• Творчество прихожан
  • Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 24-ю по Пятидесятнице. 01.12.2019

    01/12/2019
    Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 24-ю по Пятидесятнице. 01.12.2019

    Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

    Сегодня, братия и сестры, нас Господь ставит перед выбором. Он сегодня рассказывает нам притчу о богатом человеке и поставляет нас перед очень важным в нашей жизни выбором. И в зависимости от того, что мы выберем, будет выстраиваться наша жизнь. Господь указывает нам на человека богатого, у которого уродился большой урожай, и желает он собрать все, чтобы жить безбедно и беспечально многие и многие годы. Господь говорит нам о том, что сей человек совершает в своей жизни большую ошибку. Он желает душе своей: «почива́й, я́ждь, пі́й, весели́ся». Это первое, перед чем нас поставляет Господь. Приятно сие состояние для человека, когда желается ему жить весело среди этого мира, собирать друзей – жить, определенным образом, душевной жизнью.

    Вторая мысль, перед которой нас поставляет Господь, - это мысль о том, что все здесь – временно. Господь зажег свечу твоей жизни – Господь ее и погасит. Все дни, даже минуты и секунды твоей жизни изочтены. И если влас головы твоей изочтен Богом, и без воли Его ничто не может совершиться, точно так же и секунды жизни твоей сочтены у Бога. И когда Господь посчитает нужным, тогда и погаснет свеча твоей жизни.

    Господь поставляет нас перед мыслью о смерти и предлагает нам выбрать. Что же мы выбираем? Желание жить, радоваться и веселиться для души своей? Либо выберем мысль другую, которую сформулировал преподобный Антоний Великий. Он говорил: помни о том и живи так, как будто дольше сегодняшнего дня не пребудешь на земле – и во век не согрешишь перед Богом.

    Это другое богатство, которое нам предлагает Господь: память смертная. Это позволяет нам правильно выстроить свой путь в этом мире, правильно выстроить взаимоотношения между людьми. Какими бы были наши слова и поступки, обращенные к другим людям, если бы мы помнили, что последний раз видим их в своей жизни? Что бы мы хотели бы им сказать? Какую память о себе мы хотели бы оставить в сердцах этих людей? Тогда все бы выстроилось по-другому.

    Но в жизни первая мысль – «я́ждь, пі́й, весели́ся» - так легко усваивается сердцем человеческим. И это все от того, что мы понимаем, что желание нашего сердца стремится не к Богу, а привязано к этому житейскому миру, к его возможностям, открывающимся нам в этом мире. И мы совершаем ошибку вместе с этим богатым человеком.

    Он говорит, что «мой» урожай велик, и поэтому я «сломаю житницы мои и построю бо́льшие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое». Но уже ошибка слышна: «мой» урожай. Нет у нас ничего своего на земле! Все, что мы имеем, принадлежит Богу. Это нам дает Господь: таланты, возможности, которые раскрываются в нашей жизни. Ошибка человека в этой мысли в том, что он присвоил своему ничтожному труду то, что уродилось на поле. Он забыл о том, что он – не хозяин солнцу, ветрам и дождям, которые все совершили для того, чтобы уродился этот урожай. Неужели те небольшие усилия, которые употребляет человек здесь на земле, более, нежели управил Господь для того, чтобы действительно вырос это великий урожай, радующий сердце человеческое?

    Но что же ждал от него Господь? Господь ждал, что он прославит Бога. Но, увидев эту удивительную и радостную для него полноту, он не поднял главы своей к небу, не воззвал к Богу и не поблагодарил Его за то, что Он дал ему. Вместо этого он опустил голову свою к земле, стал думать: как же я расширю сокровищницы мои, в которые можно собрать богатый урожай, чтобы мне многие годы радоваться здесь на земле?

    Но всему приходит конец. Господь ему говорит: «безу́мне, въ сiю́ но́щь ду́шу твою́ истя́жутъ от тебе́». Господь говорит о том, что человек, который не поднимает свою голову к небу и не благодарит Бога, он безумный - он не способен правильно совершать путь своей жизни. Такой человек совершает ошибки, шишки себе набивает и других с пути сбивает. Таков путь человека безумного: сам бы радовался и других бы призывал на пиры для того, чтобы прославить себя и других увести с правильного пути  на путь увеселения.

    Но Господь управляет путь иначе. И еще раз нам указывает на ошибку в суждениях этого богача, которая понятна и нам, ибо мы тоже совершаем эту ошибку. Богач говорит, обращаясь к душе: «я́ждь, пі́й, весели́ся». Но душа-то не ест и не пьет! Ей не нужно ничего из того, чем обладает этот мир, что предлагает он человеку. Душе нужно что-то другое! Она, наоборот, от этих увеселений, бесконечных рассуждений, разговоров теряет силы свои, становится бессильной. И враг рода человеческого, привязывая человека к земле и указывая человеку неправильные пути, приводит к тому, что человек теряет все и становится бедствующим, гладствующим в этой жизни. Нет ни одного счастливого из богатых на этой земле - который бы мог насытить этот глад души своей. Человек внешним образом желает и может казаться успешным. Но душу свою не обманешь. Человек несет в себе нечто большее – несет в себе постоянный глад души своей. Не насытится душа до тех пор, пока не встретится с Богом.

    Та граница, где мы уже определенно встречаемся с Богом – это граница нашей жизни. Задуматься о том, как мы встретимся с Богом, какими мы будем пред лицем Божиим – об этом нам сегодня напоминает Господь для того, чтобы мы приняли в своей жизни правильное решение. О чем нам беспокоиться? Беспокоиться надо о том, как мы проживаем сегодняшний день. Желаем светло его прожить, повеселиться, наполнить его какими-то земными радостями? Сие не возбраняется. Но только при условии, что на сердце не оскудевает память о Бога и благодарность Ему за то, что Он нам дал. Всем может пользоваться человек ко благу, если при этом он прославляет Бога и служит Ему.

    Некогда два старца в пустыне молились Богу и просили Его указать тот путь, о котором они еще не знают, просили Его указать, есть ли еще тот, кто совершил еще больший подвиг, чем совершают они. Господь отправил этих старцев в город и указал им человека – Евхариста. Тот, увидев благообразных иноков, пришедших к нему с вопросами, был немало смущен. Они долго допытывались, что же доброго делает сей человек, что превозмогает их труды и подвиги? И лишь после долгих вопросов он рассказал, как живет. Он был простым пастухом, но весь свой  прибыток, который он получал через свой труд, он делил на три части: одну часть он отделял для бедных, вторую часть отделял для странников, третью оставлял для себя и своей целомудренной супруги. Так вот они и жили. И Господь указал, что путь сей велик.

    От человека не требуется каких-то фантазий о духовной жизни – исполняй то, где ты находишься, исполняй то, что дал тебе Господь, и будешь велик в глазах Божиих, если будешь Ему служить и прославлять Его. И среди всех своих забот и трудов не будешь забывать о том, что ты должен служить Богу и людям, и в этом найдешь для сердца своего успокоение, мир и тишину, которые так желает наш внутренний человек. Он желает того, чтобы мы не наполняли его суетой, всякого рода шумом мира сего. Дай побыть в тишине своему внутреннему человеку - своей душе – чтобы он мог хоть немножечко передохнуть от наших бесконечных разговоров, безудержности наших суждений и рассуждений. И в этой тишине человек встречается с Богом. И тогда он понимает и видит те границы, дальше которых не может простираться его представления и его желания.

    Господь нам дает сегодняшний день – как некий дар. Прославили ли мы Его с утра или опять присвоили себе, как некие воры, этот день, который дал нам Господь, и посчитали, что это наш день? Мы можем выстраивать свои дела, планы, но была ли при этом благодарность Богу в нашем сердце? С благодарности Богу должно начинаться все в нашей жизни. А не с воровской нашей мирской привычки, когда мы воруем у Бога славу Его и присваиваем ее себе. Святитель Николай Сербский говорит о том, что воровать идут всегда двое: человек и бес. А третий – Бог - смотрит на них. Господь всегда смотрит на нас. И нам важно выбрать, кто является нашим спутником. И Господь сегодня нам желает, чтобы эта спасительная мысль о смерти никогда не оставляла наше сердце. И тогда мы уже никогда не будем в своей духовной жизни подвергаться испытаниям и искушениям от мира сего, но всегда будем выбирать тот путь, который ведет нас к Богу и укрепляет в сердце нашем желание быть с Богом и служить Ему.

    И Апостол нам так же сегодня говорит о том, что мы должны создать храмину своей души, храмину своего дома.

    Еще раз хочу напомнить мысль, которую нам желает положить на сердце Господь и которую сказал Антоний Великий: дальше сегодняшнего дня не простирай своих забот. Живи и действуй так, как ты должен служить Богу в день сегодняшний. А завтрашний день – у Бога, и каким он будет, известно только Богу, но не нам.

    Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

    все праздники

Расписание богослужений

28 МАРТ ЧЕТВЕРГ
17:00 Великое Повечерие, Утреня, 1-й час.
29 МАРТ ПЯТНИЦА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия Преждеосвященных Даров.
18:00 Великое Повечерие, Утреня, 1-й час.
[Далее]