Приходская жизнь
Пастырское слово
-
05/02/2023
Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю о мытаре и фарисее. 05.02.2023Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
все праздники
Сегодня мы с вами, братия и сестры, в Неделю, которая именуется Неделей о мытаре и фарисее, слышали притчу, с которой обратился Господь к людям, которые окружали Его в тот момент.
Священное Писание всегда живо, слова Божии всегда обращены как к тем, кто находился рядом с Господом, точно так же – и к нам с вами.
Неделя мытаря и фарисея свидетельствует нам с вами, что мы входим в пределы приготовительных недель к Великому посту – начинаются чтение и пение Постной Триоди, и все эти песнопения должны уготовить нас к грядущими трудам Великого поста.
Мы слышали в сегодняшнем Евангельском чтении о том, как два человека вошли во храм, – и Господь желает научить нас тому, с каким сердечным настроением должны мы войти во храм для того, чтобы и молитва наша была услышана, и чтобы мы вышли из храма, получив то, ради чего мы приходили. Фарисей – «тщеславием величашеся» и мытарь – «покаянием преклоняшеся» – оба пришли к Единому Богу принести свою молитву. И мы слышали в песнопениях Недели, прежде всего, что то тщеславие, которое было на сердце у фарисея, не дало ему получить оправдания от Господа, которое получил мытарь. Фарисей заходит в храм Божий и приносит благодарность Богу, но, как святые отцы говорят нам – даже великие добродетели без смирения становятся для человека большим испытанием и падением. И вот фарисей считает, что исполнял закон как должно, был пред Богом, как ему казалось, честен, но Господь, обращаясь к сердцу человека, всегда указывает, что есть нечто, что еще он «не докончал» – не исполнил.
Тебе кажется, что за внешним проявлением твоей жизни религиозной ты начинаешь что-то понимать, представлять какими должны быть отношения между человеком и Богом. Но человек, в данном случае, переносит свои представления, понятия житейские, мирские на взаимоотношения с Богом, а Господь, желая исцелить как сердца людей, которые были рядом с Ним, так и наши с вами, указывает, что единственно ценным, значимым в Очах Божиих, является покаяние, которое приносит сердце человеческое, когда из этого сердца покаянного рождается смирение.
Смиренное сердце видит свои грехи, а в окружающих людях видит добродетели. Гордость и тщеславие имеют обратные свойства: они видят свое хорошее устроение, а в окружающих видят недоброе, видят те грехи, которые и начинают далее распространять в окружающем мире через, всякого рода, сплетни, через обсуждения и осуждения, – таково свойство гордости и тщеславия. Такое сердце не может успокоиться и не видит Самого Бога, – оно видит только окружающих людей. Так в сегодняшней притче мытарь предстоит пред Лицем Божиим и только возносит молитву свою: «Бо́же, ми́лостивъ бу́ди мнѣ́ грѣ́шнику!» В то же время фарисей, обращаясь к Богу, указывает, что видит мытаря: «Бо́же, хвалу́ Тебѣ́ воздаю́, я́ко нѣ́смь я́коже про́чiи человѣ́цы, хи́щницы, непра́ведницы, прелюбодѣ́е, или́ я́коже се́й мыта́рь», – он отрывает взор свой от Бога и устремляет его на окружающий мир, на людей, которые его окружают.
Сегодняшнее Евангельское чтение указывает нам на тот строй-порядок нашего внутреннего сердечного мира, с которым мы должны входит в храм Господень, чтобы обрести особое состояние присутствия Бога в нашей жизни. До тех пока мы смотрим вокруг себя: что происходит, и кто как поступает и действует, сердце наше отвлекается и не может быть рядом с Богом.
Множество людей всегда окружало Господа нашего Иисуса Христа. Мы видим, что кто-то приходил из любопытства, кто-то приходил, чтобы уловить Его (как книжники, фарисеи и саддукеи, которые противились Богу, видели в словах Господа для себя обличение), но лишь немногие люди могли стать причастникам силы Божией – силы, которая исходила от Господа. Как некогда кровоточивая женщина, множество лет страдавшая своей неисцельной болезнью, прикоснулась ко Христу и получила исцеление, хотя огромное количество людей окружало Господа, – как апостол говорит: «…ви́диши наро́дъ угнета́ющь Тя́, и глаго́леши: кто́ прикосну́ся Мнѣ́?» Господь знает прикосновение сердца человеческого, чувствует его. И сегодня нам Евангелие напоминает о том, с каким чувством мы должны приступать ко Господу, прикасаться к Нему. Это чувство – покаяние, из которого рождается смирение.
Смирение невозможно описать, его невозможно вычитать из книг. Как некогда спрашивали у аввы Зосимы, что же такое смирение, и он никак не мог объяснить этого. Ему говорили: ты же – святой! А авва отвечал: у меня множество грехов, я грешник пред Лицем Божиим! И авва Дорофей, который был в тот момент рядом, сказал, что, как в науке есть опыт, так и здесь есть навык и опыт, который приобретается человеком через многие труды, упражнения. Так же и хозяйка, у которой спрашивают, как у нее все так вкусно получается, не может толком объяснить, как же так получается. Она говорит: возьмите то, возьмите это… Но у других не получается. У хозяйки есть опыт! Есть руки, которые чувствуют, как, сколько и когда нужно использовать. Точно так же, сколько бы мы с вами ни говорили, ни читали о смирении, но смирение – это не понятие, это тот опыт, который приобретает сердце человеческое на пути покаяния, на своем пути к Богу. Без опытного познания и понимания этого таинственного, сокровенного, мы никогда и ничего не сможем сделать в нашей жизни.
Перед нами раскрываются двери Великого поста. Мы будем сейчас готовиться войти туда через богослужение, через весь строй-порядок, через песнопения и чтения. Войти, чтобы потрудиться, исправить и изменить самих себя. Но сегодняшнее Евангельское чтение нас вводит в храм Господень, говорит о том, что любой труд, который мы с вами будем употреблять, особым образом в эти дни Великого поста, будет зависеть от того, с каким сердцем мы войдем в храм Господень. Будет ли сердце наше направлено только на то, чтобы видеть перед собой Бога и выстраивать свои отношения с Богом? Или будет ли оно все время обращаться на окружающий его мир, без конца пытаться найти ответы на свои безумные вопрошания о происходящем, о том, что нравится нам или не нравится, как поступают другие? Но мы же слышали сегодня в Евангелии, как Господь нас предупреждает, что это – не нашего ума дело: ибо надлежит быть и браням, и потопам, и страшным землетрясениям. Через многое еще надлежит пройти этому миру для того, чтобы, как Господь говорит, малое и избранное стадо могло достичь Царствия Небесного, чтобы, видя происходящее в окружающем мире, человек обращался не к своим попыткам понять, судить, а чтобы сердце человеческое обратилось к Богу.
Господь действует в этом мире, а не наши человеческие усилия и устремления. Об этом знали наши предки. Они были мудрыми, они знали, что никто никогда не мог победить в этом мире, если Бог не сопутствовал и не даровал победу. Точно так же никогда не может победить человек самого себя, если он будет тщеславиться и думать, что он может что-то изменить в самом себе. Да никогда этого не будет! Потому что человек неправильно видит окружающий его мир: он не видит Бога, действующего в этом мире и действующего в нем самом, не видит и того, кто противостоит человеку со всей своей силой, желая увлечь человека в уныние, в печаль, во всякого рода пагубу, которую уготовал враг рода человеческого для того, чтобы не дать человеку возможности взойти от земли на Небо.
Смирение преклонило Небо и сошло на земле – как недавно мы свидетельствовали в дни праздника Рождества Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. И сегодня нам Господь напоминает о том, что в эти дни грядущего Великого поста для нас открыт путь в смирении восходить от земли на Небо, научаться труду над самим собой, чтобы преодолеть привязанность к этому миру, преодолеть привычки осуждения и многоглаголания – привычки, которые разрушают, в первую очередь, наши взаимоотношения с Богом, которые уводят нас от Господа и погружают в стихии нашего мира.
Для того, чтобы учиться говорить с Богом, нам дана Псалтирь. Лучше, чем слова, которые были сказаны в Псалтири сердцем и душой человеческой, обращенной к Богу, никто не может высказать. Как бы мы ни пытались сказать Богу от слов своих, но той глубины, которая есть в словах Псалтири, мы никогда не сможем достичь, ибо мы не понимаем порой самих себя и не имеем такой глубины своего сердца, как та, из которой излились слова Святой Псалтири.
Посему мне хотелось пожелать, чтобы эти дни приготовительные к Великому посту, которые мы с вами будем проходить, не были бы для нас бесплодны, чтобы мы поняли, как нас научает Святая Церковь входить в дни Великого поста и многое для нас уже было определено: как нам поступать, по какому пути мы должны идти, дабы наш духовный труд был не бесплодным, а принес те добрые плоды, ради которых мы и будем трудиться в дни Великого поста. И, прежде всего, самому себе мне хотелось бы напомнить, что без покаяния и рождающегося из него смирения все наши добрые начинания и добрые устроения становятся бесплодными.
Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!
Расписание богослужений
- 21 Января вторник
-
08:30 Исповедь, Часы, Литургия.
18:00 Вечерня, Утреня (полиелей), 1-й час.
- 22 Января среда
-
07:40 Исповедь, Часы, Литургия.
17:00 Всенощное бдение.