• Творчество прихожан
  • Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Протоиерей Андрей Речицкий. Слово после Чина Погребения Господа нашего Иисуса Христа (26.04.2019)

    26/04/2019
    Протоиерей Андрей Речицкий. Слово после Чина Погребения Господа нашего Иисуса Христа (26.04.2019)

    Мы с вами сейчас совершили богослужение, которое относится уже к Великой Субботе. Переступили границы Великого Пятка – страданий Господа нашего Иисуса Христа. Погребение Его совершилось, и Господь вступает в пределы, недоступные уже нашему человеческому пониманию. 
     
    В дни Страстной Седмицы мы слышали о тех событиях, которые совершались: мы слышали о том, как Господь смоковницу проклял, и засохла она, указывая на то, какой бывает бесплодной жизнь человека, если исполнена она каких-то бесконечных слов – как эта смоковница, которая обросла листьями, как человек, обросший всякими словами, обещаниями, празднословием (можно так, наверно, сформулировать), и не имела добрых плодов, а посему засохла. Сие нам с вами понятно. 
     
    Мы слышали о том, как блудница почувствовала вину и мерзость того греха, в котором она пребывала, принесла скляницу мира и возливала на главу Господа Иисуса, а ученики смущались этого и имели помышление в сердце своем о том, что можно было бы продать это миро и раздать деньги нищим – как это часто бывает у людей, и до сего времени, когда бывают помышления о том, к чему бывает то или иное благолепие в храмах, когда можно все продать и раздать нищим. Но есть богопочтение и наше служение Богу. Мы знаем о том, что наши предки, куда бы они ни приходили, где бы они ни выстаривали свою жизнь, они часто начинали устроение своего нового места с возведения храма и украшения этого храма. И по мере того, как украшался и возрастал этот храм, Господь давал им и полноту жизни земной. Неложны слова Господа, которые мы слышали: «ищите прежде Царствия Божия, и все остальное приложится вам». Посему и там, где мы видели подобное устроение и движение сердечное, там и выстраивалась совершенно иная жизнь – жизнь с Богом, и Господь никогда не оставлял людей и подавал им все необходимое и благополезное к их жизни земной.
     
    Господь указывает нам и напоминает в эти дни о том, что всякое человеческое хотение, желание имеет свои пределы. И порой мы не знаем той меры понимания того, что мы, на самом деле, из себя представляем. Много есть каких-то, с одной стороны, тщеславных и гордостных помыслов, которые нас смущают, а, с другой стороны, наоборот, есть много помыслов, когда человек, не желая чего-то делать, себя оправдывает тем, что не может, не готов, не умеет, не знает, страшится делать то дело, которое перед ним раскрывается. Но Господь указывает нам, что мы ни о чем не должны смущаться, не должны придавать смущениям сердца своего значения, ибо они уводят нас от Господа. Уводят там, где пребывает страх, замутнение помыслов, которое приводит, в крайнем своем значении, к таким поступкам, как поступок Иуды, который предает своего Учителя. Предает Того, Кто для него был образом явления всемогущества силы Божией. Порой ученики не понимали, кто перед ними: пророк или Сам Бог?  Они страшились принять мысль о том, что перед ними Бог, потому что, если перед ними Сам Господь, то какова же должна быть их жизнь: насколько это страшно – впасть в руки Бога Живого, ведь Бог знает обо всем. И сегодня читалось в текстах, что даже когда Иуда предавал и совещался на эти тридесять сребренников, то незримо на этом совете среди книжников и фарисеев стоял Сам Господь. И наверно Он касался сердца Иуды, указывая ему: «Что ты делаешь? Остановись! Послушай совесть свою!» Но Иуда был предан своим представлениям, пожеланиям, хотениям, и совершилось в его жизни непоправимое – совершилось то предательство, которое его низвергло на дно адово.
     
    Все эти дни в событиях, которые мы проходили, раскрывалось только одно: что Господь совершает здесь Свое служение на земле. Служение для того, чтобы мы смогли взойти от земли к Небу, чтобы мы действительно поняли, что мы призваны к иной жизни – не к той жизни, которую мы представляем и о которой люди порой печалуются, когда больше значение предается жизни внешней. Это мы можем понять даже по тому количеству записочек, которые подаются в алтарь. Записочек о здравии подается гораздо больше, чем записочек об упокоении. Это свидетельство того, что для людей не представляется важным и значимым то, что находится за пределами нашей земной жизни. А вот то, что здесь, перед глазами, то важно и значимо: чтобы все были здоровы, все были в добром сердечном устроении, имели какой-то достаток. Но Господь нам с вами говорит о том, что все это не имеет никакого значения для нашей жизни в вечности. А Он пришел сюда на землю, чтобы мы не побоялись сделать этот шаг от земли к Небу. Хотя это для человека представляет тяжелый подвиг преодоления самого себя, своих желаний, хотений. Но ведь нам Господь сказал: ищите прежде Царствия Божия! Он не сказал нам искать других, человеческих, может быть, тоже важных средств, возможностей, но сказал искать прежде всего духовного.
     
    Сегодня произошло то, о чем мы с вами порой не задумываемся: Господь преодолевает границы нашей земной жизни и входит в тот мир, который мы часто от себя отодвигаем, ибо любое понятие, представление о смерти не всегда приятно бывает человеку – человек смущается. Но ведь все мы должны будем переступить эту границу. Кто-то раньше, кто-то позже… но эту границу пересечет каждый из здесь стоящих, из живущих на земле. И вот Господь пришел на землю и входит в адовы глубины, разрушает те вереи, которыми были связаны души, которые уходили от земли и становились пленниками адовыми. Господь разрушает адские связи, разрушает эти адские глубины, ибо Ад принимает в себя Христа, но не знает до конца, кто же перед ним. Он видит Человека истерзанного, как мы слышали в пророчестве Исаином: «не имеющего вида», он видит Человека, хотя и понимает, что это – Человек необыкновенный, потому что он знает, какие события происходили и все то, что связано с жизнью Господа, но принимает Его в свои адские глубины. И сполна там открывается блистание божества Господа нашего Иисуса Христа. Попирается сила адова, разрушается его всевласть над душами человеческими, оставляющими землю.
     
    Господь – новый Адам, выводит нас в совершенно иной строй-порядок жизни. И это порядок жизни – Царствие Небесное. И сегодня мы, уже обращаясь к празднику Великой Субботы, радуемся, ибо Господь, как мы слышали в богослужебных текстах, пришел на землю, чтобы поискать Адам. И не найдя его здесь на земле, Он уходит в адские глубины, чтобы там обрести Адама и Еву и вывести их из адских глубин, чтобы они возрадовались и увидели то исполнение некогда данного им от Бога обещания о том, что придет Семя Жены, которое сотрет главу Змия.
     
    И вот ныне это исполняется. Мы можем только прикровенно понять, что это и как оно происходит. Но это не может уже вместиться в границы нашего представления, нашего разума. Мы можем только радоваться. Радоваться тому, что Господь Своей силой божественной не только здесь на земле людям помогал, исцелял, наставлял, утешал, но и ныне эта любовь Божия простирается на тех праведников, которые многие и многие года, тысячелетия находились в этих адских глубинах. Как сегодня тоже читалось: они как бы находилась в состоянии, подобном сну, то есть они не были в страданиях, как грешники, но это было время сонного ожидания исполнения того обетования Божия. И вот ныне оно исполнилось, и мы можем только по-человечески представить, что происходило в этих адских глубинах, когда вдруг в этой тьме явился свет и блистание божества Господа нашего Иисуса Христа. Как пробудились от сна праведники, ждавшие Господа! Как возликовали и обрадовались они пришествию Господа нашего Иисуса Христа!
     
    Желаю только одного: чтобы и в наших сердцах не утерялась, не утратилась радость о Господе! О том, что Он нам и в земной жизни подает, как направляет и устрояет нашу жизнь! Чтобы мы Ему доверяли, и Господь проведет нас среди всех этих хитросплетений вражиих и доведет нас до той вожделенной цели – до Царствия Небесного. А здесь мы сейчас желаем и просим: да сподобит нас Господь чистым сердцем славити Его Святой Воскресение!
     
    Да хранит вас всех Господь!

    все праздники

Расписание богослужений

29 МАРТ ПЯТНИЦА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия Преждеосвященных Даров.
18:00 Великое Повечерие, Утреня, 1-й час.
30 МАРТ СУББОТА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия. Панихида.
17:00 Всенощное бдение.
[Далее]