• Творчество прихожан
  • Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Протоиерей Андрей Речицкий. Слово после Литургии на Новый год. Неделя 30-я по Пятидесятнице, перед Рождеством Христовым, святых отец. 01.01.2023

    01/01/2023
    Протоиерей Андрей Речицкий. Слово после Литургии на Новый год. Неделя 30-я по Пятидесятнице, перед Рождеством Христовым, святых отец. 01.01.2023

    Дорогие братия и сестры! Поздравляю вас с праздником, с воскресным днем, с Неделей святых отец, с напоминаем о том, что мы с вами находимся совсем близь праздника Рождества Христова!

    Сегодня мы слышали Евангельское чтение Книги родства Господа нашего Иисуса Христа. В перечне этих имен, которые мы прочитываем, мы не всегда можем порой понять кто из них каким образом отмечен, как участвовал он в Священном Писании. Но все эти имена не случайно появились в Книге родства и свидетельствуют нам о том, что Господь действительно приходит в этот мир, принимает на себя человеческое естество для того, чтобы спасти человека. Господь входит в этот мир и принимает на Себя не только, как нам представлялось, все святое, должное. В этой Книге родства из упоминаемых четырех жен только Пресвятая Богородица смогла понести Свое служение в чистоте и беспорочно, – остальные три жены, которые упоминаются в Евангелии, по отношению к закону были порочными женщинами. Упоминание о них оставлено в Книге родства как напоминание о том, что Господь приходит в этот мир, чтобы принять на себя все. Он смиряется и по той любви, которую Он являет к падшему человеку, входит в родство со всеми этими поколениями, которые, может, жили не так, как хотелось бы нам представлять, чтобы это было сродни святости.

    Здесь также есть для нас научение, наставление о том, как нельзя нам выносить скорый суд о том, что мы видим перед своими глазами: как легко можно ошибиться и оказаться пред Лицем Божиим виновными в том, что мы, прежде даже как Сам Господь явит Свою милость и Свой суд, мы уже начинаем судить и выносить свой приговор. Наверно, если бы эти три жены жили сейчас, они много бы получили и взглядов косых, и осуждений. И в этом есть для нас и величайшее научение: требуется величайшая осторожность в тех словах, которые мы говорим и выносим суд в отношении окружающих нас людей. Кто знает, какой будет жизнь другого человека и как Господь его примет в Свои Небесные обители?

    Также мы слышали в Книге родства Господа нашего Иисуса Христа разделение на три периода по 14 родов. И это не случайно, в этом есть для нас с вами значимый смысл: каждый из этих периодов имел свое политическое устроение – и теократическое, и царское, и судьи судили еврейский народ, но несмотря на все эти политические изменения, которые желались народом (например, когда он требовал царя), он не становился лучше. Это напоминание о том, что как бы ни желали, какие бы внешние обстоятельства люди ни хотели иметь для себя, как бы им ни хотелось жить в тех или иных обстоятельствах, в той или иной национальной идее, которая формировалась в это время, в политическом устройстве, которое там менялось, но люди не становились лучше. Они так же продолжали все более и более погружаться в пучину греха, предаваться своим понятиям и человеческим построениям даже до тех пределов, когда они подняли руку на Самого Господа.

    В этом тоже для нас очень важное Евангельское напоминание о том, что нельзя уповать на внешнее: ждать помощи от каких-то внешних обстоятельств, которые нам хотелось бы иметь, или каких-то своих суждений о том, как надо строить экономическую, или политическую, или еще какую-то другую сторону жизни общества. Нельзя выносить свои легковесные и какие-то порой глупые суждения о том, что происходит в окружающем нас мире, – потому что мы не обладаем всей полнотой знаний. Лучше заглянуть в свое собственное сердце, как делают эти праведники, о которых нам с вами сегодня говорит Книга родства: они точно так же жили во времена непростые, но сумели сохранить верность Богу и стали достойными того, чтобы быть вписанными в Книгу родства Господа нашего Иисуса Христа.

    Точно так же каждого из нас Господь усыновляет Самому Себе, если мы достойно грядем в свою жизнь, следуем за Господом. Как Он сегодня говорил о том, что «возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем». Если мы следуем этому пути, то и каждый из нас вписывается в эту Книгу родства Господа нашего Иисуса Христа, в которой уже нет времени: она находится уже за пределами этого мира. Но каждый из нас, причащаясь Святых Христовых Таин, становится причастником этого родства Господу: каждый из нас облекается в величайшее достоинство, которое он должен пронести в этом мире, не утратить благодати, благословения Божия, которое получает здесь, за Божественной Литургией, причащаясь Святых Христовых Таин.

    Это то, что только ангелы со страхом могут наблюдать, это то, о чем мечтали и не могли даже представить, что это будет возможно, пророки, ветхозаветные праведники, праотцы, которых мы сегодня поминаем. Они даже помыслить не могли о той чести, которой удостоен каждый из нас: быть причастником Тела и Крови Христовой. Посему желается только одного, чтобы величайшее достоинство, в которое нас с вами облекает Господь – быть Его детьми, быть в Книге Его родства – не уронить, не утерять среди суеты и забот. И Книга родства напоминает нам про осторожность в духовной жизни и показывает: не судить, не выносить свой приговор прежде, чем это сделает Господь. Оставь все до времени! Господь Сам все устроит, во всем разберется. Как в притче о плевелах, когда предлагали все плевелы, которые начали расти, повыдергать, – Господь говорил: оставьте все до времени, когда это можно будет сделать легко. А то, не дай Бог, вместе с этими, как вам кажется, плевелами, вы исторгнете и пшеницу! И тогда беда будет великая для того, кто сотворил сие.

    Конечно, мне еще хотелось бы сказать о том, чтобы мы всегда помнили, что Господь пришел в этот мир, и величайшая тайна совершается, когда мы вспоминаем Рождество Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. С каким трепетом и радостью встречали это событие те, кто стал причастником этой тайны! И пастухи, и волхвы, которые проявили величайшее послушание, оставив свой дом, свое родство и пошли на такую сторону далече, о которой нам сейчас даже трудно представить. Они предприняли это путешествие ради того, чтобы поклониться Христу, – той тайне, которая была приоткрыта им. Они как бы находятся в послушании этой тайне, которая должна раскрыться. Они еще не знают, что будет, но они послушны и исполняют ту волю Божию, которая им открылась через Вифлеемскую звезду.

    Это послушание не должно теряться и в нашей духовной жизни: оно как раз и должно определять все наши дела, поступки. Мы не всегда знаем, куда нас ведет Господь. Нам хочется все выстроить, понять, заглянуть. Но так не бывает! Мы ничего не знаем, – Господь прикровенно, сокровенно ведет каждого человека! Посему от нас требуется только величайшее доверие к Богу и идти по тому пути, который нам с вами полагает Господь. И Господь обязательно выйдет нам навстречу!

    Он к нам выходит постоянно навстречу за Божественной Литургией. И как конечно бы хотелось, чтобы в храме была величайшая тишина в тот, момент, когда мы ждем, что сейчас откроются Царские врата и выйдет Чаша, в которой Тело и Кровь Христова, – Сам Господь. Как мы должны ждать этого момента! С каким трепетом, в какой тишине сердечной! Сейчас придет Господь – это реально происходит, ибо Тело и Кровь Христовы выходят навстречу к нам.

    Желается этого сердечного вашего устроения – чтобы вы понимали, что происходит и с каким трепетом, в какой тишине нужно ждать этого события. Мы внешне живем и понимаем, когда порой приходят какие-то высокие люди – как это трепетно, как все ждут в тишине: не дай Бог, что кто-то окажется не в том месте, где он должен стоять. А здесь сейчас откроются Царские врата, и выйдет Сам Господь!

    Посему желается, чтобы трепетность, а не привыкание к святыне, нас сопровождало в духовной жизни: эта трепетность – страх Божий всегда пребывал в нашем сердце, и только так бы мы встречали Чашу с Телом и Кровью Христовой.

    Еще раз вас всех поздравляю с праздником, с воскресным днем!

    С сегодняшнего вечера у нас начинается Предпразднество Рождества Христова. А это означает, что у нас за каждым Богослужением, кроме вечерни и утрени, будет совершаться повечерие, где будет читаться удивительный канон Предпразднества Рождества Христова. Это удивительные каноны, только ради этих канонов можно приходить на Богослужение. Они имеют особое значение, особый смысл и раскрывают перед нами грядущую тайну Рождества Христова.

    Кто имеет возможность, постарайтесь в эти дни, свободные от земных попечений, быть в храме и насладиться той атмосферой, которую создает наше Богослужение в преддверии праздника Рождества Христова, вводя нас в эту тайну, грядущую нам открыться.

    все праздники

Расписание богослужений

29 МАРТ ПЯТНИЦА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия Преждеосвященных Даров.
18:00 Великое Повечерие, Утреня, 1-й час.
30 МАРТ СУББОТА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия. Панихида.
17:00 Всенощное бдение.
[Далее]