• Творчество прихожан
  • Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 29-ю по Пятидесятнице, пред Рождеством Христовым, святых отец (5.01.2020)

    05/01/2020
    Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 29-ю по Пятидесятнице, пред Рождеством Христовым, святых отец (5.01.2020)

    Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

    В Неделю пред Рождеством Христовым мы с вами всегда слышим особое чтение – книгу родства Господа нашего Иисуса Христа. Мы слышим имена, многие из которых мы с вами и не знаем сейчас. Это знание и Ветхого Завета, и Предания, которое хранилось у семей в Израиле, во многом для нас утрачено. Но книга родства была понятна тем людям, кто жил во время, близкое к Рождеству Господа нашего Иисуса Христа.

    Книга родства Господа нашего Иисуса Христа возвещает о Его вхождении в род человеческий. Там указываются имена и последовательность рождений до Господа нашего Иисуса Христа, вновь и вновь напоминая нам о том, что Господь входит в поток истории рода человеческого. Почему же нам с вами сугубо накануне праздника Рождества Христова напоминается об этом событии, которое был столь долгожданным для многих и многих, о коих мы слышали сегодня в книге родства Господа нашего Иисуса Христа? Род имеет большое значение в жизни каждого человека. Об этом мы знаем. И знаем, ибо видим, как наследствуются некие внешние качества у детей. Точно так же и угодники Божии свидетельствуют нам о том, что наследуствуется и устроение души человеческой – нечто передается от родителей к детям. Ветхий Завет жил этим пониманием наследия рода. И мы с вами слышим в Ветхом Завете о том, что «ужасен конец неправедного рода». И знаем, слышим о том, что никто «не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба». У праведника семя будет долгожизненно на земле.

    Господь указывает и говорит, что добродетели передаются от родителей к детям, сохраняются в целом роде и передаются все далее и далее. Точно так же, как и немощи человеческие сохраняются, как некие болезни, среди целых поколений. Господь предупреждает о том, сколь велика ответственность человека за те поступки и дела, которые он совершает в своей жизни, ибо они будут иметь последствия не только для его жизни, но и для жизни последующих поколений.

    Что же мы можем сказать о детях, которые наследуют многое от родителей? Неужели они теперь виновны в том, что сотворили их родители, и им приходится расплачиваться за их какие-то поступки? Но Церковь нам говорит не так: у каждого человека свой подвиг, и последние будут первыми. При этом говорится, что столь сильна будет власть греха и порока над теми, кто будет рождаться в этот мир, что если даже хоть в малом они смогут устоять, то станут более великими, чем те прежние великие подвижники, о которых мы читаем и подвиг которых нам и непосильны, и удивительны. И мы даже смущаемся от того, что не можем совершить того, что совершали эти люди, столь далекие от нас по времени.

    Но Господь нам напоминает через сегодняшнее чтение о том, что мы не должны ничем смущаться, ибо Он входит в поток человеческой жизни, где мы слышим имена не только праведников, но и тех, кто согрешил. Мы знаем, как каялся пророк Давид, когда он согрешил с Вирсавией. Мы слышим имя Руфи, которая была язычницей.

    Господь входит в поток этого слабого человечества для того, чтобы стать родоначальником новой жизни. И эта новая жизнь открыта для каждого человека. В ней он может вновь родиться, вновь приобрести силы преодолевать любой грех и искушение, которые приходят к человеку. И этим местом, где мы рождаемся, живем, где мы становимся единым целым, родным Господу нашему Иисусу Христу, является наша Святая Церковь. Здесь наш род. Здесь начало и конец нашей жизни. Здесь начинается вся полнота нашей жизни, ибо мы здесь становимся причастниками Тела и Крови Христовой. Мы рождаемся в новую жизнь. Сердце наше живет по иным законам и понятиям, нежели окружающий нас мир. И пусть, может быть, чисто физически мир имеет еще власть над человеком в этой земной жизни, но над душой человека и над удивительными явлениями силы Божией в физическом мире все бессильно, и выстраивается в Церкви иной строй-порядок жизни.

    Читая книгу родства Господа нашего Иисуса Христа, мы напоминаем себе вновь и вновь о том, что существует как бы два потока жизни здесь на земле. Еще некогда они они взяли начало от двух сыновей Адама. Каин, убив брата своего, полагает строй и род, основанный на крови, на убийстве. Это род, из которого происходит цивилизация. Ведь мы знаем, что всему, что стало создаваться цивилизацией на земле, явились начальниками каиниты. И, наоборот, потомки Сифа, праведники, которые призывали имя Господне, жили простой жизнью. Но и они соблазнялись цивилизацией, теми возможностями, которые давались человеку в этой жизни, и утрачивали свой строй-порядок жизни, утрачивали свой благословенный род, который давал им надежду на особую жизнь в Боге.

    Мы знаем, что в Библии есть и еще книги родства, или Толдот, и мы должны обратить внимание при чтении Библии, что род есть только у праведников. Те же, кто живет нечестиво, не упоминаются как некий род и потом исчезают со страниц Библии, как и исчезают из жизни, не оставляя после себя никакого следа. И, наоборот, о тех, кто продолжают жить с Богом, сохраняется память, как мы слышали сегодня в Евангелии, «из рода в род». В этом свидетельство того, что жизнь принадлежит духу, принадлежит тому, кто живет в этом особом потоке, родоначальником которого был Сиф. И Господь вновь возвращает и дает большее родство через Самого Себя. Он входит в нашу жизнь для того, чтобы нас, земных, сделать небесными.

    Но мы должны помнить, что в этом мире существует иной поток жизни, с которым мы постоянно сталкиваемся, в котором живем, который диктует нам свои условия жизни. Этот поток, начинаясь с потоков Каина, продолжается и до сегодняшнего времени. Человек цивилизации – это один человек, а человек Церкви – это другой человек. Мы должны помнить о том, что нельзя принадлежать и одному потоку жизни, и другому. Человек всегда определяет, кому он принадлежит, кому он повинуется, чьи законы для него являются важными и значимыми, являются приоритетом в его жизни.

    Конечно же, для нас данные нам заповеди Божии должны определять всю нашу жизнь, чтобы и мы могли именоваться сынами Божиими. Наша жизнь должна выстраиваться не по нашим понятиям, фантазиям и представлениям о духовной жизни, о взаимоотношении человека с Богом. Она должна выстраиваться на том основании, о котором нам говорит Господь. Цель нашей жизни – святость. Сегодня мы как раз и вспоминаем святых отцов (Неделя святых отец). Но святость – это не данность, которую надо получить, пронести и сохранить. Святость – это направление жизни человека, который борется и преодолевает самого себя. Поэтому в этой книге родства мы слышим имена тех, кто преодолевал этот грех мира и соблазны в самом себе, падал, но не сдавался. Таким самым ярким примером является пророк Давид и его 50-ый псалом, который он написал и прибил в городе Иерусалиме так, чтобы все могли видеть и слышать его покаяние. Он свидетельствовал о том грехе, который совершил. Он ни чем не смущался и не боялся показать другим людям, что он упал, но он нашел в себе силы подняться и дальше совершать свой путь, потому что зрел пред собой Лице Божие и не смущался тем, что подумают о нем другие люди, как они оценят его поступок. Для него было важно только одно: как он будет предстоять перед Богом.

    Посему и весь наш строй-порядок жизни определяется покаянием, ибо оно дает нам устремленность к святости. Почему мы приносим на исповедь свои грехи? Потому что мы хотим быть  святыми. А свят только тот, кто живет с Богом, тот, кто стремится к Богу, кто желает исполнять заповеди Божии.

    И сегодня, когда мы готовимся к празднику Рождества Христова, нам об этом напоминает Святая Церковь, указывая, что Господь приходит в это мир, чтобы сделать нас святыми, сделать близкими Себе, сделать Себе родными, чтобы мы стали сынами Божиими, а не какими-то пасынками, не какими-то рабами в худшем значении этого слова, видя перед собой лишь судию и тирана, как это бывает у людей. Но Господь говорит, что пришел для того, чтобы мы с вами смогли подняться и вновь и вновь совершать свой путь здесь на земле. И как бы человек ни падал, какие бы он ни совершал прегрешения в своей жизни, он всегда должен помнить о том, что Господь, как любящий Отец, дает нам силы, чтобы подняться и совершать свой жизненный путь. И какие бы над нами ни тяготели немощи, некогда воспринятые в нашей жизни, но та сила, которую являет над нами Господь, превозмогает все человеческие, в том числе – наследственные, особенности, ибо благодать превозмогает все. И для нас путь только один: через покаяние искать святости, исполняться благодати и преодолевать свое падшее и немощное человеческое естество.

    Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

    все праздники

Расписание богослужений

29 МАРТ ПЯТНИЦА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия Преждеосвященных Даров.
18:00 Великое Повечерие, Утреня, 1-й час.
30 МАРТ СУББОТА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия. Панихида.
17:00 Всенощное бдение.
[Далее]