• Творчество прихожан
  • Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 29-ю по Пятидесятнице. 27.12.2020

    27/12/2020
    Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 29-ю по Пятидесятнице. 27.12.2020

    Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

    Сегодня мы с вами слышали притчу, которую сказал и нам с вами Господь - о званных на вечерю, которую уготовал некий человек для своих друзей. Когда он послал раба своего пригласить их на это торжество, угатованное для них, они начали все отрицатися: «имей мя отреченна». Слова сии принес раб господину от его друзей, и исполнилось сердце его скорби, ибо много он этим людям помогал, многое было им дано.

    И мы понимаем, что под этими «званными» имеется в виду народ еврейский, водимый Самим Богом, видевший множество милости от Господа, знающий о Боге гораздо более, нежели другие народы. И не случайно их понимание того, что достойными являются только они, поскольку только у них сохраняется память о Боге, о Его присутствии в мире, а все остальные народы – хромые, косые, убогие. Это во многом соответствовало духовному состоянию мира, ибо действительно люди, которые не знали о Боге, имели иной строй-порядок жизни своей, ходили и жили по страстям и похотям сердца своего. И когда господин услышал слова «имей мя отреченна» от тех, кто были ему дороги и близки, он дает послушание рабу своему: приведи ко мне этих убогих, хромых, больных, да наполнится дом мой. Он созывает на вечерю свою тех, кто казались для званных недостойными.

    Господь открывает для нас сегодня некую тайну в этой исторической духовной перспективе – Он говорит слова: «много званых, но мало избранных». Господь призывает всех. Господь открывает множество сокровенных тайн людям, и Сам говорит, что солнце светит на всех – и на добрых, и на злых. Но это призвание каждого человека к Богу совершается в его жизни через те или иные обстоятельства, с которыми сталкивается этот человек. Господь всегда желает напомнить человеку о своем присутствии в этом мире, чтобы он обратился к Нему. Но быть избранным зависит от самого человека, от того, как он отвечает на призыв Божий, какая его воля, к чему она привязана в тот или иной момент. Позвал тебя Господь – но ты занят своими страстями, земными трудами, земными заботами и не хочешь оставить все свои заботы, ответить Господу и пойти во след Его. Земное более привязывает сердце человеческое, нежели духовное.

    И сегодня Господь нам вновь напоминает о том, что жизнь наша должна строиться совершенно иначе. Сегодня мы вспоминаем святых праотец, которые жили на земле теми же земными заботами, устремлениями человеческими, желаниями и скорбями. Но что отличало их от многих людей, которые их окружали в те далекие от нас века? Они чувствовали присутствие Бога в их жизни.

    У человека кроме земных измерений, желаний, потребностей, которыми он живет, есть еще самая главная потребность - духовное измерение его жизни. Человек никогда не успокоится сердцем, сколько бы ни обладал он властью, возможностями земными. Не это приносит сердцу человеческому радость и счастье. Как слышим мы на отпевании: все это человек оставит здесь. Где богатство, где слава человеческая? Никому это на самом деле не нужно, ибо сердце человеческое при всех этих возможностях остается исполненным страданиями и скорбями, лишенным мира и покоя, бесконечно исполненным страхом за потерю тех возможностей, которые у него есть. Желает человек не утерять богатство, не утерять власть свою. Человек боится, чтобы его не забыли - творит непотребное только для того, чтобы его показали, не забыли.

    Но никогда человек не найдет для себя здесь того, чего он ищет более всего в своей жизни. Он не найдет счастья, не найдет мира и покоя, которых так желает сердце его. Сердце принадлежит не этому миру, а вечности. И оно  чувствует присутствие Бога в нашей жизни. От нас только зависит дать ему волю, возможность подсказывать нам, как действовать, как поступать. Либо мы начинаем уговаривать самих себя, чтобы ходить по тем желаниям страстей, которые так или иначе раскрываются и приобретаются в нашей земной жизни.

    Сегодня нам Господь напоминает, что наше спасение – это дело, которое мы должны совершать здесь на земле вместе с Богом. Бог спасает нас, но не без нас. Ибо от нас требуется добрая воля. Господь призывает нас на пир, желает дать нам благодатную помощь и силу, вернуть в наши сердца ту радость, которая утрачивается человеком в погоне за земными радостями и удовольствиями. Это мятущееся сердце обретает покой и мир, когда оно вновь вспоминает о Боге, когда оно возвращается к тому, что сродно ему, а не к тому, что бывает противно, мучает человека, лишает его какого-то внутреннего покоя.

    У нас достаточно обстоятельств в нашей жизни, когда Господь не дает забыть о присутствии Его в этом мире. Но как мы отвечаем на это призыв Божий – зависит от каждого из нас. И сегодня в Евангелии мы слышали слова «имей мя отреченна», а с другой стороны, видели убогих, немощных людей, которые все-таки последовали приглашению на пир господина и сподобились величайшего утешения. Они забыли о своем убожестве, ничтожестве и насладились величайшей радости. Точно так же происходит и с нами, когда мы встречаемся со Христом, находим Христа в своей жизни. О своем убожестве мы знаем, но когда человек предчувствует присутствие благодати Божией в жизни своей, то все меняется, и выстраивается иной строй-порядок жизни. Вдруг для человека открывается иная жизнь, иные перспективы. И в свете той радости, которая возвращается на сердце человеческое, все остальное, земное становится ничтожным и незначащим. И, всего-то на всего, Господь ждет от нас только одного: нашей доброй воли, первого шага навстречу Ему. При любых обстоятельствах, с которыми мы сталкиваемся в нашей жизни: сказал ли кто-то что-то нам, увидели ли что-то мы, вместо того, чтобы остановится и подумать, нужно ли нам это, значимо ли это для нашего спасения, мы порой устремляемся к этим предложениям мира сего, забывая о том, что мы в сердце своем говорим Богу: «имей мя отреченна». Вместо того чтобы остановиться прежде, чем что-то сказать, и сотворить молитву, почитать Священное Писание и просто поразмыслить о том, что прочитал, вместо этого человек устремляется в иные миры и теряет присутствие Бога в своей жизни, уходит на страну далече.

    Это величайшая потеря для человека. Он теряется для Бога. Но это выбор каждого из нас. Господь сегодня нам вновь и вновь говорит о том, что каждый из нас делает этот выбор. Господь никого не заставляет, не принуждает. Он только зовет, приоткрывает, какой величайшей радости может быть исполнено сердце человеческое. Все остальное Господь оставляет на нашу волю.

    Посему и исполняется во все времена: «много званных, мало избранных». И как еврейский народ был избран, но лишь небольшая часть смогла последовать за Христом, смогла принять Его, увидеть в Нем Сына Божия – того, о ком возвещает Господь, точно так же и до ныне во всем мире зовет всех Господь. Все знают, все предупреждены, ни один человек не может сказать, что он не знает, что такое грех, что такое порок. Но если ты не хочешь обратиться к Священному Писанию, то хотя бы послушай совесть свою. Все услышишь, узнаешь, внутри себя найдешь ответ. И Господь ждет, что наши поступки будут определяться этой нашей обращенностью к самим себе. На любое предложение извне мы найдем внутри себя точный ответ: как мы должны поступить.

    И трагедия, которая разыгрывается во все времена, связана с тем, что человек хочет найти мир, покой и выстроить это вне самого себя. Но Господь и сегодня, и постоянно напоминает, что сокровище наше внутрь нас находится. Выстроишь мир и покой внутри сердца своего – и все остальное будет видеться совершенно иначе. Ни при каких обстоятельствах, ни при какой власти, ни при каких деньгах человек не сможет вовне себя выстроить жизни, которую получает со Христом в сердце своем. И мы знаем, что люди, достигшие радости со Христом, отказывались от тех возможностей и благ, которые предлагал мир сей, от тех соблазнов, которыми мир пытался увести человека на сторону далече.

    Сегодня хотелось бы напомнить, прежде всего – самому себе, и каждому из вас, что дело спасения – это дело нашей доброй воли. Только и всего! А укрепить свою добрую волю мы можем всегда, обратившись к своей совести. Послушай ее – и она тебе подскажет. Если ты в какой-то момент смущаешься и запутался – остановись, сотвори молитву и послушай, что скажет тебе твоя совесть. И поступи так. Тогда никогда не ошибешься и не утратишь спасительный путь, который ведет всех нас на этот величайший пир радости, который уготован Господом для тех, кто любит Его.

    Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

    все праздники

Расписание богослужений

14 Сентября суббота
08:30 Исповедь, Часы, Литургия.
17:00 Всенощное бдение.
15 Сентября воскресенье
08:30 Исповедь, Часы, Литургия.
[Далее]