Приходская жизнь
Пастырское слово
-
15/01/2023
Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 31-ю по Пятидесятнице, пред Богоявлением. 15.01.2023Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
все праздники
Сегодня в Неделю, которая именуется Неделей пред Богоявлением, мы слышали Евангельское чтение, которое повествует нам о проповеди Иоанна Крестителя. На реке Иордане он собирает к себе людей, совершая крещение с исповеданием грехов, и проповедует им о времени «грядущем открытися» – явления Спасителя. Крещает их во имя Грядущего и, обращаясь к людям, которые приходят к нему, говорит: «…гряде́тъ Крѣ́плiй мене́ вслѣ́дъ мене́, … а́зъ у́бо крести́хъ вы́ водо́ю: То́й же крести́тъ вы́ Ду́хомъ Святы́мъ».
Употребляются здесь как бы две стихии – стихия воды и Дух, как стихия огня (Иоанн тоже говорит, обращаясь к людям, пришедшим к нему, что крещение это будет огненным). Эти стихии отличны. И если мы говорим о воде, то она «омывает» – она снимает грязь, нечистоту, но не изменяет самого состава того предмета, который погружается в воду.
Мы знаем, что в Ветхом завете много было предписаний дано о том, как требуется совершать омовение для иудеев. Но то, что совершает Иоанн Креститель, отличается от всего того, что было предписано иудеям. Его крещение свидетельствует, что закон Моисеев будет отменен, и идет Иной, – Кто будет уже совершать крещение Духом Святым. По-гречески «крещение» переводится как «погружение». То есть грядет Тот, кто будет погружать вас в огонь Духа Святого.
Огонь имеет иное свойство. Стихия огня способна менять свойства самого предмета. Многое из того, что находится в руде, которая погружается в огонь, изменяется в чистое золото –очищается золото огнем, расплавляется весь состав. Точно так же в крещении, о котором говорит Иоанн Креститель, расплавляется и изменяется весь состав человека. Он получает новые для себя возможности – возможности нового, совершенно отличного от того человека, который живет во времена Иоанна Крестителя. Новые возможности открываются перед этим человеком через Грядущего Мессию.
Народ ждет напряженно этого явления Мессии – этой тайны, которая должна перед ними раскрыться. Как это будет, они еще не знают, не представляют. Для них это прикровенно, таинственно и сокровенно. Но нам с вами эти тайны уже открыты. Мы живем во всей полноте жизни, которую явил пришедший в этот мир, родившийся Господь и Бог наш Иисус Христос. Мы живем в Таинствах, которые установлены в Церкви, живем в полноте благодатной жизни. Живем и наполняемся этим огнем, который способен перевоссоздать нас с вами, способен сделать иными, умягчить наши сердца. Но есть одно условие действия этой огненной благодати Божией на каждого из нас: Бог спасает нас, но не без нас. От человека требуется готовность выйти навстречу Богу, открыть Ему свое сердце, дать возможность войти этой перевоссоздающей нас благодати Божией в наше сердце, в нашу душу.
К этому приучает и наставляет Иоанн Креститель людей Ветхого Завета. Они привыкли жить внешней жизнью, привыкли жить внешними обрядами, жертвоприношениями, омовениями, предписаниями, которые они исполняли очень точно, стремясь добиться праведности. Но Господь ждет от человека совершенно иного – ждет, что человек сделается сам храмом Божиим, примет в себя Самого Бога. И принадлежит Господу не только наша душа, но и наши телеса, – об этом говорит нам и Апостол. Каждый из нас есть храм Божий.
Наша вера, наша любовь по отношению к Богу внешним образом проявляется как забота о храме, к той красоте и чистоте, порядку, которые должны соблюдаться в храме. Но не меньшая забота должна употребляться и о нашей душе, где должен пребывать Сам Христос. Где есть Горнее место – наше сердце, где пребывает Христос. И любое нарушение этого благодатного строя-порядка жизни лишает человека полноты благодати, лишает огня, просвещающего и указывающего человеку путь по жизни его.
Благодать не может оставаться там, где есть дым греха. Святитель Василий Великий говорит, что, как пчелы тут же улетают, когда появляется дым от костра, точно так же и благодать уходит из нашей жизни, как только там появляются признаки греха. И наша забота о себе самих состоит не только в том, чтобы принять это действие благодати Божией в свою жизнь, исповедуя свои грехи, уповая на милосердие Божией, но и в том, чтобы сохранить это действие благодати Божией в нашей душе и в нашем сердце, чтобы жизнь духовная продолжалась не только в стенах храма, но и за пределами его. Какой смысл для человека наполнять худой сосуд? Сколько в него ни вливай – он остается пустым. И сколько бы Господь ни пытался наполнить нашу жизнь полнотой присутствия благодати Божией через Таинства Церковные, но важно то, чтобы и наш сосуд не был худым, чтобы не было этих пороков и грехов, которые вновь и вновь разбивают сосуд нашей души и сердца и лишают нас жизни в благодати.
Мы приходим и желаем наполнить свою жизнь благословением Божиим, благодатью Божией, способной нас менять. Но, как Господь говорит, солнце светит и на злых, и на добрых – точно так же Господь являет по отношению ко всем людям милость Свою. Но сколько способен человек принять в свое сердце и в свою душу благодати Божией через Таинства Церковные, зависит от самого человека. С каким сосудом приходит человек, приступает к Таинствам Церковным? Приносит он маленький пузыречек из-под духов, в который трудно даже что-либо налить, либо приходит с бидоном большим и готов зачерпнуть сполна благодати Божией? Сосуд, который мы созидаем в своей жизни, зависит от каждого из нас. С каким сосудом мы приходим к Таинствам Церковным? Как мы к ним готовимся? Понимаем ли мы, ощущаем ли в сердце своем то, что сейчас произойдет, когда Сам Господь войдет в мою жизнь, в мою душу и воссядет в сердце моем? Или тут же, приняв Господа, я отступлю от Него, буду выгонять Его из сердца своего, как незваного гостя, устремляясь к своим помыслам, заботам, суете земной?
Иоанн Креститель сегодня призывает нас (как и в свое время ветхозаветных людей к принятию Грядущего), чтобы мы сполна приняли в жизнь свою эту благодать Духа, которая открыта нам через Таинства Церковные, через Богослужение, через наш строй-порядок молитвенной жизни. И хотелось бы пожелать, прежде всего – самому себе, и каждому из нас, чтобы мы не забывали и не теряли из своего духовного взора этой тайны, которая совершается между сердцем каждого из нас и Богом. Здесь нет никаких посредников, только я и Бог. Больше никого. И каково твое сердце, как оно открыто навстречу Богу, готово ли оно принять Его в себя – зависит только от тебя. Все остальные обстоятельства нашей жизни имеют вторичное значение. Можно призывать, наставлять, увещать, но тайна совершается только в тишине между человеком и Богом – там, где сполна является свобода сердца человеческого.
В древние времена Рождество и Крещение Господне были одним большим праздником – праздником Богоявления. Посему и у нас эти дня Святок – от Рождества Христова до Крещения – являются одним большим праздником, когда мы вспоминаем Богоявление в этом мире.
Еще раз хотелось бы напомнить, прежде всего – самому себе, и каждому из нас, что Господь пришел на землю ради каждого из нас: ради тебя совершилось невозможное здесь на земле, чтобы мы могли принять в сердце свое Самого Бога, как некогда убогие ясли приняли Невместимого и простые пастушки пришли и принесли Ему свое славословие.
Да дарует нам Господь Свою милость, чтобы эти святые дни, которые мы сейчас проходим, были для нас радостью о Господе и Боге и Спасе нашем Иисусе Христе!
Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!
Расписание богослужений
- 04 Декабря среда
-
08:30 Исповедь, Часы, Литургия.
17:00 Вечерня, Утреня, 1-й час.
- 05 Декабря четверг
-
08:30 Исповедь, Часы, Литургия. Панихида по Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II.
17:00 Всенощное бдение.