• Творчество прихожан
  • Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 1-ю Великого поста. Торжество Православия. 08.03.2020.

    08/03/2020
    Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 1-ю Великого поста. Торжество Православия. 08.03.2020.

    Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

    Мы сейчас слышали последние слова из Евангельского чтения, посвященного памяти Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна: «…имѣ́яй у́шы слы́шати да слы́шитъ». Господь вновь нам напоминает, что многие проблемы, с которыми мы сталкиваемся в нашей жизни, происходят от того, что мы не слышим и не понимаем того, что же происходит в нашей жизни, что желает от нас Господь. Господь же нам напоминает: «блаже́нъ е́сть, и́же а́ще не соблазни́тся о Мнѣ́». Говорит Он о том, что в этом мире много есть соблазнов, о которых знает, в той или иной степени, каждый из нас, которые отвлекают человека от Христа. Напоминает и говорит о том, что самое трудное, сложное, но самое удивительное и радостное для человека в этой жизни – устоять. Устоять в той духовной борьбе, которая ведется с каждым человеком. Но трудно человеку противостоять тому, кто знает о человеке все. Соблазнить его может в мгновение, наполнить его всякого рода помыслами. И начинается в человеке парения, устремления к тем, как ему кажется, радостям, понятиям, которые всеваются в ум человеческий через помыслы, которые принимает человек в себя.

    Принять недолжное, по природе нашей поврежденной, греховной, очень легко. Это легко прививается к сердцу: сказать недоброе, обидеть другого человека, проявить неуважение, непочтение… Все это легко дается человеку. И порой учиться даже этому не надо. Но Господь нам говорит о том, что духовная жизнь – иная. Она с трудом дается человеку. И здесь человек должен оставаться верным Христу для того, чтобы не утратить Его присутствие в своей жизни. За это нужно бороться, и это действительно дорогого стоит. Для того, кто живет со Христом, нет никаких препятствий, которыми мир мог бы его соблазнить, увлечь, подчинить себе и сделать пленником своим.

    Человек, живущий со Христом – человек свободный. Над ним не имеет власти враг рода человеческого. Человек такой обладает таким сокровищем в своем сердце, о котором нам говорит Господь сегодня также в Евангелии, обращаясь к Нафанаилу, будущему апостолу: «зане́ рѣ́хъ ти́, я́ко ви́дѣхъ тя́ подъ смоко́вницею, вѣ́руеши: бо́лша си́хъ у́зриши… отсе́лѣ у́зрите не́бо отве́рсто…» Нечто удивительное происходит, когда человек встречается со Христом.

    Сегодня мы с вами также совершаем Торжество Православия, вспоминаем всех угодников Божиих, святых – всех тех, кто трудился для того, чтобы благая весть достигла и сердца каждого из нас. Господь в Своей первосвященнической молитве говорит: «не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне», обращаясь к Своему Небесному Отцу. И сегодня мы здесь, в нашем храме, собрались для того, чтобы вместе в нашей общей единой молитве предстать пред Богом. Господь избрал нас с вами из этого мира, вывел из него. Желает нам дать царские одежды, дать ту небесную красоту, которую мы утратили, соблазняясь мнимыми красотами мира. Господь желает нас ввести в царское достоинство. Желает, чтобы мы действительно увидели отверстым Небо. Увидели те тайны и красоты, которые уготованы любящим Его.

    Господь нас не оставляет, собирает в храм для общей нашей молитвы. В Евангелии Он говорит о том, что: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Это неложное свидетельство Божие, ибо многие угодники Божии зримым образом видели это присутствие Божие в храме, видели ангелов предстоящих, видели Божию Матерь, приходящую со святыми, молящуюся и покрывающую молящихся в храме от бед и скорбей, от тех обстоятельств, с которыми, так или иначе, воинствует каждый из нас в своей духовной жизни, желая отстоять свое право быть свободным в этом мире, не ходить по пути «свиных рожцев», которыми предлагает мир человеку насытиться у свиного корыта. Но Господь нам говорит: царский стол уготован для каждого из вас, и Я призываю вас к этой трапезе небесной. Он ждет каждого из нас.

    Говоря о том, что Господь посреди нас, мы не всегда понимаем и чувствуем этой своей душой и своим сердцем. Блаженный Феодорит в толковании на слова «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них», говорит о том, что плоть человеческая и душа предстоят Богу в Церкви. Телесно мы приходим в храм. Но порой часть нашей человеческой природы – ум – остается вовне. Он блуждает и не подчиняется человеку. Человек телесно пребывает в храме, а умом продолжает оставаться вне храма. В чем причина? Праведный Алексей Мечев говорил, что ум человека – это лошадка его сердца. Куда стремится сердце человеческое, какие хотения оно имеет, туда устремляется и ум человеческий. Он будет ходить туда, куда ему указывает сердце. И оказывается, что главной причиной, которая отделяет нас от Христа, не позволяет почувствовать Его присутствие посреди нас, является твердыня нашего сердца: гордость, тщеславие. Это высочайшие стены, которые возводятся между нами и Христом. Возводятся всякого рода неприятия, отделение себя от других людей, от ближнего своего по своим желаниям, по своим представлениям.

    Если еще в недалекие времена человек мог управиться со своей «лошадкой»-умом, ибо не так это было сложно, поскольку не было той власти мира над человеком, то сейчас лошадок огромное количество, приходящее извне в человека, это некий табун несущийся, и попробуй его остановить. Много требуется усилий и мужества от самого человека, чтобы удержать себя «на скаку»: прийти в храм так, чтобы остановить этот поток событий, который льется через наш ум в сердце. Там, где соединяется воедино тело и сердце человеческое, - это те «двое или трое», посреди которых пребывает Христос. Если какая-то частичка ускользает из нашего внимания, из нашего попечения, то разбивается это единство жизни внутри каждого из нас. Теряется эта полнота, и требуется очень много усилий, чтобы вновь и вновь вернуть себя к этому единству жизни.

    Не случайно говорится о том, что жизнь духовная – проста, и духовный человек – это простой человек, у которого все едино, человек – целомудренный, он не разбит на части, как современный человек. Его части не отделены одна от другой, когда каждая часть живет по своим желаниям. С одной стороны, человек живет по заповедям Божиим, принимает их, а, с другой стороны, зуд, который вселяет враг рода человеческого, увлекает его порой на сторону далече.

    Современный мир культуры – это культура утраты сердца. Утрачивается самое важное и значимое в нашей жизни – внимание к своему сердцу, к той жизни, которая в нас происходит. Теряется это стремление быть со Христом. Но ведь нам больше ничего не нужно! Если Христос посреди нас, если Христос находится в сердце нашем, то, что еще нужно человеку? Это самый счастливый человек! Мы знаем об этом из тех жизненных обстоятельств, которые преодолевали люди, жившие со Христом. Не было тех трудностей, тех обстоятельств, которые могли бы смутить и сломить дух человека. Архимандрит Христодулос из монастыря Кутлумуш, очень тяжело больной, приезжая к братии монастыря, говорит в наставлении: если бы вы знали, как любит нас Христос! И обильные слезы льются из глаз его… Это и есть то состояние, когда человек знает в своем сердце присутствие Христа. Не легко это дается человеку. Но это тот труд, который каждый из нас должен совершать над собой.

    Сегодня мы также слышали в Евангелии о том, что «Царствие Небесное ну́дится, и ну́ждницы восхищаютъ е», - через труд. Те, кто трудятся и не отступают от этого пути, действительно достигают удивительной радости – ощущение и понимание того, как же любит нас Христос, как Он заботится и печется о каждом из нас! Какие удивительные для каждого из нас Он приготовил дары! И только от нас зависит, чтобы мы протянули руку навстречу Христу.  Господь нам уже руку протянул, как некогда протянул тонущему Петру. Но от нас зависит: дадим ли мы Ему свою руку, откроем ли мы Ему свое сердце.

    Торжество Православия, которое мы сегодня совершаем, свидетельствует о том, что сердца людей, избранных из мира, были способны протянуть свою руку Христу, ухватиться за Христа и, преодолев притяжение мира сего, обрести иной строй-порядок жизни. Действительно, если Христос посреди нас, то какая иная жизнь должна выстраиваться между нами? Если Христос посреди нас, то какая жизнь должна быть в семье? «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Господь пребывает в семье, Господь пребывает среди нас, Господь пребывает в нас. Нет того времени, когда бы мы не были со Христом, если только мы сами не отступаем от Него!

    И желается только одного: чтобы в эту Неделю Торжества Православия мы с вами вновь и вновь напомнили самим себе о том, что здесь на земле для нас открыты удивительные, сокровенные тайны Божии, и они доступны каждому из нас. Не кому-то, не где-то, не святым, далеким от нас! Это открыто тебе, и ты можешь стать подобным им. Ты можешь почувствовать эту радость и любовь, превозмогающую мир в сердце твоем. Но при одном условии: если будешь трудиться и не отступать, и не терять путеводной  ниточки в жизни своей – жизни церковной, жизни в Таинствах церковных. И Господь проведет нас по путям нашей жизни. И рано или поздно мы с вами, подобно архимандриту Христодулосу, сможем сами себе и, по милости Божией, ближним своим свидетельствовать о том, как любит нас Христос!

    Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

    все праздники

Расписание богослужений

29 МАРТ ПЯТНИЦА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия Преждеосвященных Даров.
18:00 Великое Повечерие, Утреня, 1-й час.
30 МАРТ СУББОТА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия. Панихида.
17:00 Всенощное бдение.
[Далее]