• Творчество прихожан
  • Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Иерей Андрей Якубов. Проповедь 28.11.2020

    28/11/2020
    Иерей Андрей Якубов. Проповедь 28.11.2020

    Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

    Сегодня, в день памяти мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива, хорошо бы вспомнить Апостольское чтение, которое сейчас читали: «нѣ́сть на́ша бра́нь къ {проти́ву} кро́ви и пло́ти, но къ нача́ломъ, и ко власте́мъ [и] къ мiродержи́телемъ тмы́ вѣ́ка сего́».

    Нам порой кажется, что мученики сражались против императоров, против гонителей святой Христовой веры. Нам порой кажется, что нас в этой жизни тоже утесняют, родственники наши ближайшие где-то оскорбляют или не дают нам исполнять заповеди любви Божией. Вот эти все представления как раз возникают из дьявольского обмана, потому что духи лукавые всегда пытаются скрыться за людьми, скрыться за обстоятельствами, которые нас окружают, чтобы мы их не заметили и стали материалистами. Кто такой материалист? Материалист – это человек, который, подобно Дон Кихоту, борется с ветряными мельницами, то есть с какими-то змеями и великанами, которых, на самом деле, не существует. То есть дьявол пытается наш ум, наше внимание сосредоточить на вот этой плоти, которая у нас есть, на плотских вещах, которые нас окружают, и вот этими мыслями отвлечь наше внимание от Бога, от духовной борьбы. Отвлекает нас новостями разными, разными громадными событиями. Если посмотреть на историю внимательно, то нам порою кажется, что все зависит от этих больших событий, как война, или экономический кризис, или какой президент будет у той или другой страны, или какое правительство, какой курс рубля или доллара. Нам кажется, что такие большие события – это важно, что это действительно то, от чего зависит судьба мира, моя судьба, в частности. Потому что, прежде всего, мы переживаем за себя, за своих близких.

    Если мы принимаем этот помысл, то это будет уже первая победа дьявола над нами. Потому что надо понимать, что вся жизнь мировой цивилизации зависит от святых, то есть от нас – от христиан. То есть Господь управляет миром сообразно тому, как живут христиане. Если христианам нужно вразумление, то посылаются революции, посылаются войны. Если есть возможность жить в благоденствии христианам и сохранять веру, то посылается благоденствие. То есть в соответствии с сердцем каждого из нас Господь выстраивает судьбы мировой истории, а не наоборот. Не судьбы мировой истории влияют на нашу судьбу, а наша судьба влияет на судьбу этого мира.

    Мученики этому доказательство и свидетельство, потому что они не боялись никаких мировых сил. Они не боялись императору сказать правду в глаза не потому, что они были дерзкими, а потому, что они понимали истинное положение вещей – как Господь управляет этим миром. И не боялись умереть не потому, что они были более бесстрашными, чем мы, более мужественными, а потому, что они были осведомлены о том, что в нашей жизни происходит. Ведь если понимать самую главную ценность жизни как саму жизнь, тогда человек превращается в трусливого раба – раба дьявола. Об этом говорится в Апостольском чтении, которое читается на освящении воды у нас в храме: «И избавит сих, елицы страхом смерти чрез все житие повинни беша работе», - были подчинены рабству дьяволу через страх смерти. Почему так происходит? Потому что Господь говорит, нет большей любви, когда душу свою кто отдаст за друзей своих. Если ты боишься за свою жизнь, то ты никогда жизнью своею не пожертвуешь. Ни жизнью не пожертвуешь, ни какими-то материальными удобствами ради ближнего не пожертвуешь, потому что ты боишься за свою шкуру, и тебе заповедь Христова будет чужда. И таким образом дьявол берет над нами власть.

    Освободиться от этой власти дьявола можно только одним способом: понимая, разумея, как, на самом деле, обстоят дела в этом мире. Главная ценность христианина – это не жизнь. Главная ценность христианина – это вера в Бога и соединение с Богом. То есть эту веру нельзя предать, и из этого следует, что самая главная опасность для христианина – это не болезнь, не экономический кризис, не война. Самая главная опасность – это грех. Грех – это то, что отсоединяет нас от Бога, отключает нас от вечной жизни. Христианин живет не жизнью этого века. Мы уже мертвые! Апостол говорит, что мы умерли со Христом. Что трупу можно сделать? Он ни болезней не боится, ни кризисов, ни того, что есть нечего будет. Ему ничего нельзя уже сделать. Мы тоже должны почитать себя мертвыми со Христом, но живыми для Бога, живыми для вечной жизни. Наша жизнь сокрыта со Христом. Наша жизнь – на Небесах. Наша жизнь не телесная. Если человек начинает увлекаться жизнью телесной, то он превращается в умное животное, у которого потребности: поесть, поспать, развлечься, на море съездить. Все желания – чисто телесные.

    А человек, который действительно христианин, у него жизнь сокрыта со Христом. Он думает о том, как угодить Богу всеми своими делами. Как через пищу угодить Богу? Как через какие-то обстоятельства, которые нас окружают, угодить Богу? Потому что Богу, на самом деле, можно угодить очень многими способами. Например, если у тебя голова болит, то ты можешь сказать: «Господи! Я потерплю ради Тебя!» - такой пример святитель Иоанн Златоуст приводил. И тогда твоя головная боль будет уже терпением ради Христа. Мы уже уподобляемся мученикам, потому что что-то терпим ради Христа. Хотя, казалось бы, эти вещи никак со Христом не связанные, а просто наши какие-то обстоятельства земные.

    Так абсолютно все можно делать – ради Христа. Мужа, жену кормить ради Христа, с любовью это делать. Когда в храме мы что-то делаем друг для друга – это мы тоже делаем ради Христа. Трудимся ради Христа. И тогда наша жизнь действительно будет со Христом. Там – наше упование, наша надежда. И терпеть – тоже ради Христа. Немощи наших близких терпеть ради Христа. Понимать, что этим терпением ты соединяешься со Христом, а не просто выполняешь закон. Христос пришел не для того, чтобы дать закон, чтобы мы с вами стали жесткими законниками, делали это без любви. Но Христос пришел для того, чтобы человек научился любить Бога. Он показал образ этой любви, пострадав за нас с вами на Кресте.

    Действительно, через понимание того, что такое жизнь со Христом в Боге, мы научаемся бороться с властями тьмы века сего и уподобляемся мученикам. И с их помощью сможем получить правильное представление об этом мире, который нас окружает, и действительно быть христианами беспечальными, умершими для стихий этого мира, и живыми в вечной жизни с Господом нашим Иисусом Христом.

    все праздники

Расписание богослужений

22 Мая среда
08:30 Исповедь, Часы, Литургия.
23 Мая четверг
17:00 Всенощное бдение.
[Далее]