердце, разрушает в нем тишину и, в итоге, разрушает нашу молитву – разрушает тот строй-порядок духовной жизни, ради которого мы трудимся и который пытаемся созидать в дни Великого поста. Поэтому будем иметь в виду для себя это значение слова «уныние», о котором мы сейчас говорим, как один из моментов, связанных с многоделанием… Не случайно Александр Сергеевич Пушкин, чувствуя многозначность слова «уныние», это слово в своем стихотворении привел в сочетании «праздность унылая», которая посещает сердце человеческое.

    Многоделание, как некая неизбежность, все время нас сопровождает, требует своей части и, главное, всегда нас оправдывает в том, что мы не помолились, не сделали чего-то. И здесь мы всегда должны помнить, ради чего мы вступаем в дни Великого поста – ради того, чтобы принести плод – «достойный плод покаяния», плод духовный для самих себя. И, конечно же, без молитвенного устроения души (в тишине, мире, спокойствии) вряд ли этот плод сможет вызреть в нашей душе, чтобы мы его достойно принесли воскресшему Спасителю в день всерадостный Светлого Христова Воскресения.

    Мы вступаем в дни Великого поста, дабы немножечко «дозреть» для того, чтобы праздник, сокровенный, таинственный – Воскресения Христова – стал для нас величайшим и знаковым событием, в отличие от всего того, что происходит в мире.

    То, что происходит вокруг нас, смысла никакого не имеет, потому что есть только одно событие, которое определяет, определило и будет определять события всего мира – это Воскресение Христово, это Господь, действующий в этом мире, направляющий и устрояющий все Своим Промыслом. Даже человеческое безумие и злобу Господь умеет направить так, что все это приносит в итоге добрые плоды. Мы не знаем, как это происходит. Но мы не раз видели в истории, что точно так это и совершается. Как бы род лукавый ни пытался сбить человека с пути, как бы он ни пытался подчинить человека, но благословение Божие, которое простирается и действует в это мире, превозмогает всякое лукавство.

    Мы многажды слышали и будем слышать за богослужением чтение книг Ветхого Завета о том, что произошло, когда Авраам спрашивал трех ангелов, явившихся ему, пощадит ли Господь весь город (конкретно речь шла о Содоме и Гоморре) ради небольшого числа праведников молящихся и любящих Его. И когда речь дошла даже до десяти праведных, ангелы сказали: достаточно, больше разговора не будет, так как даже не нашлось в этих городах и этого количества – тех, которые были бы преданы Господу.

    Для нас это тоже имеет непосредственное духовное значение: среди всех обстоятельств, которые происходят в этом мире, много есть людей, которые рассуждают, размышляют, но не так много в этом мире молитвенников, ради которых и стоит этот мир, – тех, которые любят Господа и не отступают от Него, – не отступают, даже если мир увлекает и погружает их в свои интересы. И конечно время Великого поста – это время для того, чтобы мы отступили от всего, что происходит в этом мире, ради молитвы, памятуя, что нашего участия в событиях этого мира, никакого быть не может, кроме молитвенного делания. Все будет идти по тому строю и порядку, которые пролагает и попускает Господь. Но вот молитва много может – молитва, исполненная единства церковной жизни, превозмогает все. Посему требуется и от нас с вами величайшее благоразумие, чтобы мы в дни Великого поста помнили, что главное для нас – молитвенное устроение, молитвенный строй-порядок нашей жизни. Можно пожертвовать всем, что его разрушает, – это все должно отступить, как ненужное, бесполезное многоделание. Ради молитвы можно пожертвовать всем. И тогда действительно мир, тишина, спокойствие будут в нашем сердце, а не какое-то бесконечное наблюдение.

    Конечно, мы не можем отступить от той ответственности, которая лежит на каждом из нас в тех послушаниях, которые мы исполняем в этом мире. Но они не должны касаться нашего сердца: мы должны делать то, что должны, но при этом хранить свое сердце, чтобы оно не погружалось и не увлекалось стихиями этого мира.

    Таков строй-порядок, который нам всем надо хранить в эти дни Великого поста. И конечно же это время особое дано для того, чтобы мы немножечко в своем духовном созревании возводили себя к совершенно иным – духовным понятиям, восприятиям окружающего нас мира. Кто-то уже многие годы читает Священное Писание в дни Великого поста – это время сугубое для такого чтения. Мы должны прочитать все Священное Писание, не ссылаясь на то, что что-то не понимаем. Церковь все нам расскажет и разъяснит. Мы не сможем глубоко понимать Великий покаянный канон, если не знаем Священной истории. Что за образы, о которых мы слышим в каноне? Касаются ли они нашего сердца или остаются непознанными, когда мы не знаем, что это были за люди, чем они прогневали Бога или, наоборот, чем он были велики? Посему этот труд чтения Священного Писания должен нам заменить все: телевизор, радио, интернет и прочие наши увеселения. Через Священное Писание мы все увидим и поймем. Но только если не утеряем этого нашего внутреннего делания в дни Великого поста.

    Конечно же мы в это Прощеное воскресенье испрашиваем прощения друг у друга, чтобы не осталось на сердце какой-то неприязни, которая не дает нам успокоения. В жизни мы постоянно сталкиваемся с такими моментами, когда возникают недосказанности, «испорченный телефон», и другой человек начинает обижаться или подозревать, смущаться, когда, на самом деле, нет для этого повода. Мы должны быть к этому очень внимательны – не слушать всяких пустых разговоров и, тем более, всяких пересказов и сплетен, которые могут нас разрушать. И чтобы это не осталось на нашей душе, в нашем сердце, мы испрашиваем прощения друг у друга.

    Мы просим прощения не только у знаемых нами людей, но, как мы будем читать в молитве на Пассии: я своими грехами прогневляю Бога и пригвождаю Его ко Кресту – каждый своими грехами Его пригвождает. В этом моем греховном движении есть и моя вина по отношению к любому человеку: я оскорбляю ту любовь, которая живет на сердце у другого человека ко Христу. Посему мы и просим, чтобы Господь даровал нам освобождение от того, что мы постоянно преступаем Его заповеди, не стремимся выстраивать свой строй-порядок жизни так, как желает того Господь, не желаем посмотреть на себя через Евангелие. И вот пост – это то время, когда мы можем это сделать – когда мы можем открыть в себе и понять, как мы оскорбляем Саму Любовь, ибо мы оскорбляем ее и в сердцах других людей, которые несут свою любовь ко Христу и следуют за Ним по своему пути под своим крестом.

    Вновь и вновь мы приступаем к этим многоплодным и всерадостным дням Великого поста, когда действительно у нас есть возможность освободиться от многоделания, от пустоты нашей земной жизнь, вновь вернуться к тем истокам, которые и напояют нашу душу, дают ей возможность вновь вернуться к жизни. И в этом наша величайшая благодарность ко Господу – Господь дает нам еще это многоплодное время Великого поста. Это Его дар – еще раз пройти, еще раз своим сердцем почувствовать радость благодатного времени, чтобы действительно душа наша стала немножечко взрослее духовно, что-то приоткрыла для себя через Священное Писание. Приоткрыла нам, что существует не только земное измерение нашей жизни, но есть нечто большее – наша жизнь во Христе: жизнь непростая для человека в этом мире, но другой нам не надо, потому что эта жизнь всерадостная. И эту радость, которую обретает человек со Христом, никто у него отнять не может. Любая житейская радость, земная ничтожна – ей приходит срок, человек с ней разлучается, а радость о Господе столь велика, столь сладка для человека, что все скорби и боль этого мира в ней претворяются, и сердце человеческое сохраняется, не погружается в пучину печалей, скорбей и уныния, потому что это сердце без меры доверяет Самому Господу, доверяет и уповает, что все устроит Господь так, как Он посчитает нужным.

    Посему мы, вступая в эти дни Великого поста, предстоим перед Самим Господом и молимся Ему, как маленькие дети, которые только и способны искать защиты у своих родителей, у своего Небесного Отца. И никакие мы не взрослые, никакие мы не умные, не великие – а самые маленькие дети, которые ищут защиты у Своего Небесного Отца. Сознаваясь в смирении, сознавая самих себя, будем молиться и просить, чтобы Господь даровал нам милость и дал силы, дабы мы достойно прошли эти дни Великого поста.

    все праздники

Расписание богослужений

15 Февраля суббота
08:30 Исповедь, Часы, Литургия.
17:00 Всенощное бдение.
16 Февраля воскресенье
08:30 Исповедь, Часы, Литургия.
[Далее]