• Творчество прихожан
  • Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 4-ю Великого поста. Преподобного Иоанна Лествичника. 26.03.2023

    27/03/2023
    Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 4-ю Великого поста. Преподобного Иоанна Лествичника. 26.03.2023

    Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

    Сегодня мы, братия и сестры, слышали слова Господа, обращенные к тем, кто был рядом с Ним, и, в первую очередь, к отцу, который привел своего отрока в надежде, что тот получит исцеление от Господа, ибо он много слышал о тех чудесах, которые являл Господь. И вот отец и люди, окружающие Господа, слышат слова, исходящие из сердца Господа и исполненные величайшего сожаления: «О, ро́де невѣ́ренъ, доко́лѣ въ ва́съ бу́ду? Доко́лѣ терплю́ вы?» Эти слова Господа обращены и к нам, и мы с вами слышим их в сердцах своих.

    Что же привело Господа к этим словам, почему они рождаются в Его сердце? Мы знаем (Господь многажды это говорит), что каждый человек – творение Божие, образ и подобие Божие. Человек призван быть святым и он не может быть другим: человек только тогда становится в полноту меры своей, когда он устремляется к святости, когда все иное, земное, окружающее его, не является для него целью и не занимает столько его сил. Такова устремленность человека к святости, к тому, чтобы раскрыть в себе красоту, свое божественное достоинство. И ждет Господь, что устремится сердце человеческое к Нему.

    Святость обретается человеком на пути стремления и встречи с Богом, когда сердце человеческое может свидетельствовать Господу обо всем, что есть в глубинах его: исповедовать свои немощи и болезни, испрашивать у Господа помощи. Но смысл всего этого – достичь состояния чистоты сердечной и святости души своей. На этом пути Господь нам все дает, все устраивает.

    Но сегодня мы слышали скорбные слова Господа, обращенные к людям. Они связаны с тем, что чаще всего человек желает видеть Бога неким средством для устроения своей земной жизни: «Ты, Господи, подай нам то, подай это! Сделай для нас вот это!» В Евангелии не случайно сказано, что отец именно «просил» учеников, чтобы они исцелили сына. Мы знаем и чувствуем разницу в тех словах, которые произносим: «просить», «молить» и «умолять». Не вдаваясь в смысловую глубину этих слов, мы чувствуем, какая разница между ними. Отец просит, имеет надежду, что это может совершиться – как обычно мы это делаем в нашей земной жизни, обращаясь к тому или иному человеку, который может нам помочь в наших земных заботах. Но это не то, с чем мы можем подходить к Господу. Господь ждет от человека молитвы: Он ждет, что отец будет молить. Молитва – это тоже просьба, но обращенная уже к Богу: это просьба, соединенная со смирением (а не с неким упованием, надеждой на помощь земных людей) – это просьба к Богу. И все выстраивается совершенно иначе, когда во взаимоотношении между человеком и Богом происходит встреча, и человек понимает, на встречу Кому он выходит, с Кем он сейчас встретится.

    В земной жизни мы понимаем, какие разные слова мы будем говорить своим товарищам или своему начальнику и другим вышестоящим руководителям. Но порой мы совершенно забываем – перед Кем мы стоим в нашей молитве и какими должны быть слова. Это слова смирения! И если мы внимательно читаем слова молитв в нашем правиле утреннем или вечернем, то видим, что все эти слова (которые вычитываем мы не столь внимательно для самих себя), это слова, которые излились из смиренных сердец, – это слова смирения, обращенные к Богу. Мы должны научиться через эти слова, внося их в свое сердце, этому особому чувству предстояния перед Богом в смирении.

    Есть еще слово «умолять», но это слово – более будничное, оно связано с настойчивостью, порой даже с дерзостью. А вот слово «молить» – это совершенно иное состояние нашего сердца.

    Господь смотрит на сердце человека, который еще не понимает, перед Кем он стоит, Кто может ему помочь. Но Господь Сам выходит навстречу этому сердцу, Он желает ему помочь. Мы видим в Евангелии, как перед Господом лежит больной ребенок в страшных мучениях. Наверно Господь мог бы сразу явить Свое всемогущество, показать Свою власть и исцелить его. Но Он этого не делает. Он ведет беседу с отцом, спрашивает, давно ли это с его сыном произошло. Он желает, чтобы сокрушилось сердце отца, чтобы он почувствовал и понял, что же происходит: перед Кем он предстоит, с Кем рядом он находится. И это происходит. Отец со слезами молит и обращается ко Господу и просит Его помощи в преодолении неверия – чтобы Господь явил силу Свою. Слезы, о которых мы слышали в Евангелии, являются свидетельством того, что сокрушилось сердце его.

    Господь не оставляет и нас, чтобы мы не укоренились в каком-то потребительском отношении к Богу: когда мы считаем, что Господь должен что-то исполнить за длительность наших молитв, за неотступность. Но являются ли молитвой те слова, которые мы произносим? С каким сердцем мы их произносим? Понимаем ли мы, перед Кем мы предстоим в своих утренних и вечерних молитвах? И как должны произноситься эти молитвы в нашем сердце?

    Господь помогает нам на нашем земном пути: Он посылает нам людей, через которых Он желает, чтобы сердце наше смирилось, научилось быть добрым, сострадательным, милостивым. Чтобы оно научилось чувствовать боль и скорбь другого человека. Чтобы оно научилось быть смелым и мужественным на том пути, по которому должны мы идти – на пути добродетели. Не в грехе человек должен быть дерзким и смелым (как ему кажется), а мужественным в исполнении добродетели, в целомудрии, послушании Богу, в исполнении заповедей Божиих. Это тот путь, по которому должен устремляться человек. И Господь напоминает нам вновь и вновь, что без смирения всякое дело, которое совершает человек в своей земной жизни, не имеет ценности, ибо тут же оно теряется среди тех соблазнов и искушений, с которыми сталкивается человек.

    Господь ведет нас в нашей земной жизни по пути смирения. Это единственный путь, который способен привести нас к святости, к тому, чтобы мы научились через человека, которого видим перед собой, видеть присутствие невидимого Бога, ибо этот человек – образ и подобие Бога.

    Мы не знаем, в каком мире мы живем. Нам кажется, что все очень просто, понятно – все наши земные законы и предписания. Но в этом мире живут святые – и многие люди, особенно в моменты напряжения и опасности, видели, как являлись святые и помогали им, – это реальность нашего мира. Мы знаем из Священного Писания, что и ангелы являются в этом мире. Поэтому (кто знает!) может, тот человек, который задевает нас на улице, послан нам Богом, чтобы мы научились не отвечать – удержать в себе раздражение, обратить внимание на него, посочувствовать ему:  может, человек торопится, и у него есть оправдания? Посему сердце наше должно научиться оправдывать других людей. Не грех оправдывать, а человека! Грех – ни под каким видом мы не принимаем и не привносим его в свою жизнь, но другого человека мы жалеем. И примеры, которые дает нам Господь – учиться любить. Господь нас всех принимает!

    Мы не знаем тех последних минут, с которыми сталкивается человек в своей земной жизни. Как рассказывал владыка Питирим, епископ Скопинский и Шацкий, он часто приезжал на Вышу к ныне уже почившему протоиерею Василию Кузнецову. К владыке как-то обратились с просьбой разрешить отпеть самоубийцу, бросившегося с моста. По канонам отпевать и поминать в Церкви таких нельзя. Владыка попросил совета у отца Василия, и тот сказал: «Отпевай-отпевай! Он же, когда летел, уже покаялся, уже изменил свою жизнь». Действительно, человек этот был больным, не мог изменить те привязанности, которые сделали его немощным. Вот, как по-разному все воспринимается – там, где есть смирение и любовь на сердце, и там, где есть наше привычное, определенное видение того, как должно быть с нашей точки зрения.

    Господь нас не оставляет, учит и желает, чтобы мы достигли той цели, к который мы устремлены: эта цель наша – святость, Царство Небесное. На земном же пути Господь дарует те или иные обстоятельства нашей жизни, через которые мы должны научиться смирению, чтобы с чистым сердцем молить Господа и иметь возможность встретиться с Ним. Чтобы слова наши были не праздными, исполненными земных желаний, а словами, которые обращены к вечности, туда, где пребывают святые.

    Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

    все праздники

Расписание богослужений

04 Декабря среда
08:30 Исповедь, Часы, Литургия.
17:00 Вечерня, Утреня, 1-й час.
05 Декабря четверг
08:30 Исповедь, Часы, Литургия. Панихида по Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II.
17:00 Всенощное бдение.
[Далее]