• Творчество прихожан
  • Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь после прочтения четвертой части Великого покаянного канона прп. Андрея Критского. 05.03.2020

    05/03/2020
    Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь после прочтения четвертой части Великого покаянного канона прп. Андрея Критского. 05.03.2020

    «Хорошо зде быти», в храме… Сегодня мы с вами завершили последнюю часть чтения Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. Почувствовали это особое молитвенное настроение сердец, которые рядом с нами молились, пение клироса нашего. Все это созидало нас в единое целое, давая нам ощутить и пережить слова Великого покаянного канона, которые возводят нас к тем понятиям, столь важным и значимым для нашей духовной жизни.

    Не все, может быть, нам понятно в тех образах ветхозаветных и новозаветных, которые приводит нам в пример и для памяти Великий покаянный канон. Прежде знали лучше и Священную историю, знали лучше и Ветхий завет, посему и эти образы быстро откликались в сердце человеческом, было более понятно, о чем говорят слова Великого покаянного канона, о чем нас желал предупредить преподобный Андрей Критский в этом своем творении.

    Но мы можем выделить главное содержание Великого покаянного канона. Можно сказать, что великое в малом. Как, всякого рода, человеческое преступление, которое приводит к тяжелым последствиям в жизни, как самого человека, так и окружающих его людей, начинается всего-навсего с какого-то малого сердечного движения, точно так же и в жизни - последствия начинаются с какого-то малого движения. Не включать, не сказать, не сделать этот шаг – это столь небольшое и малое, но как трудно порой бывает это не совершить, как трудно бывает устоять.

    Канон нас предупреждает, чтобы мы помнили, что великие и тяжкие последствия, с которыми сталкивается человек в истории целого народа, в судьбах людей, начинаются с незначительного и малого поступка, который совершает человек. Мы знаем, как воевали страны из-за какого-то совершенно незначительного поступка. И поступок одного человека отражался на судьбах многих и многих тысяч людей. Люди погибали из-за этих малых, необдуманных поступков, которые кто-то совершал. И канон нам напоминает о том, сколь внимательны и осторожны мы должны быть в своих словах, поступках и делах, которые мы совершаем, участвуя не в каких-то великих, а именно – в простых, будничных, может быть, незначительных для нас событиях. Но это может иметь очень серьезные последствия в духовной жизни, как нашей, так и других людей.

    Все продолжает в этом мире жить. Ничего не исчезает. Слова наши не исчезают, они никуда не деваются, а продолжают пребывать. Также и поступки наши… Это все сохраняется и окружает нас. Каждое наше слово, если можно так сказать, звучит во вселенной. И вызывает соответствующие последствия. Посему внимательными нужно нам быть к тому, как мы с вами живем в том малом, что мы должны совершать. Великого от нас Господь не требует! Господь постоянно говорит: верный в малом, верен и во многом. И, наоборот, тот, кто не верен в малом, уж точно будет не верен и во многом. И кто даст ему тогда то, что ему принадлежало бы? Но, как в притче о талантах, и его малое отнимается от него и дается тому, кто имеет большее.

    Господь напоминает нам и говорит, что основой нашей жизни, главным в ней, является послушание. Великий покаянный канон нам об этом напоминает в образах ветхозаветных. Послушание избавляет человека от бед. Если он способен слышать… И, наоборот, если он проявляет строптивость, дерзость, дерзновение, совершает необдуманные поступки, то это приводит к тягчайшим бедствиям и для него самого, и для окружающих его людей. Не знаешь – лучше спроси, куда тебе поставить ногу. Иначе может быть беда. Можешь и сам провалиться, и потом будешь бедствовать и просить о помощи. И люди, которые будут приходить тебе на помощь, тоже будут бедствовать. Как бывает трудно вытащить человека из болота, в котором он тонет! И если другой человек будет пытаться ему помочь, то и его он может утянуть с собой…

    Все это очень серьезно в нашей жизни. Хотя эти образы нам кажутся далекими от реальности, но, по сути своей, это реальность. И поступок каждого из нас продолжает жить в другом человеке. Если это добрый поступок, внимание и любовь, тепло и свет, то это будет еще долго согревать другого человека, помогать ему. И, наоборот, любой опрометчивый поступок останется, как некая заноза, болячка в другом человеке. И еще долго будет напоминать о том, как недолжно был совершен, без любви, без внимания, без какого-то доброго отношения тот или иной поступок другого человека.

    Все живет в этом мире. Ни что никуда не девается. И мы должны об этом помнить. И Великий покаянный канон нам об этом напоминает: чтобы мы, прежде всего, были внимательны к тому небольшому и малому, что должны в своей жизни совершать. В дни Великого поста Господь ведь не требует от нас великих подвигов, превозмогающих наши силы телесные. Но ведь есть действительно то, что каждый из нас может совершать – в меру свою проходить пост.

    Но есть то, что мы не должны позволять себе, что не должно быть среди нас, сугубо в эти дни Великого поста. И, прежде всего, то, с чем мы должны бороться, на что мне хотелось бы, чтобы каждый из вас обратил внимание: не осуждать! Ни под каким видом! Не изрекать ни одного слова по отношению к другому человеку! Оправдай его всеми возможными способами! Найди для человека оправдание, помоги ему встать!

    Это наша очень важная духовная задача. И пусть она в эти дни Великого поста помогает нам укрепляться и духовно возрастать. И через это делание духовное, через стремление быть чистыми от осуждения, вражды, обид, нестроений мы получим то духовное взросление, которое и помогает нам быть едиными во Христе, помогает нам вновь и вновь напитаться той благодатной жизнью, которой живет Церковь.

    Посему мне желается только того, чтобы труд сей в дни Великого поста был не бесплодным. Сегодня нам вместе здесь было замечательно, радостно. Было единение молитвенное. Хотелось бы, чтобы оно не растерялось, сохранилось в ваших сердцах, и вновь и вновь мы помнили, что молитвенная лампадка всегда в нашем храме горит, всегда всех вас ждет и собирает, служба всегда совершается. Чтобы полнота нашей единой церковной жизни, богослужебной не терялась сугубо в эти дни Великого поста среди всех ваших земных забот!

    Да хранит вас всех Господь!

    все праздники

Расписание богослужений

22 Мая среда
08:30 Исповедь, Часы, Литургия.
23 Мая четверг
17:00 Всенощное бдение.
[Далее]