• Творчество прихожан
  • Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Иерей Андрей Якубов. Проповедь на Всенощной Недели о Страшном Суде. 22.02.2020

    22/02/2020
    Иерей Андрей Якубов. Проповедь на Всенощной Недели о Страшном Суде. 22.02.2020

    Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

    Сегодня в песнопениях мы слышали, что критерием осуждения или оправдания нашего на Страшном Суде будет наше отношение к ближнему. Если ты напитал, если ты напоил, если приютил ближнего, то ты становишься одесную Спасителя, то есть спасаешься. Если ты этого не сделал, то попадаешь ошуюю, то есть с левой стороны, Спасителя, значит, погибаешь. И трагедия современного человечества состоит в том, что мы стали как такие несоприкасающиеся сосуды, как атомы, которые находятся на большом расстоянии друг от друга и не вступают даже во взаимодействие друг с другом.

    Это можно видеть наиболее ярко - в современных молодых людях. В Японии, например, есть такой феномен, когда молодые люди не выходят на улицу принципиально. Это их позиция, они все свои нужды обеспечивают с помощью компьютера - с помощью интернета еду заказывают себе домой, всякие товары, работают удаленно, то есть материально себя содержат и имеют возможность вообще не выходить из дома. То есть, у них принципиально нет возможности исполнить ни одной заповеди Спасителя. Эти люди обрекают себя на погибель таким поведением.

    И когда говорят, что информационные технологии – это ничего страшного, это всего лишь инструмент, который ничего в самом себе плохого не несет, то это не совсем так, уже видно, какие последствия бездумного использования информационных технологий. У нас пока до таких масштабов не дошло. Но мы потихоньку уже друг от друга отдаляемся путем переноса наших интересов с ближнего в виртуальное пространство – когда интересен не ближний, а интересен тот контент, который этот ближний может предложить: то есть некие страницы Вконтакте нашего ближнего, те сообщения, которые он нам может послать. То есть, не сам человек уже интересен становится, а именно то, что он может тебе предложить, например, те видюшки, которые он тебе посылает по WhatsApp…Общение переходит из разряда творения заповедей непосредственных в виртуальное пространство.

    Когда человек жил в деревне (кто соприкасался с этой деревенской жизнью, тот знает), он жил в определенном обществе. И в этом обществе каждый имеет свои функции. Если папа не сходит за ведром воды из колодца, то мама не сможет сварить обед. То есть каждый друг для друга в течение дня много-много раз исполняет заповеди Спасителя: напоил, накормил и т.д. Спаситель о более высоком говорит служении, но нам приходится говорить уже об элементарных вещах.

    Современный человек вообще к этим вещам не прикасается. Случай из жизни: мама находится на другом конце города. Звонит дочка и говорит: «Мама, ты болеешь? Не переживай! Я закажу еду, и тебе привезут ее домой». Не дочка идет в магазин и приносит еду маме, или, наоборот, дома у себя ее приготовила и приносит маме… Это современное понимание проявления любви. Но мне кажется, что Спаситель немножечко о другом говорит, потому что принципиально в христианстве – это личное взаимоотношение человека с человеком. Потому что Христос, если вы помните, никогда не творил чудес, когда с Ним не выходили на личный контакт. Он же Бог – мог бы всех больных, лежащих у купели Силоамской, исцелить! Но Он исцелил только того человека, который попался Ему на пути и который вступил с Ним во взаимодействие. Или, например, всех слепых в Израиле мог бы исцелить, но Он никого не исцелил, кроме слепого Вартимея, который при пути сидел, и когда услышал, что Христос мимо идет, начал к Нему взывать.

    Вот это взаимодействие личности с личностью принципиально в христианской жизни. Когда мы его убегаем и не замечаем этого отсутствия взаимодействия, мы, тем самым, как мне кажется, убегаем от исполнения заповедей Христовых о любви. Потому что любовь выражается в общении личности с личностью. Почему так происходит? Потому что Бог – тоже Личность. И наше проявление любви имеет целью научиться любить Бога, потому что невозможно научиться любить Бога теоретически. Его можно научиться любить только через любовь к ближнему. И эта любовь проявляется в личном взаимодействии с личным ближним, личностью. Поэтому нам с вами приходится придумывать средства, как в современном мире эти простейшие заповеди Спасителя исполнить. Потому что грядут времена, когда никто уже не сможет ничего исполнить. И люди будут спасаться только призыванием имени Божия.

    Но мы можем эти времена чуть-чуть в нашей жизни оттянуть и научить наших детей, что значит: подать стакан воды и что значит: приготовить пищу. И самый распространенный грех против наших детей  - это когда мы детям раньше срока даем пользоваться этими «благами» цивилизации: когда мы для своего комфорта, вместо того, чтобы ребенку почитать книжку, ставим ему мультик, например. Я говорю о маленьких детях: 2-3-4 года. То есть, вместо того, чтобы вступить нам во взаимодействие с ребенком (нам это не удобно, не комфортно), мы от него отрешаемся. Мы уже в самом детстве, когда у него складывается базовое доверие к миру и другие ценностные ориентиры, которые будут его сопровождать всю жизнь, в этот момент сами своим детям вкладываем те вещи, которые, неизвестно какие последствия иметь будут. По Японии видно, какие последствия ждут людей, которые с детства впитали отчуждённость: ты – не нужен, вот, гаджет – твой друг, там ты найдешь себе успокоение, утеху. Эти люди уже не знают, что такое «любовь» - любовь Божия, любовь Христова. Катастрофически сложно таким людям будет прийти в Церковь Божию, научиться каяться, научиться таким простым вещам, как подать стакан воды. Может быть нам, своим родителям, они стакан воды уже не подадут… Не потому что они – плохие, а потому что мы сами «отчуждили» их своим поведением через вот эти игрушки, которые, на самом деле, совсем не игрушки.

    Очень важно и то, с чего мы сами черпаем нашу информацию. Одно дело – почитать ребенку книжку. И тогда ребенок понимает, что через книжку можно брать информацию. А другое дело – когда мы нашему ребенку читаем сказку через гаджет. У него интереса к книжке тогда и не появится. Он умрет, не зародившись. Одно дело – когда ребенок в детстве читал книжки, а в подростковом возрасте уже увлекся гаджетом. Но у него уже есть, с чем сравнивать. Он уже может «взвесить на весах», что такое «хорошо», а что такое «плохо». А когда у него такого опыта в детстве не было, он уже, к сожалению, ничего взвесить не сможет, и я уже не знаю, как таким детям можно помочь.

    Поэтому в эту неделю, помимо того, что нужно стремиться напоить, накормить, приютить, себя приучать к этому и детей наших тоже потихонечку возвращать в нормальное человеческое состояние. Потому что Христос – Человек. Христос пришел, воплотился в человеческий образ. Не в образ гуманоида, не в образ киборга, не в образ компьютера, а в образ человека – настоящего Человека, которого создавал Бог. И всем нам нужно вспомнить, что мы – люди. И все такие обычные человеческие вещи научиться вспомнить, как их делать.

    Спаси Господи!

    все праздники

Расписание богослужений

29 МАРТ ПЯТНИЦА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия Преждеосвященных Даров.
18:00 Великое Повечерие, Утреня, 1-й час.
30 МАРТ СУББОТА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия. Панихида.
17:00 Всенощное бдение.
[Далее]