• Творчество прихожан
  • Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Протоиерей Андрей Речицкий. Слово на Чине прощения. 14.03.2021

    14/03/2021
    Протоиерей Андрей Речицкий. Слово на Чине прощения. 14.03.2021

    Сейчас мы отслужили Вечерню, которая совершается великопостным чином. Совершив поклонение с молитвой преподобного Ефрема Сирина, мы вновь напоминаем себе о благословенных грядущих днях Великого поста, которые позволяют нам прикоснуться к глубине жизни своего сердца. Все, что нам посылает в нашей жизни Господь – все это только для того, чтобы мы смогли потрудиться над целиной своего сердца и избавиться от сорняков. Если земля нашего сердца как камень, то немножечко потрудиться над состраданием и милосердием, умягчить ее по отношению к другим людям, чтобы она стала плодоносной. Если земля сердечная каменистая, то требуется от сердца нашего проявить тепло, внимание по отношению к близким нам людям, чтобы сердце наше стало мягким, податливым.

    В дни Великого поста, стараясь исполнять свое утреннее и вечернее правило неопустительно, мы всегда помним, что эти молитвы излились из святых сердец. Посему и, читая эти молитвы, внося их в свое сердце, мы соприкасаемся с жизнью святой, жизнью тех сердец, из которых излились эти слова. Если сердце наше будет мягким, податливым, то эти слова молитвы будут напечатлеваться в нем, а не отскакивать от него, оставляя нас бесплодными.

    Если же сердце заросло тернием, суетой земной, которая отвлекает и не дает возможности внимательно отнестись к своей духовной жизни, то дни Великого поста дают нам сугубую возможность поучиться тому, что мы часто слышим за Божественной Литургией, когда поется: «Отложим всякое земное попечение». Чтобы та составляющая нашей жизни, которая не дает нам покоя, уводит на сторону далече, лишает нас возможности правильно осмыслить и оценить, что с нами происходит, эта суета земная не прикрывала от нас самого главного, важного и значимого: умения различать за всеми событиями и поступками действия Бога. Чтобы мы поняли, что если другой человек оказался на нашем пути в силу обстоятельств (нравится он нам или не нравится со своими поступками), то за всем стоит особый Промысел Божий.

    Господь нас ставит в те или иные обстоятельства для того, чтобы мы научились правильно поступать и правильно оценивать события и обстоятельства, которые Он нам посылает. Они просто так не приходят! Ничего случайного в нашей жизни не совершается. Над всем – воля Божия: Господь управляет всеми обстоятельствами. И если мы начинаем бороться с этими обстоятельствами и событиями, то не человек тому виной, а то, что мы сами становимся богоборцами, стараемся уйти от особой воли Божией, которая действует через нас. Хочет Господь нам что-то сказать, чему-то хочет научить, что-то хочет нам открыть, а мы не видим действия Промысла Божия за суетой, за своими мнениями, представлениями, за событиями, которые нас отвлекают. Мы видим самих себя, видим других людей, и несем в сердце своем обиды, досаждаем другим людям, потому что на сердце нет ясного и точного понимания, что за всем этим стоит Господь.

    И если мы просим прощения у других людей, то это нужно делать не по человеческим меркам и понятиям, которые действуют в этом мире. Ведь мы, прежде всего, через другого человека просим прощения у Бога, в том, что мы не принимаем посылаемое нам Господом, нравится оно нам или не нравится. Досаждая другому человеку, мы становимся против воли Божией, не видим Самого Господа. Поэтому, прося прощение друг у друга, мы испрашиваем прощения у Бога и Его благословения, чтобы благодать Божия, которую Он дает любящим Его, не иссякла и в нашем сердце.

    Сердце у человека должно быть плодоносным. И время Великого поста особым образом важно, плодоносно. Что же мы должны вырастить в своем сердце на этой плодородной почве, которую должны созидать? Там должен прорасти Крест Христов, на котором мы должны самораспяться: распять своего внутреннего человека, как говорит апостол, с его страстьми и похотьми. Тогда и происходит таинственное и удивительное в нашей жизни: человек приобретает понимание и откровение особой радости и благословения Божьего, которые дает Господь тем, кто слушается и не отступает от Него. Послушным Господь дает многое.

    Посему этот пост, через послушание Святой Церкви ее уставам и порядку, вводит нас в тот мир, который был нарушен из-за небольшой заповеди о снеди, чем Адам поверг в величайшее бедствие и себя, и потомков своих. И мы возвращаемся в послушание Богу через свой малый подвиг, который каждый из нас будет нести в эти дни Великого поста.

    Много брать на себя не надо! Надо понимать, что силы у каждого не так велики, и духовные, и телесные: особо после того времени, которое мы с вами прошли в этой напасти, так или иначе коснувшейся многих. И здесь вопрос не в том, чтобы принимать на себя великое, а в том, чтобы взятое в меру своих сил пронести до конца, не отступить от того, что нам дается. Святые отцы говорят, что нет цены умеренному правилу, а не каким-то великим устремлениям и подвигам, которые непосильны и неблагоразумны. Святые отцы называют святонеискусным того, кто сначала стремится к чему-то, а потом бросает. Духовная жизнь строится на том, чтобы взявшись однажды, уже никогда от этого не отступать. Главное, чтобы это было с благословением и с благорассуждением, было по силе.

    Господь ждет каждого из нас. Великий пост, в который мы вступаем, это для нас возможность вернуться в Отчий дом. Вернуться, чтобы встретиться с Богом. Некогда сын, вспомнив об отечестве своем, устремился в отчий дом, оставив свиное корыто, из которого он не мог насытиться, ибо не давали ему. Но, вспомнив об Отчем доме, блудный сын сделал шаг навстречу Богу. Посему дни Великого поста важны как шаг, который каждый из нас может сделать навстречу Богу. Без этого ничего не происходит в нашей духовной жизни. Очень важно, чтобы мы понимали, что наш шаг навстречу Богу возможен – мы можем обратиться туда, где действует Бог и слышны слова Его. А без чтения Священного Писания, без погружения в его тексты и, прежде всего, тексты Нового Завета, как мы можем понять, чего от нас желает Господь, что Он хочет сказать? Об этом мы должны рассуждать, ведь слова, которые говорит Господь, обращены к каждому из нас, – к тем, кто стоит в церкви. Господь желает, чтобы мы поняли, что Он хочет нам сказать, чтобы мы изменили свой строй-порядок жизни и смогли войти в радость и полноту жизни, которую Он желает нам дать. Чтобы мы не ходили на сторону далече, а доверились Ему, –  и Господь проведет нас среди всех обстоятельств и искушений земных невредимыми. Если же будем доверять себе, то много бедствий предстоит пережить и преодолеть.

    Первый шаг, который мы должны совершить – это размышление над Священным Писанием, чтобы мы внесли его слова в свое сердце и постарались в меру сил исполнять их в своей жизни духовной. Чтобы эти слова определяли наши поступки по отношению к другим людям. Чтобы не было у нас разной жизни: одна – связана с молитвами, с храмом, а другая находится где-то на стране далече. Чтобы ушла двусмысленность из нашей духовной жизни.

    Точно так же шагом навстречу Богу является наша молитва. Она должна быть неопустительной, должна быть исполнена особого сердечного внимания, чтобы слова молитвы напечатлелись в нашем сердце, над которым мы должны трудиться в дни Великого поста. Через эти слова молитвы потихонечку приоткроется нам удивительный мир жизни во Христе. Без молитвенного делания и устроения тоже не может ничего совершаться в духовной жизни.

    И очень важным шагом навстречу Богу является наше отношение к другим людям, - когда мы видим другого человека как Христа, как образ и подобие Божие. За каждым человеком стоит Господь, который действует в нашей жизни, хочет что-то сказать. И мы должны увидеть эта тайну присутствия Бога через другого человека в нашей жизни и соответственно к этому относиться, чтобы не разрушать, а созидать, не обижаться, а благодарить, превозносить и славословить Бога за Его удивительные тайны, явленные для каждого из нас. Мы же многого еще не знаем. Взрослеем потихонечку, и что-то нам открывается. И потом вспоминая события из детства, из юности, мы видим, как Господь вел каждого из нас, из каких обстоятельств Он нас вывел, уберег. За это мы благодарим Господа и понимаем, что порой это было сделано через других людей, и что Господь действовал порой даже наперекор нашей воле.

    Посему здесь очень важно для нас, чтобы в дни Великого поста мы видели окружающий нас мир не в своих ложных понятиях и представлениях, когда нам все мешает, все жмет, везде все не складывается так, как нам бы хотелось, а иначе: мы должны почувствовать и сказать: «Слава Богу за все! Благодарим Господа за Его неизреченные милости, которые Он являл, являет и будет являть каждому из нас!» Условие только одно: чтобы мы сами не отступали, не отходили на сторону далече, к свиному корыту страстей, переживаний, бесконечных смущений сердечных. Потому что никогда не может человек насытиться в этом состоянии – он все время голоден, все время жаждет. Но там, где Господь, где открывается чистый источник в сердце – там и радость, и утешение, и сладость, и свет, и тепло.



    И этого желает нам Господь. Он не находится где-то вовне. Искать Господа в переживаниях внешних, пытаться облечь в слова присутствие Бога не имеет смысла. Он не вовне, а внутри каждого из нас, в нашем сердце желает поселиться, чтобы оттуда действовать и изменять нашу жизнь. Мы должны предоставить Ему такую возможность: Господь войдет только в чистое сердце и только там может пребывать. «В злохудожную душу не внидет Премудрость». Но только в чистую душу, в чистое сердце входит Господь и меняет жизнь каждого из нас.

    Посему, дни Великого поста – это время величайшей внимательности к тому, как мы живем. Надо присмотреться и убрать, исправить в своей земной жизни то, что не имеет значения для жизни духовной. От пустого, ненужного, вздорного, от всех этих слухов, которыми полнится мир, мы должны уберечь наше сердце. Не для того оно предназначено, чтобы наполнять его страхованиями, переживаниями и заглядываниями за горизонт, который нам не виден. Кто может сказать, что будет завтра? К чему все эти человеческие умопостроения и заключения? Только Господь знает, каким будет завтрашний день. Но он во многом зависит и от нас – от того, как мы проживаем день сегодняшний, какие поступки мы совершаем, и как мы относимся к Богу и к ближнему своему.

    Господь всемогущий и может совершить и невозможное – и в нашей жизни, и в окружающем мире. И мы знаем: мир живет молитвой, мир держится молитвой. Мир может удерживаться на грани пропасти молитвой, может быть, всего нескольких человек. Иоанн Кронштадтский видел Россию, покрытую как бы благодатным дымом, восходящим от церквей, от домов благочестивых. По мере приближения к революционным временам, он видел, как скудеют эти источники благодати над нашей страной, что позволяет жестким лучам проникать на землю и делать ее бесплодной, от чего многие терпят бедствие. От каждого из нас требуется, чтобы благодатный духовный фимиам исходил из нашего сердца, из нашего дома, чтобы Господь покрывал, как некогда ранее, и нашу страну. Чтобы уберег и детей наших от соблазнов и искушений. Если ты оставишь внимательную молитву, то не станет той капельки, которая могла бы изменить весь мир. Молитва где-то потерялась, где-то забылась, где-то стала для человека неважной, но для общей молитвы она значима, потому что из капелек собирается океан. И из нашей церковной семьи тоже собирается некая благодатная река. Каждый приносит капельку, чтобы мы, как единое целое, могли молиться и покрывать не только самих себя, но испрашивать милости Божией о грядущем, которое неведомо для каждого из нас.

    Мы видим, как мир ускоряется к тому, что противно воле Божией. Многое приходит на наших глазах в этот мир. Все происходит быстро, но от молитв каждого из нас зависит, потерпит ли еще Господь, удержит ли Он мир над пропастью, или мир очень быстро придет к своему концу.

    Говорят, что молитвами родителей созидаются домы детей. Точно так же можно сказать, что молитвами нашими созидается большой дом – дом нашего Отечества, в котором наши дети, внуки и правнуки. И многое зависит от того начала, которое мы положим своей пусть небольшой, простой, но сердечной и внимательной молитвой. Большего от каждого из нас не требуется – молитва должна быть теплой, сердечной и внимательной. А все остальное будет совершать Господь. Он будет давать ту меру, которая необходима и благопотребна каждому из нас.

    Мне хотелось бы пожелать, прежде всего самому себе, и каждому из нас, чтобы мы в эти дни Великого поста, оторвавшись от суеты и земных забот, подобно блудному сыну, сделали шаг навстречу Богу в Отечество наше Небесное – через постоянное и утвержденное пребывание в Священном Писании, в молитве и понимании того, что наши ближние посланы нам Господом, и относиться к ним надо с милостью, состраданием и любовью.

    Господь да хранит вас всех в эти дни Великого поста от всякой неприязни, от всяких действ дьявольских, дабы нам совершать дни Великого поста так, чтобы сердце уготовилось и возрадовалось грядущему удивительному и таинственному событию – Воскресению Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

    Еще раз хочется сказать, что пост – это особое время, это милость Божия, которую нам дает Господь. И мы должны сполна воспользоваться этим временем: погрузиться в свое сердце, в свою душу, а не в стихии мира сего. Не так много времени, которое мы можем отдать, уделить Богу: всего-то на всего – сорок дней Великого поста. Но они бесценны, сокровенны – как некий бисер драгоценный нашей земной жизни. Здесь мы что-то приоткрываем и многое о себе узнаем.

    Сейчас мы будем творить молитву перед началом Святой Четыредесятницы, дабы Господь даровал силы и Свое благословение проходить эти дни без препятия, преодолевать все немощные дерзости, с которыми нам приходится сталкиваться. А иначе как может человек становиться сильнее, если он не преодолевает никаких трудностей? Трудности закаляют, делают нас терпеливыми, а терпеливый человек делается искусным и достигает многого в духовной жизни.

    все праздники

Расписание богослужений

22 Мая среда
08:30 Исповедь, Часы, Литургия.
23 Мая четверг
17:00 Всенощное бдение.
[Далее]