• Творчество прихожан
  • Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 33-ю по Пятидесятнице. Поклонение честны́м веригам ап. Петра. 29.01.2023

    29/01/2023
    Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 33-ю по Пятидесятнице. Поклонение честны́м веригам ап. Петра. 29.01.2023

    Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

    Сегодня, в Неделю 33-ю по Пятидесятнице, мы слышали Евангельское чтение о Закхее-мытаре. В этом чтении повествуется о том, как Закхей, слыша много об Иисусе, желал и сам увидеть и услышать Его. Но был он сам невысокого роста и от множества людей, которые окружали Господа нашего Иисуса Христа, не мог подойти ближе ко Господу. Что же придумал Закхей? Он решил влезть на дерево, которое было при пути, по которому шел Господь наш Иисус Христос. Не взирая на то, что Закхей был уже в возрасте, был человеком уважаемым, богатым, он, не боясь никаких насмешек, смущения от других людей, взбирается на дерево, чтобы хоть так увидеть Самого Господа, увидеть Того, о котором он столь много слышал. И Господь, поравнявшись с этим деревом, увидел Закхея и говорит: «Закхе́е, потща́вся слѣ́зи: дне́сь бо въ дому́ твоемъ подоба́етъ Ми́ бы́ти».

    Великая радость была на сердце у Закхея – видимо, он и не рассчитывал услышать слова Господа, обращенные к нему. Не почитал он себя столь достойным, хотя люди почитали его человеком уважаемым. О величайшей радости на сердце у Закхея от того, что он принял Господа в дому своем, свидетельствуют его слова, которые он обращает ко Господу: «се́ по́лъ имѣ́нiя моего́, Го́споди, да́мъ ни́щымъ: и а́ще кого́ чи́мъ оби́дѣхъ, возвращу́ четвери́цею». Ибо Господь не возгнушался его дома, хотя ревнители фарисеи говорили о таких, как он: «…почто с мытари и грешники Учитель ваш яст и пиет».

    Величайшая радость бывает на сердце у человека, когда он встречается с Господом, – об этом свидетельствует нам сегодняшнее Евангелие: забывается многое из обстоятельств жизненных, трудностей, все это отступает, – остается только удивительная, сокровенная радость на сердце у человека.

    Как бы хотелось и нам найти подобное дерево, чтобы забраться и увидеть, услышать Господа! Но Господь нам говорит, что нам уже все дано, и мы можем действительно приподняться над земной суетой, над нашими земными трудностями, обстоятельствами, смущениями и страхованиями для того, чтобы увидеть и услышать Господа, почувствовать Его в своем сердце.

    Высотой, на которую мы приподнимаемся над миром, является наша любовь к ближнему. Господь многажды говорит о том, как мы должны относиться к тому человеку, который рядом с нами, указывает на то, что этот человек есть образ и подобие Божие. Апостолы говорят о том, как мы должны относиться друг к другу, как любить, какие качества у этой любви. Святые отцы говорят о том, что через любовь к ближнему открывается любовь к Богу. Через любовь к ближнему раскрывается и Сам Господь.

    Нам хотелось бы знать волю Божию: ищет ее человек пытливым умом своим, чтобы многое понять и раскрыть для себя. Но вот воля Божия: рядом с тобой оказался человек, которого послал Господь. Окажи ему внимание, любовь, и в этом ты будешь выполнять волю Божию. Воля Божия направлена на то, чтобы многое в нас исправить, многому духовно научить, приподнять нас над суетой, над миром.

    Величайшие качества, которые должны напечатлеваться в сердце человеческом – это, конечно же, терпение, смирение. Без этого невозможно достичь тех духовных высот, к которым устремляется наше сердце. И эти качества лучше всего воспитывать в себе, когда ты видишь какого-то человека в тех или иных обстоятельствах, который требует от тебя проявить эти качества. Он воспитывает и научает тебя: как быть терпеливым, снисходительным, как научиться смирению. Эти духовные качества и дают нам возможность почувствовать присутствие в Бога в нашей жизни.

    Есть такая притча. Одна благочестивая женщина очень хотела встретить Господа. И Господь, видя это ее желание и желая исправить нечто в ее духовной жизни, оказать ей помощь, говорит ей: сегодня Я приду к тебе в гости. Раба Божия, услышав, что к ней придет такой Гость, приводит в порядок весь свой дом, готовит трапезу и ждет Господа. Но Его все нет…Она слышит стук в дверь, приоткрывает дверь с надеждой, что увидит дорогого Гостя, но видит нищего, который пришел к ней попросить помощи. В другой бы раз она, может быть, и явила бы ему помощь, но сейчас она занята, потому что ждет Гостя. Она прогоняет нищего. Потом слышит стук путника, который тоже просит ее оказать помощь, внимание, чтобы можно было ему обогреться. Но и ему она отказывает, потому что ей некогда, все чисто, все в порядке, все готово к приему Гостя. Приходит и еще нуждающийся человек, но она не может никого принять. Проходит весь день, но так и не пришел к ней дорогой Гость. Смутилось ее сердце, она печалится, потому что не исполнилось то, что обещал Сам Господь. Но слышит она слова Господа: Я же к тебе приходил сегодня три раза, но ты Меня не приняла.

    Господь приоткрывает нам многие тайны того мира, в котором мы живем, не через наши познания, которые мы пытаемся приобретать: большая часть наших познаний в духовной жизни раскрывается через нашего ближнего человека. Святые отцы говорят, что первое, что надо делать, чтобы оказать любовь к ближнему – это не творить зло: научиться не говорить слова, которые могут смутить другого человека, не осуждать другого человека, не быть «телеграфом» для слов других людей о нем – не транслировать то, что, может быть, не соответствует действительности, о другом человеке. Всякое смущение, всякую злобу и коварство мы должны в своем сердце запечатать и через молитву о том человеке, о котором нам враг нашептывает, мы должны победить смирением, любовью и молитвой, чтобы плохое не вышло наружу из нашего сердца, чтобы не заразить другого человека, чтобы это не породило в сердцах людей разномыслие, смущение, которые разделяют людей.

    Здесь является для человека возможность научиться смирению и пониманию того, что все мы перед Богом имеем недостатки, нет среди нас святых, нет великих молитвенников. И многое, что порождается в сердцах людей – злоба, которая поселяется через помыслы, по отношению к другому человеку, может преодолеваться только смирением.

    Некогда жил в монастыре преподобного Кирилла Белоезерского послушник Феодот. Однажды он так смутился преподобным Кириллом, что даже смотреть в его сторону не мог, проходить не мог мимо него – так было исполнено его сердце обиды и злобы по отношению к настоятелю. Он решил, видя свое бедственное положение, оставить монастырь и пойти искать иную долю в стране далече. Братия уговаривали его, но он был непреклонен. По монашескому обычаю прежде, чем оставить монастырь, он идет к преподобному Кириллу, чтобы исповедовать свой помысел. Он приходит к преподобному, и прежде его слов преподобный Кирилл сразу начал говорить: «Все почитают меня добрым, но только ты понял, что я человек грешный, и злоба живет в моем сердце. Уповаю на милосердие неизреченное Божие и прошу простить за те обиды, который доставил тебе. Помолись за меня, грешного». Услышав эти слова преподобного Кирилла, сердце этого инока растопилось, исполнилось особой радостью от любви, которую явил ему преподобный, показавший, что есть такое смирение. И все вражии помыслы, которые селились в его сердце и смущали его, в миг были разрушены, и вновь вернулась благодарность, вернулся свет, и уже иной строй-порядок жизни был открыт для этого инока.

    Научиться не творить зло по отношению к другому человеку словом, делом, помыслами своими – это только первый наш шаг в любви к ближнему. «Положи, Господи, хранение устам моим и дверь в ограждение уст моих», чтобы ни одно слово злобы, осуждения, злорадства по отношению к другому человеку не вышло из уст моих! Чтобы не осквернилось сердце мое, и не осквернил я окружающих людей и весь мир словами злобы и обиды своей.

    Следующий шаг любви к ближнему – умение оказывать милосердие другому человеку, умение послужить другому человеку в той нужде, которая у него есть, умение видеть те проблемы, трудности, которые есть у другого человека. Оказать ему помощь. И здесь преподобный Иустин (Попович) нас предупреждает, что в этом служении другому человеку мы должны быть очень внимательны, потому что это служение во Христе, и мы должны понимать, что служит человеку ко спасению, а не к его каким-то желаниям и представлениям. Он говорит, что если ты угождаешь и служишь человеку в его страстях через свое душевное устроение, то служишь смерти этого человека. Служить нужно так, чтобы человек обрел спасение Божие: служить тому, что служит спасению человека, укреплению его добродетелей, его восхождению, а не ниспадению. Поэтому служение человеку – это служение во Христе, а не наше желание быть добренькими, красивыми по отношению к другому человеку, получать какие-то знаки внимания от других людей. Это не служение другому, это не любовь, а служение самому себе. А служение во Христе – это только то, когда мы забываем о себе и видим, как во Христе открывается та нужда, которая имеется на сердце у другого человека. Но это труд подвига, труд смирения. Это труд того послушания, которое человек и сам несет пред Лицем Божиим.

    Сегодняшнее Евангельское чтение говорит нам о той радости, которая бывает, когда человек встречается со Христом. И действительно для нас этот путь служения ближнему, путь любви к нему есть тот путь, на котором мы встречаемся с Самим Христом, когда Господь приносит и в нашу сердце полноту жизни, полноту радости, ибо сердце открывается в этот момент навстречу Богу через ближнего, которого посылает Господь нам на нашем жизненном пути. Это Его воля. Мы не сами выбираем те или иные обстоятельства, тех или иных людей, которые неожиданным образом оказываются рядом с нами, – это воля Божия. И мы должны исполнять волю Божию: принимать другого человека с любовью и являть ему необходимую помощь и сострадание, милосердие в деле его спасения.

    Мы должны понимать и должны духовно чувствовать, что если сердце наше исполняется обидами, смущениями, злорадством к другому человеку, то в этот момент этот человек более всего нуждается в нашей поддержке и молитве, а враг рода человеческого желает лишить его этой помощи. Видимо, будут какие-то обстоятельства и трудности, с которыми ему будет непросто, и может только наша молитва и сможет помочь ему удержаться на краю пропасти. Но знает враг силу молитвы и делает нас обидчивыми, исполненными смущения, чтобы мы не помолились о другом в этот момент, когда идет величайшая брань за другого человека. Поэтому мы должны быть очень внимательны к тому, что происходит в нашем сердце, и, помогая внешним образом нашему ближнему, мы должны чувствовать и понимать ту нужду духовную, ту брань духовную, которая ведется против этого человека.

    Враг рода человеческого старается лишить силы молитву, которая действительно способна изменить обстоятельства в жизни другого человека, лишить его поддержки. А мы, не задумываясь, легко принимаем помыслы, смущения нашего сердца и не исполняем волю Божию, волю о любви к нашему ближнему и не раскрываем для себя этой полноты присутствия Бога в нашей жизни.

    Господь нам говорит через апостолов: как же ты говоришь, что любишь Бога, если ты не любишь ближнего? Если ты не видишь человека, который перед тобою, то как же ты можешь говорить, что любишь Бога, который невидим? Может быть, ты сам придумал себе какие-то образы, представления? И насколько эта полнота твоих представлений соответствует тому, что на самом деле может открыться, если сейчас ты встретишься со Христом? Готов ли ты будешь ответить за все свои сердечные движения? Вдруг ты увидишь бездну сердца своего, тайные пороки, сокрытые там? Каким ты будешь предстоять перед Христом?

    Господь, желая нам помочь, посылает через нашего ближнего возможность вылечить и наше сердце, очистить его от греха и пороков, и сделать нас способными принять в свое сердце Христа, как некогда принял Его Закхей в дом свой и возрадовался. К этому нас ведет Господь в нашей жизни – чтобы мы могли принять Христа и возрадоваться. Но для этого нужно потрудиться, привести в порядок дом души своей, чтобы было не стыдно нам пригласить туда Христа. Господь дает нам такую возможность – позаботиться и о себе самих через наших ближних.

    Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

    все праздники

Расписание богослужений

29 МАРТ ПЯТНИЦА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия Преждеосвященных Даров.
18:00 Великое Повечерие, Утреня, 1-й час.
30 МАРТ СУББОТА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия. Панихида.
17:00 Всенощное бдение.
[Далее]