• Творчество прихожан
  • Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Иерей Павел Лизгунов. Проповедь в Неделю 13-ю по Пятидесятнице (15.09.2019)

    15/09/2019
    Иерей Павел Лизгунов. Проповедь в Неделю 13-ю по Пятидесятнице (15.09.2019)

    Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

    Братия и сестры, сейчас мы слышали в Евангельском чтении уже знакомую нам притчу о винограднике и его работниках. В ней Господь рассказывает о том, что некий господин посадил виноградник, окопал его, сделал в нем точило, построил башню и отдал его работникам, которые оказались неверны ему. Они били посылаемых им слуг, с какими-то указаниями приходящих, и довершили дело тем, что убили его сына в надежде унаследовать виноградник.

    Господь вопрошает Свою аудиторию: что будет дальше с этими работниками? На это кто-то из Его слушателей отвечает, что господин казнит делателей за это, а виноградник отдаст другим. Этот очевидный вывод оказывается для слушателей страшным, и кто-то из них говорит: «да не будет»! Он говорит так потому, что понимает, на что нацелена эта притча, к чему направлены слова Спасителя. Спаситель говорил об иудейском народе, о ветхозаветной Церкви, которая не слушала пророков, посылаемых ей Богом, постоянно отступала от Бога и довершила тем, что распяла Сына Божиего. И за этим последовало порабощение Иерусалима, нашествие римского войска во главе с Веспасианом и Титом, позднее – других военачальников – которые разрушили Иерусалим до основания, а наследие Божие было передано Новозаветной Церкви, и, в том числе, нам с вами. Именно к Ветхозаветному Израилю относилась эта притча и эти слова Господа.

    Но все, что говорится в Евангелии, относится и к каждому из нас непосредственно. Виноградник был передан нашей Христианской Церкви, мы теперь тоже являемся его хранителями. Мы можем быть добрыми делателями – работниками, которые приносят плод и отдают его Господу. А можем быть злыми виноградарями, подобными тем, что описаны в притче.

    Господь сказал, что врата адовы не одолеют Церкви Христовой – однако это относится ко всей полноте Церкви, а не к отдельным поместным церквям. Некогда от Христа отпала великая Александрийская Церковь, уклонившаяся в ересь и отколовшаяся от единства с остальным христианским миром. Затем великая, первенствующая Римская Церковь отпала от виноградника Христова. Сейчас, как вы видите, происходит грандиозный раскол в христианском мире, беспримерный, подобного которому не было много веков. И опять может случиться, что значительная часть Церкви Христовой отпадет от Его виноградника, чего да не будет! От чего да сохранит нас всех Господь!

    Сохранение той или иной Церкви в винограднике Христовом зависит от каждого христианина, от каждого его члена – от того, чтобы он хранил этот виноградник. Потому что прежде всего эта притча обращена к каждому из нас, поскольку виноградником Христовым является наше сердце, наша душа, которую мы должны возделывать, хранить, и приносить плод Господу. Господь также насадил этот виноградник, также выкопал в нем точило, также построил башню: через крещение Он омыл нас от первородного греха, от наших личных грехов, Он даровал нам Свою благодать и многократно дарует ее нам в течении нашей жизни. Своим Промыслом Он управляет пути нашей жизни к тому, чтобы мы были Ему верны, к тому, чтобы мы могли приносить Ему плод, к тому, чтобы даровать нам много радости, много милостей в этой жизни, чтобы мы эту радость и эти милости Божии возвращали Ему, возвращали нашим ближним, а не концентрировались на самих себе, как мы обычно поступаем.

    Нам достаточно было бы хранить и взращивать единожды данную нам благодать. Это не так уж невозможно. Достаточно просто верности Богу, понимания, как это драгоценно. Драгоценно, как та единственная жемчужина, ради которой можно продать всё имение. Если бы мы хранили благодать, данную нам Богом, то мы бы приносили многий плод. Те, кто сохранил однажды данную Богом благодать в своем сердце и не терял её, а если и терял, то тут же восстанавливал покаянием – такие люди и становились святыми.

    Вспомним, как о. Иоанн Кронштадтский описывает в своих дневниках то, как он, едва согрешив и почувствовав удаление благодати Божией, тут же из всех сил приносит покаяние до тех пор, пока не почувствует, что Господь его простил. Он очень живо описывает в своих дневниках, как он разгневался, или поел лишнего, или согрешил греховными мыслями, и как затем сокрушенно каялся пред Богом, усердно и долго просил Его милости, пока, наконец, Господь не даровал «широту» его сердцу. То есть он находился в постоянном опыте Богообщения, и как только отпадал от него, то это была для него трагедия, и он всеми силами стремился Богообщение вернуть. И Господь взирал на его труды и возвращал ему Свое благоволение.

    Мы, к сожалению, так не делаем… И, как господин посылал слуг своих к  виноградарям, так же Господь посылает нам благие помыслы к обращению от греховных путей, к восстановлению на путь духовной, христианской жизни. Господь посылает нам слова вразумления через наших духовных отцов, через посторонних людей, иногда – совсем неожиданно. Он посылает нам обстоятельства жизни, которые возвращают нас на добрый путь. Но мы продолжаем отпадать.

    И у этого процесса Богоотпадения, как показывает сегодняшняя притча, есть некий критический предел, есть точка невозврата – когда виноградари убивают Сына Божия. В нашем случае это может быть, например, отречение от Господа. Или, что бывает гораздо чаще – когда мы попираем Христовы Таины. То есть когда мы причащаемся Святых Христовых Таин, имея в душе нераскаянные грехи, не имея в себе намерения исправлять свою духовную жизнь, или когда совершаем тяжкие грехи после причащения Святых Христовых Таин, не стремясь сохранить достойно Христа принятого. Тогда мы становимся близки к поступку этих виноградарей, упомянутых в притче.

    И упаси нас, Господи, от того, чтобы перейти этот критический предел и не иметь надежды на прощение! И дай Бог нам, наоборот, хранить верность Христу! А для этого, как я уже сказал, не так уж много и нужно. Нужно просто быть верным Богу, в случае отпадения от пути Него, не коснеть вне пути Божия, как выражался Игнатий Брянчанинов. Не коснеть вне пути Божия, но немедленно стремиться к покаянию. Стремиться раскаяться в своих грехах: на исповеди, в покаянной молитве – и вернуться на пути Божии.

    Это одно из самых важных, что нам надо помнить в нашей духовной жизни, потому что коснение вне Его пути, нахождение в греховном состоянии, в какой-то раздвоенности, удаленности от Бога, очень губительно действует на нашу душу, лишает ее возможности возвращения к Богу.

    Поэтому дай Бог нам, братия и сестры, быть добрыми делателями виноградника Христова, приносить плод свой Господу и унаследовать Его благословение. Аминь.

    все праздники

Расписание богослужений

22 Мая среда
08:30 Исповедь, Часы, Литургия.
23 Мая четверг
17:00 Всенощное бдение.
[Далее]