• Творчество прихожан
  • Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 7-ю по Пятидесятнице. 31.07.2022

    31/07/2022
    Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 7-ю по Пятидесятнице. 31.07.2022

    Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня в воскресный день мы слышали Евангельское чтение, в котором Господь возвращает зрение двум слепцам, которые следовали за Ним и молили Его: «Помилуй ны, Иисусе, Сыне Давидовъ!». Эти два слепца, которые получили просимое от Господа, вероятно только слышали о Нем, ибо не имели еще своей непосредственной веры, не видели еще тех чудес, которые являл Господь. Они только слухом своим слышали о том, какую милость являет Господь над людьми, давая им здравие, исцеляя их недуги.

    Господь не отвечает сразу на их просьбу об исцелении, как мы слышим в Евангелии – Он входит в дом. Они же не отступают от Него своей просьбой, молитвой – следуют за Ним. И видя это свидетельство их веры – неотступность, Господь говорит им: «По вере вашей да будет вам». И отверзаются очи этих слепых людей.

    И Господь после совершения этого чуда говорит им, чтобы они никому не рассказывали, что совершилось над ними. Но радость и благодарность ко Христу не могут удержаться в их сердцах: они преизливаются на окружающих людей. И, как свидетельствует Евангелие, многие услышали об этом чуде исцеления этих слепых людей.

    «Помилуй ны, Иисусе, Сыне Давидовъ!»  – этот вопль, обращенный ко Христу, напоминает нам о той молитве, которую чаще всего мы читаем, обращаясь ко Господу: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя!» – это молитва Иисусова. И в этой молитве мы, прежде всего, исповедуем Его, как и эти слепцы, Господом и Сыном Божиим. Это исповедание требует от сердца человека той глубины веры, которая была в сердце этих слепцов. Но вера их была не от виденного, не от того, что они ощущали сами, а вера была от слышания. Они способны были поверить, что Господь действительно может совершить это чудо. И прежде, чем обратиться с этой просьбой о помиловании ко Господу, мы должны помнить, что Господь просит, чтобы явилась и наша вера. Эта вера должна быть в сердце того, кто обращается ко Христу, исповедуя величие Господа.

    Вера – не от чуда, а чудо совершается по вере. Но порой бывает наоборот: те, кто не имеет устроения сердечного, способного к вере, требуют сначала чуда: «Господи, яви чудо, тогда я в Тебя поверю!» Но Господь говорит, что так не будет, потому что если ты не можешь поверить в то, что было уже в веках, то и в это чудо не поверишь. Как в Евангельской притче: когда умерший богатый человек просит, чтобы отправили Лазаря к его братьям, дабы они увидев это чудо, уверовали и исправили свою жизнь, то Господь говорит, что если они Моисею не верили, то вряд ли они и в это чудо поверят.

    Таково устроение сердца человеческого – оно все время требует для себя какого-то подтверждения, но не хочет верить. Это мы видели и на примере фарисеев, которые окружали Господа. Они были свидетелями большого количества чудес, которые являл Господь, когда они следовали за Ним: являет Господь эти чудеса – исцеляет болящего, расслабленного, исцеляет слепых, бесноватых, но в сердцах фарисеев рождается только одно – что силой князя бесовского творит Он эти чудеса. Они все время ищут повода, чтобы не принять веру в сердце свое: находят какие-то обстоятельства, которые ничтожны по сравнению с тем, что совершается пред их глазами, по сравнению с теми словами, которые они слышат от Господа. Люди, простые сердцем, откликаются и говорят: «Никогда еще человек не говорил так, как этот Человек», – сердце их устремляется навстречу Богу. Не своим умом и рассуждением эти люди открывают для себя Христа – открывают Его своим сердцем. И сколь много есть свидетельств, когда человек берет Евангелие, и слова Евангелия так прожигают сердце его, так свет от Евангелия входит в сердце его, что человек уже не может отступить от Христа. Но тот, кто не верит Евангелию, тот, кто не хочет читать Евангелие, – он не имеет в сердце своем того начала, которое способно изменить его жизнь.

    В Церкви Господь нас все время научает, чтобы мы слышали о великих чудесах Божиих, о явлении всемогущества и величия Божия – через богослужение. И через прославление великих угодников Божиих, о которых мы здесь слышим, мы должны все время научаться этой вере и преумножать доверие к Богу в сердце своем.

    Возможно, молитва наша не всегда сразу бывает услышана Богом. Но ведь и этим слепцам Господь не сразу являет силу Свою и всемогущество: он идет мимо них в дом, но они не отступают от Него и идут во след Него. Господь ждет, что несмотря на все обстоятельства, с которыми человек сталкивается в своей земной жизни, он не будет отступать от Него. Он Сам призывает человека взять крест и идти во след Него.

    Бывают разные обстоятельства в земной жизни человека, но Господь ждет этой неотступности в следовании за Ним, чтобы не утерялось устремление сердца человеческого ко Господу, чтобы не привязывался человек к этому миру и не пытался устроить жизнь свою по понятиям мира сего. Без конца будут нестроения, дрязги и раздражения – все то, что сопровождает человека, когда в сердце его обретается недолжное демоническое состояние. Мы же понимаем, что там, где обретается в сердце благодать, там мир и покой, там тишина. Там, где в сердце человеческом по его устроению является раздражение, неприятие, торопливость бесовская – это свидетельство того, что обретает человек в сердце своем иного помощника, страшного для него самого. Надо освободиться от него, осознав, в каком бедственном положении ты оказался: тот, кто владеет тобой – сильнее тебя, он знает и вычисляет все твои возможные поступки и дела. Но он не знает состояния твоей души и сердца! Но порой своей болтливостью ты сам рассказываешь ему о своем устроении, о своих движениях сердечных и планах. И он получает власть над тобой – по беспечности твоей ты сам даешь ему власть над собой: раздражаешься, обижаешься – значит, он уже знает, какая болезнь сидит в сердце твоем. Где есть зависть, обиды – там власть силы бесовской над человеком. И каждый из нас знает, сколь страшна власть этой силы, как трудно от нее избавиться, как она искривляет жизнь человека, обращая жизнь и самого человека, и окружающих его людей в бедственное состояние.

    И это надо осознавать, понимать свое бедствие страшное! Господь нам нигде не говорит заниматься стихиями мира сего, происходящим в мире сем. Евангелие не о том, что происходит в мире, оно о том, что происходит в сердце твоем! Евангелие – это Благовестие о Христе, о том, чтобы ты принял в сердце свое Христа, а не о том, чтобы ты следовал умом своим за событиями мира сего.

    Господь ждет обращения к Нему из глубины сердца, а не умом, не рассудком. А вопль из глубины сердца рождается только тогда, когда человек понимает, что он тонет, когда понимает, что он на краю пропасти, и его нога уже занесена над этой бездной, и никто удержать уже его не может: он тонет среди житейских бурь, которые охватывают его, которыми исполнен окружающий нас мир.

    Вот эти слова, которые мы слышали сегодня: «Господи, помилуй нас!» – «Помилуй мя!» – по-гречески «Кирие элейсон», означают просьбу: прояви Свое милосердие, яви Свое сострадание над моим бедственным положением, помоги мне, вытащи меня из этой бездны! Из этого осознания своего страшного, бедственного положения, а не из наших каких-то размышлений о жизни, о стихиях мира сего рождается вера и тогда является сила Божия.

    Евангелие говорит нам не о мире, потому что мир во зле лежит и ничего интересного в этом мире для нас нет. Для нас интересно только одно – присутствие Христа в этом мире и возможность принять Его в сердце свое! Все остальное не имеет никакого значения, все это – пустое и неинтересное: оно никогда не станет тем началом, которое будет приносить в сердце человека радость и счастье, утешение.

    Благодатная жизнь, которая даруется человеку – она только во Христе. И не требуется много рассуждать: дискутировать здесь бессмысленно. Евангелие говорит о том, что каждый из нас, испытав силу благодати Божией над нами самими, должен стать свидетелем присутствия Христа в этом мире: мы должны стать другими людьми. Мы должны свидетельствовать о Господе не словами и призывами, а своей жизнью, своим отношением к другому человеку. Здесь не надо говорить о Христе – достаточно для человека того, чтобы он жил так, как того желает от него Господь: являть тот свет благодатный и тепло, которые будут чувствовать другие люди, откликаться и устремляться к этому человеку.

    Есть свидетельство об одной матушке-монахине, жившей в послевоенные годы. Никто не знал, что она монахиня: она работала бухгалтером, но от нее исходило такое тепло по отношению к другим людям, что они тянулись к ней. С ней всегда было спокойно, радостно, мирно. Потом она почила. И все ее сослуживицы, придя с ней проститься, увидели ее в монашеском облачении. Это изменило их жизнь, потому что они многое поняли для самих себя.

    Таким свидетелями о Христе должны быть и мы. Не разглагольствовать, не рассуждать о природе стихий, происходящих в мире сем, о всяких событиях, которые сейчас тревожат этот мир, – там нет Христа. Христа мы должны найти в самих себе и засвидетельствовать о Нем в этом мире. И тогда полнота жизни и радости будет передаваться от нас к другим людям.

    Мне сегодня хотелось бы пожелать, прежде всего – самому себе, и каждому из нас, чтобы эта молитва двух слепцов, которая приобрела в Церкви образ молитвы Иисусовой, была всегда в нашем сердце – при всех обстоятельствах в нашей жизни. Чтобы слова: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя!» –  были свидетельством нашей веры и мы понимали, что стоим на краю бездны, и осталось только мгновение, чтобы Господь удержал нас, как некогда удержал Петра в треволнениях моря, когда он погибал в волнах. И как некогда слепцы получили просимое, точно так же и наши душа, наше сердце все получит от Господа, если будет обращаться ко Господу подобно этим слепцам. И услышит наше сердце, услышит наша душа эти сокровенные слова, сказанные только им Господом: «По вере твоей да будет тебе!».

    Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!



    все праздники

Расписание богослужений

[Далее]