Приходская жизнь
Пастырское слово
-
07/03/2020
Иерей Андрей Якубов. Проповедь на Всенощной Недели Торжества Православия. 07.03.2020Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
все праздники
Сегодня, в Неделю Торжества Православия, полезно нам будет подумать, что такое Православие, какое место оно сейчас занимает в мире и какие процессы внутри Православие происходят?
Находясь внутри одной Поместной Церкви, сложно осознать, что происходит во всем мире, поэтому иногда полезно погружаться в тексты, которые богословы православные производят по всему миру. И немного изучив эти тексты западных православных богословов, можно увидеть, что православная мысль мельчает. Сейчас, по мысли части западных православных богословов, можно видеть, что суть Православия они видят в социальной работе – в том, как служить ближнему, в том, чтобы отдавать себя, жертвовать собой. И наверно идеалом такого служения для них является мать Тереза небезызвестная. Ничего они не говорят ни о хранении помыслов, ни о чистоте сердца, ни о богоподобии, ни о стяжании благодати. То есть такие категории уже уходят из христианского лексикона. Мы с вами об этих вещах знаем только теоретически, но хотя бы знаем, что к ним нужно стремиться, потому что так учили наши отцы. Православие – вообще, религия отцов, то есть это религия тех людей, которые знают, что были отцы, которые стяжали благодать у Бога. И мы просим их святых молитв.
Мы принимаем Православие таким, каким они передали его нам. Поэтому мы читаем Символ веры, который составили святые отцы на Первом и Втором Вселенских соборах. И наша Церковь управляется сообразно с канонами, которые так же оставили эти святые отцы.
Когда люди уходят из этого внутренне, это перестает быть Православием. Потому что если нашу веру понимать так плоско, тогда никакой разницы между православием, католицизмом, протестантскими течениями нет, потому что они почти все учат о Святой Троице, о божественности Иисуса Христа, и никакой проблемы, чтобы объединиться всем в экуменизме, получается, что нет. Если мы с вами не будем читать творения святых отцов, то в один прекрасный день нам скажут, что: «Давайте объединяться. В чем проблема?» И мы с вами не сможем ничего возразить. Простые миряне не смогут. А в чем разница? Они – христиане, и мы тоже христиане. Возьмете современные богословские тексты на разных порталах в интернете и увидите, что наша цель – это социальная работа. Они занимаются социальной работой, и мы занимаемся социальной работой. В чем разница?
Это случится, если мы забудем именно Торжество Православия, забудем путь святых отцов и не будем обновлять его в своем сердце и понимать, к чему, собственно, призывал Христос. Чем это опасно такое объединение и такой «плоский» взгляд на христианство? Это опасно тем, что, если так воспринимать христианство, то Христос не был христианином! Почему? Объясню!
Вот, Христос приходит к купели Силоамской. Если ставим социальный взгляд на человека во главу, то Он, обладая божественной силой, должен всех больных, которые там находились, исцелить. У Него была сила, Он видит больных, страждущих людей и исцеляет - одного человека! Это - бесчеловечный поступок с точки зрения формальной логики, которая основывается на ценности человеческой жизни, человеческого здоровья, то есть не на божественной воле (Христос говорит: «…не да творю́ во́лю Мою́, но во́лю посла́вшаго Мя́ Отца́»).
Христос творил волю Божественного Отца всегда. Он смотрел, что угодно Богу, а что не угодно Ему. Поэтому мы с вами просим: Господи, как Ты волишь, чтобы здесь мне поступить? Поэтому в христианстве нашем нет списка того, что мы должны делать. У нас есть заповеди, которые крайне трудны к исполнению, то есть всегда приходится напрягать свое сердце, чтобы понять, как же Богу угодно здесь мне поступить. Когда ты видишь нищего, тебе не всегда понятно: дать ему денег или не давать, потому что он твои деньги пойдет и купит бутылку водки, сопьется и умрет – и это на тебе будет ответственность. То есть мы всегда должны включать голову. И святые отцы говорили: главное – это дар рассуждения.
Или другой случай: Христос не всех слепых исцеляет в Израиле. Слепой Вартимей кричал Ему вслед – и Он исцелил его. А других Он не исцелил. Следуя этой логике, Христос перестает быть христианином.
К чему это приведет? Люди будут называть себя христианами, но общего со Христом ничего у них не будет! Дьявол не боится формальных названий. Дьяволу все равно, как ты себя называешь. Дьявол боится Христа, благодатной силы божией. Он только над ней не имеет власти, не имеет силы. А когда человек отрицается от Христа, но при этом он может называть себя кем угодно – хоть православным, но от того, что ты себя назвал православным, ты православным не стал. Православие – это дух. Вы слышали такое выражение «дух святых отцов», «дух православный»? Вот если ты православный по духу, от тебя дьявол будет отражаться. Если ты по духу не православный, если ты стал экуменистом, если ты по духу стал плоским христианином, то дьявол будет тобой играть как марионеткой, и ты даже не поймешь, что с тобой происходит.
Если другие тексты читать православные, то иногда кажется, что ты читаешь текст сумасшедшего человека, а этот человек – богослов. Сейчас пишут такие тексты, человек использует такое количество терминов, что явно видно, что он не понимает, о чем он говорит. То есть люди перестают видеть очевидные вещи. Например, о том, как можно познавать Бога. Такие тексты сейчас пишутся: такой-то способ познания Бога и такой-то способ познания Бога… В этих текстах не встретишь того, что Бога можно познать с помощью молитвы. То, что нам кажется очевидным, в этих текстах уже не встречается. И скоро в текстах перестанет встречаться то, что с Богом нужно общаться, Богу нужно молиться. Я не знаю, что в них будет, но явно будет такой бред. И нас будут уверять, что это есть православие, это есть христианство.
А чтобы понимать, что такое христианство на самом деле, нам нужно читать святых отцов, назидаться ими, пропитываться их духом. Если мы не можем исполнять тех подвигов, то от нас и не требуется сейчас исполнять подвигов святых отцов. От нас требуется сейчас подвиг быть адекватным христианином, исполнять заповеди Божии по мере сил, каяться в своих грехах и изучать святых отцов, дабы защищать нашу веру - Святую Православную Веру!
Спаси Господи!
Расписание богослужений
- 04 Декабря среда
-
08:30 Исповедь, Часы, Литургия.
17:00 Вечерня, Утреня, 1-й час.
- 05 Декабря четверг
-
08:30 Исповедь, Часы, Литургия. Панихида по Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II.
17:00 Всенощное бдение.