• Творчество прихожан
  • Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  •  Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 4-ю Великого Поста. Прп. Иоанна Лествичника. 29.03.2020

    29/03/2020
    Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 4-ю Великого Поста. Прп. Иоанна Лествичника. 29.03.2020

    Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

    Сегодня мы с вами слышали Евангельское чтение, положенное в четвертую Неделю Великого поста. Оно повествует нам о том, как Господь исцелил отрока по просьбе его отца. Отрока, которого не могли исцелить апостолы. И вот, отец, в последней своей надежде, обращается ко Христу с просьбой об исцелении. Но перед этим мы слышали слова Господа, обращенные ко всем, кто в тот момент был рядом с Ним, и обращенные к сегодняшнему дню. Слова эти звучат так: «о, ро́де невѣ́ренъ, доко́лѣ въ ва́съ бу́ду?»

    Господь указывает на что-то очень важное и значимое, ведь не сказал бы Господь таких прямых слов, обращаясь к окружающим Его людям, если бы в том не было нужды. И мы видим, как раскрывается дальше содержание, смысл сказанного Господом в словах отца, который обращается с просьбой об исцелении его отрока. Он говорит, обращаясь ко Христу: «но а́ще что́ мо́жеши, помози́ на́мъ». Сколько было чудес, совершенных Господом! Сколько было удивительных событий, которые происходили, свидетелями которых были многие люди и о которых слышал этот человек! Мы видели других, приступавших к Господу, обращавшихся к Нему за исцелением. Видели то дерзновение, с которым они приступали ко Христу. «Господи, да прозрю!» «Иисусе, сыне Давидов, помилуй мя!» Неотступность молитвы, твердость внутренней веры, что Господь может совершить то, о чем просит этот человек. Но сегодня мы слышали другие слова: «если можешь, помози нам». В этих словах Господь видит маленький росточек веры, колеблющийся и не готовый еще сполна довериться Богу. Господь не оставляет без внимания и это малое, что есть на сердце человеческом. Он говорит этому человеку: «е́же а́ще что́ мо́жеши вѣ́ровати, вся́ возмо́жна вѣ́рующему» и помогает ему преодолеть это свое маловерие, которое он пока несет в своем сердце, чтобы открылось великое и стало доступно для него.

    Ведь мы слышали сегодня о том, как отец говорит Господу, что и апостолы не могли отрока исцелить. И раскрывается перед нами то, что и в сердцах апостолов уже поселяется маловерие, потому что в тот момент, когда они пытались и не смогли исцелить отрока, не было рядом с ними Господа.

    Маловерие отца вылилось в слова, обращенные к Господу. Среди окружающих Господа людей были фарисеи и книжники, которые наблюдали не только за Ним, но и за Его апостолами, совершавшими повеленное им от Господа. Они тоже многие чудеса совершали по слову Его. Но среди этого маловерия, когда не было Христа, утвердившегося в сердцах людей, не могли они совершить это чудо - исцелить отрока. И лишь со Христом невозможное действительно стало возможным.

    Господь нам сегодня говорит, что основой всей нашей жизни духовной является вера. По вере для человека нет невозможного. Господь говорит, что по вере человек и горы может переставить. Но в этом нет никакой нужды для тех, кто это умеет. Главной «горой», которую должен переставить человек веры, является его собственное сердце. Отвалить камни от двери сердца своего – это задача посложнее, нежели переставлять горы. Самым трудным противником для человека является он сам для себя.

    И сегодня мы слышали, как Господь, исцелив отрока, говорит удивительные слова о том, что исцеление – это освобождение от духов злобы поднебесной. Господь имеет над ними власть и показывает, что все немощи, трудности, с которыми человек сталкивается в жизни – это его одержимость, привязанность к миру видимым образом, а невидимым образом – привязанность к этим духам злобы поднебесной.

    Господь, исцеляя отрока, говорит духу: «изы́ди изъ него́ и ктому́ не вни́ди въ него́». Что это значит? Для нас это значит, что, получив исцеление через таинства церковные, через полноту нашей жизни, через то послабление, которое нам дает Господь, мы должны осознавать, что это еще не все. Радуясь, что нам дал Господь внутреннюю свободу от прилогов вражиих, мы не должны забывать, что если вышел дух, то освободился дом, человек привел в порядок дом свой, очистил его, а дух, видя, что дом приведен в порядок, идет и приглашает с собой еще семь духов, злейших себя. И бывает для человека это горше, чем было ему ранее. Мучают эти бесы человека, если он продолжает невнимательную жизнь. Что толку исцелять больного, назначать ему лекарства, если он не хочет быть здоров, если он не исполняет то, что положено, назначено?

    Господь нам сегодня указывает и говорит, что строй-порядок нашей жизни должен быть утвержден в глубинах нашего сердца и в той вере, которую мы должны находить по отношению к Богу, а не по отношению к этим внешним событиям мира, которые нас смущают, которых без меры в этом мире. В другом Евангелии (от Матфея), описывающем это событие, показывается, что действующий в этом мире враг лукавый хочет спрятаться за события этого мира - отрок сей терпел болезни в новолуние. Но луна здесь ни при чем, она – только прикрытие для того, чтобы бес мог действовать неузнаваемым среди людей. И вот это демоническое действие в этом мире всегда идет под прикрытием внешних событий, которым люди придают большее значение, чем тому духовному измерению, которое стоит за ними. Враг больше всего боится, что он будет раскрыт и явлен. Тогда теряет он свою силу, и человек понимает, кто перед ним и как ему должно поступать. И молитва тогда приходит на сердце человеку, приходит и покаяние. Об этом мы не должны забывать среди всех событий, с которыми мы сталкиваемся в мире.

    Мы должны помнить, что действует здесь сила вражия. И действует она под прикрытием всякого рода обстоятельств, которые смущают сердце человеческое, которые страшат людей, лишают их силы жить, наполняют их ум переживаниями, ненужными и недолжными. И теряется в нашей жизни самое главное – теряется молитва. Мы забываем о том, что реально происходит в этом мире. Мы предаемся этим переживаниям, отдаемся на стихии житейского моря. Но из сердца уходит тишина молитвенная. И тогда враг действительно имеет силу над людьми.

    Мы знаем, как принимали любое событие наши святые предки: «грех ради наших». Первым движением сердечным было покаяние, потому что они понимали, что нарушили строй-порядок жизни и в сердце своем, и в окружающем мире через преумножение того зла, которое разливается в мире. Из покаяния рождалась особая, теплая, порой, и слезная молитва, обращенная к Богу. Не упование и надежда «на князи, на сыны человеческия», но полное доверие, отдание всей своей жизни в руце Божии. Господь никогда никого еще не оставлял без Своей помощи и внимания.

    Покаяние рождается в сердцах людей, когда они обращаются к своему сердцу, понимая ту непосильную задачу, которую они должны совершить – победить самих себя в тех обстоятельствам мира, которые смущают сердце человеческое. Покаяние – эта действенная сила, из которой рождается смирение. Ценность покаяния – не в наших переживаниях, не в нашем многословии, а в рождающемся из него смирении. В этом смысл всей нашей духовной жизни. И преподобный Иоанн Лествичник, память которого мы сегодня совершаем, говорит, обращаясь и к нам с вами: многие спаслись без пророчеств и озарений, без знамений и чудес, но никто не достиг Небесного чертога без смирения. Смирение предваряет в нашей жизни доброделание. Как грех гордости предваряет всякий грех, который рождается в сердце человеческом и претворяется в эту жизнь, точно так же и смирение – начало всякой добродетели. И без смирения добродетели не рождаются или только внешним образом выглядят как добродетели, а по содержанию своему являются противоположным. Ибо порой в этих добродетелях появляется тщеславие. Тщеславие – это предатель, который живет в сердце человеческом. И человек творит добродетели, но открывает дверь лукавому. И входит туда гордость, самомнение и прочие страсти, которые лишают человека мира и покоя.

    Как восход солнечный предваряет заря, точно так же смирение предваряется кротостью, которая рождается в сердце человеческом. Преподобный Иоанн Лествичник сегодня также напоминает, что ум у кроткого человека всегда находится в одном состоянии: он и в чести, и в бесчестии всегда спокоен и не изменяет своего состояния.

    Сегодня мы с вами, совершая уже Неделю 4-ю Великого поста, пройдя уже большую его часть, должны задуматься, чем мы были заняты в эти дни. Молитва, пост были для нас главным содержанием нашей жизни? Или нечто иное наполнило нашу жизнь, захватив, в том числе, и нашу духовную жизнь? Чем мы жили четыре недели Великого поста - в эти дни, спасительные для нашей жизни, дни милости, которую Господь являет над нами, давая пережить эти особые дни Великого поста, наполненные молитвой, богослужениями?

    Вступая в следующую седмицу Великого поста, мы понимаем, что строй-порядок жизни предстоящего времени уже совсем иной. На следующей седмице у нас уже Стояние преподобной Марии Египетской, Суббота Акафиста. Уже многое ушло из дней Великого поста… Преподобный Иоанн Лествичник говорит о том, что человек тот день своей жизни, в который не оплакивал свои грехи, должен считать потерянным. Даже если в этот день он совершил какие-то добродетели. Посему нельзя отвлекаться от своего внутреннего человека, от своего собственного сердца на какие-то внешние «новомесячия», за которыми прячется бес, делая свои дела. Мы должны жить с Богом, а не с теми событиями, которые разрушают самое главное в нашей жизни – разрушают веру и молитву. И делают нас подобными апостолам и человеку сегодняшнего дня – бесплодными в тех делах, которые мы хотели бы совершить. Хотели бы освободить свое сердце из этого плена, сделать свое сердце не каменным, а подобным воску, где бы запечатлевалось каждое слово Божие. Чтобы оно было теплым, а не холодным, каменным.

    Мне желается в эти дни, прежде всего – самому себе, и каждому из нас, взойдя на высоту 4-ой седмицы Великого поста, взирая на прошедшие дня: мы должны посмотреть на будущие дни Великого поста и вернуть себя в нормальное, здоровое духовное состояние, которое должно быть на сердце человека, желающего быть с Богом, а не растекается по стихиям и событиям мира сего. Желается всем благоразумия на оставшиеся дни Великого поста и помнить, что это невосполнимая потеря в нашей жизни - каждый день Великого поста без покаяния, без молитвы, без богослужения.

    Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

    все праздники

Расписание богослужений

28 МАРТ ЧЕТВЕРГ
17:00 Великое Повечерие, Утреня, 1-й час.
29 МАРТ ПЯТНИЦА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия Преждеосвященных Даров.
18:00 Великое Повечерие, Утреня, 1-й час.
[Далее]