• Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь после прочтения четвертой части Великого покаянного канона. 02.03.2023

    02/03/2023
    Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь после прочтения четвертой части Великого покаянного канона. 02.03.2023

    Мы с вами, братия и сестры, завершили чтение Великого покаянного канона, которое мы совершали в первые четыре дня поста. Мы слышали обращенные к нам слова преподобного Андрея Критского. Слышали песнопения, напевы особые этой службы. И теперь мы с ней расстаемся до следующего года. И понимаем, как в течении нашего времени порой нам не хватает этого настроения, которое мы здесь обретаем на этих службах Великого покаянного канона. Как, может быть, то особое состояние, настроение, которое мы здесь обретаем за богослужением, легко теряется за границами храма. Все это говорит нам о том, как трудно удержать в самих себе строй-порядок жизни церковной, как легко это теряется и рассеивается среди многоделания и суеты, которые окружают нас за пределами храма.

    Сохранять настроение и состояние своего сердца – это дело великое. И если каждый вспомнит свой первый шаг через порог церковный, как он вошел, как все ему казалось удивительным, святым – и песнопения, и запах ладана, иконы, мерцания свечей… Все это дышало святостью, полагало в сердце нашем особое благоговение. Но мы видим, как в течение нашей церковной жизни это ощущение святости и благоговения перед святынями, которое было в нашем сердце, очень легко теряется: отношение к храму, отношение к богослужению, ко всему, что нас здесь окружает, становится совершенно иным, и то, что раньше казалось невозможным при первом восприятии храма, становится привычным, к сожалению, уже даже через небольшое время. Мы привыкаем, позволяя себе разговаривать, совершенно забывая о том, что здесь присутствуют постоянно ангелы, и они совершают здесь свое служение. Люди боговдохновенные видели и оставили свои свидетельства о том, как совершалась служба ангелами на тех местах, где были разрушены храмы. Многие есть свидетельств того, как в закрытом храме слышались удивительные песнопения, и оказывалось, что там могли служить только ангелы. Храм наполнен полнотой жизни. Здесь разверзается земная реальность и открывается совершенно иная реальность нашего внутреннего сердца.

    Сегодня мы слышали в Великом покаянном каноне, как преподобный Андрей Критский переживает в самом себе всю Священную историю, и показывает и нам, как надо воспринимать Священное Писание: не как какие-то события, далекие от нас на тысячелетия, – это все переживается в сердце человеческом, свидетельствуя, что человек во все времена остается таким, каков он есть, с его радостями, скорбями и печалями, с его страстями, грехами. И как бы ни пытались в веках внешним образом, выстроить, заставить, подчинить человека, но он не меняется. Есть только некоторые изменения, которые происходят в окружающем нас мире, в тех правилах, которые призваны содействовать человеку быть лучше, внешним образом удерживая его от каких-то поступков, которые порицаются обществом, но это все лишь внешние обстоятельства, которые сопровождают жизнь человека. Внутри человека все остается по-прежнему – таким, каким оно было все эти века.

    Человек сам хозяин себя, и только он сам может проявлять свою свободу – либо двигаться к Богу, либо подчиняться действиям мира сего. Это величайшая ответственность, которая дана каждому из нас: явить свою свободу. По отношению к чему мы ее приоткрываем? По отношению к святости, к которой призван каждый из нас, или по отношению к суете, многоделанию мира сего, в стремлении устроить, сделать нечто лучше, как нам кажется, чем это мог бы сделать Бог. Но никому еще этого не удавалось во всех веках – об этом нам сегодня свидетельствует Великий покаянный канон через те образы, которые предлагает нам к размышлению преподобный Андрей Критский.

    Он рождает то настроение, состояние особое, которое мы должны сохранить и вынести из храма. К сожалению, многое для нас остается в этом каноне не до конца понятным. Но у нас есть еще время Великого поста, чтобы проникнуть вглубь содержания Великого покаянного канона, подумать над тем, что осталось в нем непонятным. Для этого надо начать читать Священное Писание: чтобы по-новому открыть для себя те стороны духовной жизни, которые, как мы легкомысленно считаем, мы уже понимаем и знаем. Но до конца Священное Писание еще не познано нашим сердцем, – как некое сокровище, к которому каждый из нас еще должен приступить. Ради этого мы переступили порог церковный, вошли в эту полноту удивительной, таинственной жизни, святости. Господь вводит нас в этот Свой удел – тех, кого Он избрал от мира сего. И те, кто переступил порог церковный, должен идти и дальше – научить сердце свое тем тайнам, тем глубинам духа, которые открываются нам в Священном Писании.

    Когда мы читаем Священное Писание, нам кажется, что люди жили в жестокое, страшное время (если перевести в те понятия, которые нас окружают), но в то время все было явно, а в наше время все то же самое происходит, но приукрашено, прикрыто, чтобы не возбудить в человеке отторжения, неприятия. Посему многие предупреждения, которые мы сегодня слышали в Великом покаянном каноне, должны сохраниться и в нашем сердце.

    Но главное (если и не все нам в нем понятно, глубоко постигнуто), – есть нечто, что мы выносим после этого богослужения из храма – это настроение, состояние особое, которое созидалось здесь во время богослужения. И наша задача состоит – не утерять это состояние сердечное, чтобы оно не рассеялось в этом мире. Память сердца очень важна в нашей духовной жизни. Не случайно Великий покаянный канон читается в первые четыре дня поста: святые говорят, что это – как некий камертон в эти особые дни Великого поста.

    Посему желается, чтобы эти службы оставили след в нашем сердце, и это настроение не утерялось. Впереди у нас есть еще особые богослужения, которые тоже совершаются раз в год – в дни Великого поста. Конечно, более всего это богослужения Страстной седмицы. Ради того, чтобы быть на Литургии Великого Четвертка, можно пожертвовать многим в своей земной жизни. Утреня Великой Пятницы – удивительная служба с особым духовным настроением, неповторимым. Это некое сокровище, которое мы воспринимаем своим сердцем. Литургия Великой Субботы… Как можно заниматься суетой, приготовлениями к Пасхе и пропустить эту службу? Есть какие-то моменты – как некие сокровища, алмазы, которые мы должны собирать в своем настроении, состоянии сердечном. Их ни в коем случае нельзя утерять за суетой, за своими земными заботами.

    Все устроится, все встанет на свои места. Будет и Пасха, и какие-то утешения, будет радость. Но утрата состояния, настроения сердца – она невосполнима. Лучше, может быть, что-то уменьшить в своих заботах и настроение, состояние сердечное будет совсем иным – оно будет исполнено тех Небесных даров, которыми так щедро делится с нами Церковь. Сердце будет напитано настроением, которое будет возводить его к тем тайнам, ради которых мы собираемся здесь в храме. Тогда отношение к храму будет другое, отношение к Литургии будет совсем другое формироваться в нашем сердце, когда будем понимать, что сюда надо «со страхом и трепетом» входить, а не со своими земными заботами.

    Желается, прежде всего, самому себе и каждому из нас, чтобы мы, как мудрые, вынесли и из сегодняшнего богослужения, из всех служб Великого покаянного канона то состояние своего сердца, которое будет помогать нам в эти дни Великого поста двигаться в направлении к святости. Это путь, по которому мы с вами идем – через видение своих собственных немощей, грехов устремляться туда, где нас ждет Господь!

    Да хранит вас всех Господь!

    все праздники

Расписание богослужений

28 НОЯБРЬ ВТОРНИК
08:30 Исповедь, Часы, Литургия.
18:00 Всенощное бдение.
29 НОЯБРЬ СРЕДА
07:40 Исповедь, Часы, Литургия.
17:00 Вечерня, Утреня, 1-й час.
[Далее]