• Творчество прихожан
  • Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 5ую Великого поста. Преподобной Марии Египетской. 05.04.2020

    05/04/2020
    Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 5ую Великого поста. Преподобной Марии Египетской. 05.04.2020

    Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

    Сегодня мы с вами, братия и сестры, слышали два Евангельских чтения, которые положены в пятую Неделю Великого поста: чтение Недели и чтение в память преподобной Марии Египтяныни. Мы слышали в Евангельском чтении Недели сегодняшней, как Господь указывает ученикам, и нам с вами, на тот строй-порядок жизни, который должен утверждаться между нами в Церкви. Господь говорит о том, что нет и не может быть власти, которую бы употреблял человек над другим человеком, презирая любовь, милосердие и заботу. Так происходит в том мире, который окружает нас. Господь указывает и говорит, что средством, которым управляют желающие восхитить власть в этом мире над другими людьми, является страх, сила. Но не будет так среди вас! - говорит Господь. Больший да будет слугой всем! Будут забота и послушание друг другу, которые столь необходимы для того, чтобы устроить благодатный строй-порядок нашей церковной жизни.

    Если бы сие было между нами, если бы действовали любовь, забота, внимание, послушание, то какой бы удивительный мир нас окружал! Иначе была бы выстроена жизнь! И мы даже, наверное, не можем представить, каков бы мог быть тот мир земной, если бы люди жили и следовали по заветам Христовым. Не можем себе этого представить, потому что видим, сколь тяжело людям дается даже небольшое исполнение тех заповедей, которые дает Господь. Как трудно оказывается людям преодолеть привязанность ко греху и следовать по пути добродетелей. Грех легко входит в жизнь человека. Грех легко подчиняется и легко дается падшему человеку, легко человек идет по такому пути. Грех только сверху сладок, но внутри же горек. Вновь и вновь человек вкушает горечь греха, обманываясь сладостью внешней, которой помазан этот грех.

    Но иной строй-порядок нам возвещает Господь: путь добродетели, по которому должен пойти человек, который желает следовать за Христом. Добродетель не легко дается человеку, в отличие от греха и порока, на котором все понятно и легко падшему человеку. А вот путь добродетели… Как это «прощать», как это выстроить в своей жизни то, чтобы словом своим никого не задеть, чтобы никого не смутить, не вызвать в другом человеке возмущения и оставить совесть его в покое своими поступками и делами?

    Для того чтобы начать путь добродетели, мы, прежде всего, должны уклониться от пути греха. «Уклонись от зла и сотвори благо». И вот это уклонение от греха человеку дается очень и очень непросто, о чем каждый знает в сердце своем. Ибо привычки, которые выстроились в жизни, уже стали некой колеей, из которой очень трудно выбраться, чтобы пойти по пути добродетели, обрести тот строй-порядок жизни, к которому нас призывает Господ, чтобы мы жили во Христе по тем заповедям, которые нам возвещает Господь.

    Что же более всего нам мешает, чтобы выстроить путь во Христе? С чего мы должны начать? Мы должны разобраться со своими мыслями, которые нам более всего мешают на этом пути следования добродетели. Мысли, которые уводят нас на сторону далече. Мысли, которые рождаются в голове человеческой, бесконечные фантазии и представления, которыми начинает жить человек, лишаясь истинной жизни, настоящей полноты радости, которую Господь желает дать человеку.

    Сегодня мы празднуем память преподобной Марии Египетской. Мы слышали ее житие, уже не единожды, бывая на службе, которая именуется Стоянием преподобной Марии Египетской. Знаем, от какой бездны греха она взошла к жизни ангельской. Все это стало возможным потому, что она не утратила жара любви в своем сердце. Не растратила его на пустые фантазии, которые могли бы сделать ее сердце пустым. Несмотря на всю бездну греха, в которую она была погружена, сердце ее было совершенно иным – сердцем, способным принимать решения и следовать этим решениям на том пути, по которому она пошла. Однажды поняв тот путь, который ведет ее ко Христу и к Богу, она больше уже не изменяла Небесному Жениху. Она жила этой полнотой жизни, борьбы духовной, которую вела сама с собой и с духами злобы поднебесной. И мы, читая ее житие, видим, что преподобная не искушалась сладостью пищи, которая её как бы преследовала, не искушалась теми песнями, которые приходили ей на ум. Она искушалась мечтаниями, мыслями о пище, воспоминаниями о той блудной жизни, которыми враг пытался вновь ее склонить и вернуть ее на те пути, когда она была в рабстве у него.

    И сегодня, когда мы слышим слова Господа о том, как нам надо выстраивать нашу жизнь – жизнь в Церкви – мы должны обратиться к этой особой сфере нашей жизни – жизни нашего ума. Где он блуждает? Способен ли он сосредоточиться на молитве? Являемся мы его хозяевами или у него иной хозяин, который водит его по всем пределам мира сего? Не скорби, не болезни, не какие-то утеснения, не немощи нас смущают или доставляют нам трудности. Это делают мысли, через которые рождаются всякого рода страхования, разрушающие душу человеческую. Страх болезни, страх смерти через мысли приходят в нашу жизнь, делают нас неспособными делать какие-то поступки важные, значимые, прежде всего, по отношению к Богу и по отношению к людям.

    Страх разделяет людей, не дает возможности проявить те любовь и заботу, о которых говорит нам Господь. И все это происходит, прежде всего, в нашем уме. Через ум человек набирается этих представлений, понятий, с помощью которых уже легко манипулировать рассудком человеческим. Порой человек сам не понимает, почему он совершает те или иные поступки. Он становится легкой игрушкой в тех или иных обстоятельствах, с которыми он сталкивается в земной жизни.

    Да не так будет посреди нас! Будем помнить о том, что Господь заповедует нам иной строй-порядок жизни, где действует не страх, не какие-то переживания и смущения, но действует любовь и забота о другом человеке. Мы не должны простираться за те пределы, за те горизонты, которые нам не доступны. Мы не знаем завтрашний день. Он от нас сокрыт, и это – дело Божие. Но нам дает Господь день сегодняшний. И чем мы наполним его? Вновь будем погружаться в эти всякого рода мысли, мечтания и фантазии? Или просто исполнять то, что должны делать: служить и заботиться о другом человеке? Являть любовь к нему,  а не искать свои пути для самоутверждения, для эгоизма, которые так легко возрастают в сердце человеческом.

    Это тот крест, на который мы должны взойти. Самость свою мы должны уничтожить сами в себе, своими руками. Дается это человеку не легко, потому что та мысленная сфера, которая нас окружает, которая усиливается многократно через современные средства, она дает человеку те трудности, какие-то иные кажущиеся пределы и горизонты. Но все это – ложь и обман! Все это – коварство, которым мир пытается уловить душу и сердце человеческое.

    Как сейчас стала для нас особо ценной эта возможность быть в храме! Как для нас стала ценной возможность вновь и вновь пережить радость единства жизни за Божественной Литургией! Посему только благодарность должна жить в нашем сердце. И должны мы благодарить Бога за тот день, который Он нам подарил. Дал нам возможность жить в этот день.

    Но жизнь эта должна быть по Богу и по Христу, а не по тем каким-то нашим представлениям, фантазиям. Ведь самое большое счастье – это то, что мы сегодня служим Божественную Литургию. И за это мы должны благодарить Господа. Когда-то мы с вами совершали Чин прощения перед Великим постом. Тогда не было той глубины понимания того, что будет. Ведь сейчас даже не все уже могут прийти в храм… И как нам тогда казалось, что мы будем часто встречаться, видеться. Но ведь видите, как все теперь не так! И надо дорожить тем временем, которое нам дает Господь. И наполнять его той полнотой жизни служения друг другу через любовь и заботу, утверждая тот строй-порядок жизни, о котором нам сегодня возвещает Господь.

    Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

    все праздники

Расписание богослужений

19 APRIL FRIDAY
08:30 Исповедь, Часы, Изобразительны, Литургия Преждеосвященных Даров.
18:00 Малое Повечерие, Утреня с чтением акафиста Пресвятой Богородице.
20 APRIL SATURDAY
08:30 Исповедь, Часы, Литургия.
17:00 Всенощное бдение.
[Далее]