• Творчество прихожан
  • Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 2-ю Великого поста. 15.03.2020

    15/03/2020
    Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 2-ю Великого поста. 15.03.2020

    Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

    Сегодня в Неделю 2-ую Великого поста мы  слышали Евангельское чтение о том, как  Господь исцелил человека, расслабленного жилами. Этот человек не имел в себе сил что-либо свершить, нуждался в помощи и заботе других людей. И вот его друзья – четыре человека – взявши одр его, приносят ко Иисусу, слыша, что Он пришел в их град. Но из-за множества людей не могли протиснуться к ногам Иисусовым, чтобы испросить у Него исцеление этому расслабленному. Они предпринимают усилия и хитрость: поднимаются на кровлю дома. Дома тогда строились с земляной насыпной кровлей. И вот они, прокопав эту кровлю, свешивают одр с больным человеком к ногам Иисусовым. Мы слышим очень важные для нас слова Господа, когда Он, видя веру этих людей, дарует здравие болящему человеку. Дается то, чего, может быть, и не чаяла получить эта болезнующая душа человеческая. Господь являет Свою силу, всемогущество, возвращает человеку здоровье, возвращает возможность вновь вернуться в полноту жизни в этом мире.

    Сегодняшнее Евангельское чтение нам говорит о той удивительной жизни, в которой мы с вами пребываем. По вере друзей человек этот получает исцеление. Но мы с вами живем в особом благодатном мире – в Церкви, – который исполнен молитвы друг за друга. Церковь молится за каждого из нас. Не только наши молитвы, но и молитвы всей Церкви соединяются в том, чтобы каждый из нас получил то искомое и просимое сердцу своему. Получил исцеление от духа недужия и немощи, в котором пребывает и, порой, уже сил не имеет для того, чтобы совершать свой жизненный путь. Церковь своими молитвами испрашивает исцеления для каждого из нас, желает того, чтобы мы были исполнены той полноты жизни, в которой живет вся Церковь – жизни во Христе.

    Но сегодняшнее Евангельское чтение говорит нам и о том состоянии, в котором пребывает человек расслабленный, который не может сам воспользоваться теми возможностями, которые бывают у человека: сам не может прийти, сам не может подойти ко Христу, ибо не имеет на то никаких сил. Но это состояние физической немощи, расслабления лишь только внешнее. Более тяжелой болезнью является расслабление внутреннее – всех составов человека, когда у него ум, сердце, воля живут и действуют не в одном направлении, а каждый действует сам по себе. Это внутренне разделение приводит человека к тому, что он не может ничего в своей жизни совершить. И это бедствие, о котором свидетельствовал нам апостол Павел: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю», - сопровождает каждого человека после грехопадения как некая болезнь, как некое расслабление, которое получил человек в своем составе, внутренне – в своей душе.

    Прежде всего, эта расслабленность жизни человека проявляется в его рассеянности, когда человек как бы не присутствует в одном месте. Мы собрались в храме за Божественной Литургией, чтобы вместе помолиться, чтобы вместе предстоять Христу. Но рассеянность уводит мысли человека. И где только он ни побывает, находясь даже во время Божественной Литургии, предстоя перед Христом! Куда он ни сходит, в какие закоулочки он ни попытается заглянуть! И вот это лишает человека самого главного в нашей жизни – лишает молитвенного внутреннего устроения.

    Молитва – этот тот стержень, вокруг которого собирается все в человеке. Молитва возносится от сердца к Богу, устремляется наше слово «и о себе самех», и о близких наших, чтобы Господь даровал им благопотребное. Молитва возможна только тогда, когда на сердце у человека есть любовь. Молитва – это любовь, облеченная в слова, обращенные к Богу. Обращенные к Богу о других людях. Как некогда друзья расслабленного позаботились принести его ко Христу, точно так же мы понуждаем себя, чтобы принести и самих себя, и других людей, нуждающихся в помощи Бога, пред лице Божие. Своей молитвой, своим сердечным движением совершить нечто невозможное в этом мире.

    Самым главным препятствием для человека является для себя он сам. Самая большая трудность для человека – преодолеть самого себя. Но рассеянность выводит человека из его сердца в мир, где он присутствует в разных делах, не желает сосредоточиться, а желает слышать какую-то новую информацию, пребывать в новостях, пребывать в жизни других людей, обсуждая и осуждая их. Но человек боится этой радости быть со Христом, боится своего счастья, потому что здесь требуется от человека принятие решения. А решение требует от человека мужество, чтобы последовать за Христом, чтобы отступить от своих мечтаний и фантазий и последовать тому, как полагает Господь нам нашу земную жизнь.

    Сегодняшнее Евангельское чтение нам напоминает о том бедственном состоянии, в котором находится человек расслабленный в своем земном понимании болезни. Этим Церковь нам напоминает о том большем бедствии, в каком пребывает душа, когда она расслаблена и не способна совершать духовный труд. Посему молится Церковь и желает только одного, чтобы мы не лишились этого блага вновь и вновь наполнить жизнью свою душу, дать ей вновь возможность начать жить. Жить своей собственной жизнью, а не какими-то мечтаниями и фантазиями, которые человека рассеивают и лишают его внутренней собранности.

    Сегодня мы также празднуем память святителя Григория Паламы. Жил он в XIV веке, много лет провел на Святой горе Афон, где более 10 лет подвизался в уединении в келье, в пещерке. И одним из главных тезисов учения святителя Григория Паламы было то, что мы не можем познать Бога через философию, через, всякого рода, изыскания человеческого ума. Познание Бога есть непосредственное, ибо Господь есть Личность. Мы должны с Ним встретиться. Все, что нам необходимо, Он нам скажет. Всему научит, все приоткроет. Нет никаких тайн для человека, который живет со Христом. Для человека, пребывающего в рассеянии, больше желается читать о Боге, говорить и рассуждать о Боге. Но никак не может такая душа подвигнуть себя на то, чтобы встретиться с Богом. Эта встреча происходит у человека в молитве. Об этом учил святитель Григорий Палама.

    И сегодня мне хотелось бы пожелать, прежде всего – самому себе, и каждому из нас, чтобы мы смогли преодолеть свою собственную расслабленность для того, чтобы собрать всего себя: и ум, и сердце свое – чтобы помолиться Богу. Чтобы, хотя бы когда мы приходим в храм, научиться не рассеиваться умом своим по всем стихиям. Для того чтобы молиться, многого не требуется. Почувствовав, что ум куда-то улетает, схвати и удержи его молитвой Иисусовой: Господи Иисусе Христе, помилуй мя! И во время Литургии можно творить молитву и не рассеивать ум свой, чтобы мы были со Христом, чтобы наша общая молитва была той силой, которая преображает не только лично нас, но и всех нас. Ведь мы молимся друг за друга. Молимся, чтобы Господь явил Свою силу, Свое всемогущество не только надо мной, но и над каждым из нас. Мы же – Церковь. Мы – одно единое. Мы – Тело Христово. Посему и не может здесь быть каких-то разномыслей, мы не можем быть друг другу какими-то далекими или неприятными, или досадительными. Мы – одно единое целое. Так мы должны научиться жить! И не может быть другого. Есть одна только Церковь Христова. И каждый из нас – частичка или клеточка этого живого организма. И очень важно, чтобы эта клеточка была здоровой, а не больной, чтобы она не заражала болезнью весь остальной здоровый организм Тела Христова.

    Посему нужно потрудиться и о себе самом, и о каждом из нас. Вместе мы возносим молитву. И Господь всемогущий и всемилостивый, пребывающий здесь посреди нас, знает все немощи и скорби сердца каждого из нас. И наша общая молитва имеет непреодолимую силу. Преодолевается все, порой, даже невозможное. И Господь дает человеку ту особую радость, которой мир не может дать человеку. Об этом также учил святитель Григорий Палама. Тому, кто вкусил радости и сладости молитвы, этой удивительной встречи сердца человеческого с Богом, не нужно ему больше никаких рассуждений! Он знает Того, о ком все это написано. Знает Того, о ком все это говорится.

    Посему и желается только одного: чтобы Евангельское вновь нам с вами напоминание о единстве нашей жизни во Христе, любовь наша друг другу воплотились  в слова молитвы за этой конкретной Божественной Литургией, которую мы сейчас совершаем. Вслушивайтесь в слова молитв – здесь все сказано! Здесь уже в веках и тысячелетиях выкристаллизовалось то лучшее, что было в сердцах у людей, та полнота удивительной жизни – во Христе. Посему желаю, прежде всего – самому себе, и каждому из нас, чтобы мы были едины – едины в молитве, которая преображает и каждого из нас, и всех нас вместе!

    Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

    все праздники

Расписание богослужений

14 Сентября суббота
08:30 Исповедь, Часы, Литургия.
17:00 Всенощное бдение.
15 Сентября воскресенье
08:30 Исповедь, Часы, Литургия.
[Далее]