• Творчество прихожан
  • Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Протоиерей Игорь Осипенко. Проповедь после прочтения третьей части Великого покаянного канона прп. Андрея Критского. 04.03.2020

    04/03/2020
    Протоиерей Игорь Осипенко. Проповедь после прочтения третьей части Великого покаянного канона прп. Андрея Критского. 04.03.2020

    Братия и сестры, сегодня мы прочитали третью часть Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского, вошли в тот дух Великого поста, который нам оставили святые отцы. По сути, Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского – это признание в любви, это любовное послание Богу от кающейся души. Конечно, это любовное послание пронизано горечью – горечью понимания того, что не достойна душа человеческая быть рядом с Богом по греховности ее, по нерадению ее о своей чистоте. Но раз это послание написано – значит, есть надежда. И надежда основывается на том, что Господь милостив. Именно поэтому припевом ко всем тропарям мы слышим короткую, но очень емкую фразу: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя!»

    К сожалению, в русском языке слово «помилуй», слово «помилование» у нас с вами ассоциируется с юридическим помилованием, с судебной процедурой. Когда преступника милуют, отпускают на свободу, первое, что он делает – он бежит. Бежит от тюрьмы, бежит от судьи, бежит подальше, чтобы забыть поскорее об этом. И, к сожалению, в нашей приходской практике тоже часто бывает, что человек, вроде, приходит на исповедь, а, по сути, приходит вот к такому судье, от которого сразу готов убежать, как только получит прощение.

    В греческом языке, на котором был написан Великий покаянный канон, и, вообще, практически все наше богослужение, слова «помилуй» и «помилование» имеют совсем другой корень, чем помилование судебное. Слово «помилуй», которое звучит в фразе «Ки́рие эле́йсон» - «Господи, помилуй» - оно означает милость, сострадание, соболезнование, но никак не прощение грехов. Еще это слово в греческом языке созвучно со словом «елей». Поэтому греческие песнописцы очень часто используют словосочетание «елей» и «милость». Милость изливается как елей на язвы от наших грехов - милость Божия.

    В русском языке тоже осталось это понимание слова «помилуй». В середине прошлого века, двадцатого, в глухих деревнях про молодых еще говорили, что «милуются» молодые. У нас с вами осталась эта фраза «мой милый» или «моя милая» по отношению к близким нам людям. И, конечно же, когда я говорю своему сыну или своей жене «мой милый» или «моя милая», я не имею в виду, что «я прощаю вам грехи, и вы свободны». Я имею в виду то, что я хочу быть с вами рядом, мне хорошо быть с вами.

    И поэтому, когда мы в Великом покаянном каноне слышим припев «Помилуй мя, Боже, помилуй мя!» - это значит, что мы хотим быть с Богом, мы хотим близости с Богом. Мы ждем Его милости не в том смысле, чтобы Он прощал наши грехи, а в том смысле, чтобы Он помог нам очистить наше сердце.

    И, дай Бог, чтобы чтение и слушание Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского давало нам возможность действительно понять, насколько наше сердце, насколько наша душа истосковались без Божией близости, насколько мы не даем им той радости и того общения, которого они желают, которого они просят, которого они ждут.

    И, дай Бог, чтобы этот Великий пост дал нам возможность к Воскресению Христову, к Святой Пасхе прийти с радостью обретения хоть маленькой частички чистоты в нашем сердце, хоть небольшого приближение к тому идеалу, о котором говорит Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского!


    все праздники

Расписание богослужений

22 Мая среда
08:30 Исповедь, Часы, Литургия.
23 Мая четверг
17:00 Всенощное бдение.
[Далее]