• Творчество прихожан
  • Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 23-ю по Пятидесятнице. 24.11.2019

    24/11/2019
    Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 23-ю по Пятидесятнице. 24.11.2019

    Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

    Сегодня мы с вами, братия и сестры, слышали, как некий законник спрашивает Господа, что он должен сделать, чтобы наследовать Царствие Небесное. А в другом Евангелии, которое читалось в сегодняшний день, мы слышали ответ Господа: «блаженны нищие духом, яко тех есть Царствие Небесное». Господь указывает на то, что вводит человека в Небесные чертоги Отца Небесного – указывает на тот путь, ведущий человека к тому, чего желает его сердце.

    Но сегодняшний вопрос законника показывает нам, как непросто для человека найти ответ на этот вопрос, который он сформулировал: как найти Царствие Небесное, как его достичь – ибо многое мешает человеку открыть для себя путь духовной нищеты, или, как бы мы сказали, путь смирения.

    На этом пути мешает, прежде всего, человек сам себе – со своими понятиями, со своими устоявшимися устроениями. И человек не хочет слышать того, что говорит ему Господь. Посему приходилось Господу, обращаясь к сердцам людей, пробиваться сквозь это человеческое Я, которое заслоняет голос Божий, звучащий в каждом человеке. Заслоняет Его этими человеческими устроениями и стремлениями, человеческими планами и фантазиями о том, как должно быть. Но ведь Господь говорит о том, что все будет иначе – не так, как ты себе представляешь. Все устроится совсем по другому плану, а не по тому плану, который ты выстраиваешь в своих представлениях и понятиях.

    Человеку свойственно выстраивать свои взаимоотношения с другими людьми по законам, которые ему понятны и близки. Обращаясь с таким вопросом к Господу, законник показывает, как трудно ему понять заповедь о любви, как к Богу, так и к ближнему. «Кто есть ближний мой?» Человеку свойственно делить людей по близости – по крови, по национальности, по языку и т.д. Определять для себя тот круг людей, который удобен для общения, то есть выстраивать определенный круг вокруг себя из корысти, той или иной, которую имеет человек в сердце своем. Кто-то удобен, а кто-то не удобен, неприятен. И выстраивается вокруг человека круг желательных взаимоотношений.

    Но Господь очень часто разрывает эти обстоятельства жизни, которые человек так усердно вокруг себя выстраивает, и входит туда совершенно иное – о чем человек и не помышлял. Но от человека требуется ответ на то, с чем он сталкивается в своей жизни. Приходит другой человек, может быть, совсем не тот, которого ждал или представлял. Как сегодня мы сегодня слышали в притче: некий человек был изранен разбойниками, лежал при дороге. Мимо проходил священник. Он столкнулся с неожиданной ситуацией: шел по дороге из Иерусалима в Иерихон, и вдруг видит больного, израненного человека – и проходит мимо. Левит идет по этой дороге. Точно так же видит человека – и проходит мимо. Идет самарянин, который проявляет милосердие по отношению к этому человеку. Господь показывает нам трех людей, с которыми столкнулся несчастный человек. И только один оказался способным явить милость ему.

    Это свидетельство того, что человеческие представления о близости по крови, по родству, по национальности – бессмысленны и бесполезны там, где необходима милость. Милость имеет совершенно иное – не человеческое – измерение. Господь нам говорит о том, что милость, прежде все, принадлежит Богу. И Господь являет ее над нами. Являет сполна, утешая нашу страждущую душу и сердце.

    Каждый может представить себя таким израненным, избитым, не имеющим для жизни сил, лежащим при дороге. Избитым и растоптанным в своей душе бесами, которые стремятся нанести раны нашей душе и сердцу. И оказываемся мы в такой ситуации, когда нам требуется врач. И кто же оказывается врачом, способным исцелять душу человеческую? Господь сегодня нам так же говорит о том, что в образах священника и левита, которые прошли мимо израненного человека, показан Ветхий Завет, который не был способен исцелить душу человеческую. Он научал, наставлял, предупреждал, ограждал человека от тех или иных поступков, но излечить душу и сердце может только Сам Господь и Бог наш Иисус Христос, показывающий Себя в образе доброго самарянина, пришедшего к израненному человеку и возливающему на него масло и вино -  возливающему на него милость и истину. Елей – как милость, которая умягчает его раны. Вино же  (как терпкое питие) – как истина, которая может быть для человека неприятна и крепка, но принявший истину человек согревается и находит некое подкрепление для себя в этой своей немощи.

    Господь берет несчастную и израненную душу и приносит ее в гостиницу, под которой подразумевается Святая Церковь, и передает ее в руки гостиннику – тому, кто должен позаботиться о душе, то есть вручает ее на попечение Святой Церкви. Дает гостиннику два динария, под которыми подразумеваются те Таинства, которыми возрождается и укрепляется душа человеческая – Тайны Тела и Крови Христовой. Господь говорит, что эта несчастная, израненная душа никогда не будет оставлена своим врачом, ибо «если издержишь что более, Я, когда возвращусь, отдам тебе» - говорит Он тому, кто должен позаботиться о душе. Этим Он указывает на то, что никогда не оставляет того, кто нуждается в Его помощи и желает исцеления своих немощей и неисцельных ран, которыми нас поразил враг рода человеческого.

    Только Господь может исцелить человека – исцелить его душу, дать ей утешение, дать ей ту милость, которую так ищет человек здесь, среди людей. Но найти этого невозможно. Никто не может заменить душе и сердце человеческому Бога. И сколько бы человек ни выстраивал взаимоотношений близких и утешительных его сердцу, но Бога заменить никто не может. И только Бог, пришедший в душу и сердце, может внести полноту жизни и исцелить душу от немощей, скорбей и страданий, которыми поразили ее бесы.

    Господь напоминает нам, что есть только одна лечебница, в которой можно исцелить свою душу – это Церковь Святая. Вне Церкви нет ничего, что способствовало бы человеку обрести здравие и силы, чтобы жить на земле в радости и предчувствии той сладости, которая должна ему открыться в Царствии Небесном. Только с Богом исцеляется наша душа. Господь нам сегодня об этом напоминает. Под образом самарянина Он показывает Самого Себя – Того, кто, чтобы исцелить тебя, пришел на эту землю. Пришел  для того, чтобы дать тебе здравие, позаботиться о тебе. Принял страшные крестные страдания для того, чтобы оставить тебе Свои Таинства – Тело и Кровь – которые вновь возрождают душу жаждущую и немощную к жизни здесь на земле.

    Господь нам напоминает о том служении, которое и мы должны совершать в нашей жизни. Не много мы должны думать о себе самих: что мы можем являть милосердие, можем заботиться о других. Но забота вся состоит только в том, чтобы человека привести в Церковь. Привести человека к Богу, только который и может исцелить душу страждущую человеческую. Нам надо стараться помочь человеку достичь того источника, который утоляет всякую жажду человеческую. Но стать сослужителем в деле, которое совершает Господь на земле, возрождая и воскрешая души человеческие, человек может через свое служение: являть перед другими людьми образ иной жизни. Как говорят мудрые: «слова наскучат, а пример научит». Посему и жизнь наша духовная, и вера должны выражаться в тех поступках, которые мы совершаем, а не в тех бессмысленных словах, которыми мы порой пытаемся изменить других людей, научать их, назидать. Все это – бессмысленно и не дает никакого результата, но, порой, начинаясь с благих намерений, приводит к совершенно противоположному состоянию, когда люди раздражаются и смущаются.

    Посему и помнить мы должны о том, что главное наше служение в деле возрождения душ человеческих, которое совершает Господь, а мы Ему помогаем – в наших поступках и делах: чтобы другой человек мог увидеть в нас иного человека, иную жизнь. Хотя и сами несем в себе эти немощи, которые не позволяют нам сполна трудиться. Но ведь и во врачебнице бывает: больные друг о друге заботятся. Те, кто покрепче, заботятся о тех, кто послабее. И так выстраивается определенный строй-порядок в жизни. Точно так же и в Церкви: Господь дает нам возможность заботиться друг о друге, как о сосуде немощном.

    Никто не может сказать, что он достиг пределов святости, что он безгрешен. Все немощны. Все больны. Как мы слышим в Таинстве исповеди: «поне́же бо прише́л еси́ во враче́бницу, да не неисце́лен отыдеши». Здесь – врачебница. Все мы здесь нуждаемся в помощи Божией. Нуждаемся в этом добром самарянине, о котором слышали сегодня – чтобы Он исцелил наши немощи и наши сердца. Но друг другу послужить может каждый из нас – чтобы привести другого в Церковь. И, как говорили святые, видевшие происходящее в мире духовном, что тот, кто приведет человека в Церковь, покрывает множество своих грехов и получает исцеление своей душе.

    Но путь к тому, чтобы привести другого человека в Церковь, лежит не через слова и не через дискуссии, диспуты и споры, но только через нашу жизнь во Христе - чтобы это небольшое свидетельство всегда было пред лицем других людей: что, не взирая ни на какие обстоятельства, можно всегда сотворить молитву, можно сохранить мир в своем сердце, не раздражаться, не обижаться, никого не осуждать.

    Сегодня нам так же Евангелие показывает, как премудро все Господь устраивает. Пытался законник Господа уловить, пришел с целью показать всем те, как ему казалось, заблуждения Господа, которые не соответствуют тем пониманиям Священного Писания, которые имели законники. Но Господь премудро все устроил: уловил этого человека Своим ответом, доведя его до понимания того, что же делать: «иди́, и ты́ твори́ та́кожде».

    Точно так же Господь наставляет: «не рой другому яму, сам в нее попадешь». Посему это понимание тоже должно всегда быть в нашем сердце. Никогда никого не осуждать! Потом человек удивляется: «почему что-то не так происходит в жизни?». Но посмотри: может быть, ты прежде за это кого-то осудил? И получил ровно то, что ты совершил. Все симметрично в нашей духовной жизни!

    Посему надо быть осторожными, чтобы не разрушить то, что нам дает Господь, а мы послужили другими людям, чтобы добрый самарянин – Господь наш Иисус Христос – мог и их душе и сердцу дать утешение, послабление и силы вновь и вновь возвращаться к жизни.

    Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

    все праздники

Расписание богослужений

28 МАРТ ЧЕТВЕРГ
17:00 Великое Повечерие, Утреня, 1-й час.
29 МАРТ ПЯТНИЦА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия Преждеосвященных Даров.
18:00 Великое Повечерие, Утреня, 1-й час.
[Далее]