• Творчество прихожан
  • Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю о блудном сыне. 28.02.2021

    28/02/2021
    Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю о блудном сыне. 28.02.2021

    Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

    Сегодняшняя Неделя, Евангельское чтение которой мы слышали только что, именуется «Неделей о блуднем сыне». Эту притчу сказал Господь тем, кто был близ Него и желал слышать назидание от Него. Точно так же и к нам сегодня обращается Господь этой притчей, желая в преддверии Великого поста, к которому мы с вами готовимся, указать на какие-то очень важные для нас стороны духовной жизни, чтобы и наш труд, и подвиг великопостный был плодотворным и принес ту радость, которая должна быть у человека на сердце, когда он обретает благословение Божие. Обретает состояние, о котором сегодня мы слышали в Евангельском чтении – состояние, достойное радости и праздника, когда мертв был и ожил, и вновь обрелся в доме Отца своего. Радость сия, как в притче указывает Господь, велика. И Отец Небесный желает и ждет сугубо каждого из нас, к кому Он обращается сегодня этой притчей о блудной сыне.

    Блудный сын ушел на сторону далече, взяв часть имения, которое отделил ему отец. Ушел и, прожив, как повествует нам Евангелие, блудно с любодейцами, остался без того достатка имения, полученного от отца своего, стал гладствовать, бедствовать, и даже не позволяли ему насытиться от той пищи, которую ели свиньи.

    Как мы слышали, он, пришед в себя, вспомнил о доме своем. Вспомнил о том достоинстве, в которое он был там облечен, вспомнил о тех людях, которые живут в доме отца его. И принял решение: возвратиться в дом отца своего, но не как сын, а с просьбой к отцу своему принять его как одного из наемников своих. Вспомнил о радости, мире, покое, достатке, которые испытывал в доме отца своего. Он исполняет то, что он решил – оставляет эту страну, в которой он обретался, и устремляется к дому отца своего. Отец, видя его еще издалека, сам устремляется к нему навстречу, ибо, как говорит Евангелие: «и ми́лъ ему́ бы́сть». И устраивает праздник по случаю возвращения своего юнейшего сына – того, кто нанес, как нам по-человечески представляется, обиду отцу своему, ибо растратил с любодейцами его достаток, его труды. Но не поминает ему этого отец его, ибо превозмогает его любовь все. И мил был этот юнейший сын отцу своему.

    Таково было, как показывает нам Евангелие и слышим мы в песнопениях, покаяние этого юнейшего блудного сына ко отцу своему. Мы слышали в Евангелие о том, с чего начинается это покаяние: с того, что он пришел в себя. То есть всякий человек, который творит грех, предается страстям – он как бы пребывает вне самого себя, не понимает, что он творит и что происходит с ним. Он становится несвободным, становится орудием той силы, которая подчиняет его и влечет к тому бедствию, когда нельзя сказать, жив ли человек или уже мертв. Такой человек бывает уже духовно мертв, но внешне еще живет, и сам бедствует, и доставляет страдания и бедствия окружающим его людям. Сын вспомнил радость, которая была у него некогда на сердце, принял решение возвращаться в дом отца своего – и исполняет это: встает, отрывается от своих страстей и идет в дом отца своего.

    Сегодняшнее Евангельское чтение напоминает нам о том, каким образом должно совершаться и наше покаяние: мы должны прийти в себя, вспомнить о самих себе – вспомнить о том небесном достоинстве, в которое облечен каждый из нас, увидеть тот грех, порок, который сопровождает нас, запинает, делает нас несвободными. Но увидеть себя грешником – это еще не совершенное покаяние. Мысль о том, что я – грешник, что делаю что-то не так – это только начало. Если человек останавливается на этой мысли, то она доводит человека до печали, уныния. Но это не покаяние. Это только начало, которое полагается в сердце человеческом.

    Если человек надолго останавливается и занимается только мыслью о том, что он – грешник, то он обессилит в своем бесконечном блуждании в мыслях о самом себе, о таком блудном и грешном. Но Евангелие говорит о том, что есть выход из этого состояния. «Иду ко отцу моему», - сын исполняет то, что он решил. Он устремляется к дому отца своего. Если есть понимание о состоянии своего падшего духа, если мы понимаем, что согрешаем пред Господом, то мы должны сделать шаг навстречу Отцу Небесному. И каким же должен быть этот наш первый шаг? Где более всего нам открывается воля Отца Небесного? Где мы можем познать те истины, которые так важны в нашей духовной жизни?

    Первый шаг, который мы должны сделать, оторвавшись от своих мыслей, это шаг навстречу Священному Писанию. Мы должны своим сердечным устремлением понять, что в Священном Писании – слово Божие, Дух Божий, и нет большего для нас, чем эти прямые слова, которые говорит нам Господь через Священное Писание. Особым образом – через Евангелие. Поэтому первый шаг, который должен делаться – это устремленность к Священному Писанию. Оно должно сопровождать нашу жизнь. Через Священное Писание мы должны видеть и самих себя, и окружающий мир. И тогда не будет тех нелепых ошибок, которые мы совершаем в жизни.

    Есть еще один шаг, который мы должны сделать навстречу Богу. Особым образом наша духовная жизнь строится вокруг молитвы, и молитва сопровождает нас во все дни нашей жизни. Молитвенное устроение – это то, что нельзя утерять в своей жизни. Это сокровище, которое мы приобретаем в жизни. Молитва требует от человека тишины. Не может молитва совершаться, когда человек находится в каком-то суетливом, беспокойном состоянии. И ради этой тишины человеку стоит потрудиться. Может быть, выделить те небольшие возможности по времени, которые у него есть, чтобы остановиться от суеты, которая захватывает человека и не дает ему возможности побыть в тишине с Богом. Как мы можем услышать волю Божию или что-то о наших ближних, если сами не даем Богу сказать слово – все время в суете сами все говорим, все знаем и слышать от Господа ничего не хотим? Бесконечная буря в сердце, бесконечное негодование. Разного рода страсти поднимают муть сердечную. И сквозь это мутное настроение как может пробиться солнечный луч? Он не попадает в сердце наше, и мы не слышим того, что хочет нам сказать Господь.

    Еще есть для нас возможность сделать шаг навстречу Богу – через тех людей, которые нас окружают. Как мы их видим? Как мы к ним относимся? Что более всего нас в них привлекает? Наши ли какие-то желания и представления? Или мы стремимся в другом человеке увидеть образ Христа, образ и подобие Божие?

    Порой сам Господь приходит к нам через других людей. И, прежде чем осудить другого человека, вынести свой приговор, найди оправдание для человека, найди добрые слова, сделай наперекор. Хочешь сказать или сказал недоброе – исправь, сделай свой шаг, найди теплое, мирное слово, которое умирит и тебя, и другого человека.

    Сын был «юнейший» - не по возрасту, а по уму своему, так как не понимал, что делает, но оказался он мудрым, способным сделать этот шаг. Посему желается мне, прежде всего, самому себе, и каждому из нас, чтобы мы помнили о том, что наша духовная жизнь состоит не только из переживаний, мечтаний и представлений, но состоит из тех поступков, которые мы совершаем, прежде всего, по отношению к Богу. И в преддверии Великого поста желаю и каждому из вас, и, прежде всего, самому себе, достичь вот этой радости покаяния и радости встречи, когда Господь принимает нас в Свой Отчий дом. Ни что не может сравниться с тем, что дает Господь! Нет большей радости, как когда посещает человека Господь.

    Многое хотелось бы сказать о силе молитве, о ее удивительном действии. Есть люди, жившие молитвой еще недавно – в 60-х годах прошлого века. Варвара Васильевна Архангельская – Варвара Скворчихинская – удивительная подвижница, жившая в начале XX века в Башкирии недалеко от Уфы. Родилась она в 1890 году в семье священника и рано осиротела. Выучилась на учительницу и преподавала в одном селе. Это места глухие, не так быстро туда пришла власть советская. Но когда пришло указание в школу, чтобы учили, что Бога нет, она ушла из школы. И через некоторое время (около 1930 года) начался ее подвиг юродства. Девушкой ушла она в полный затвор и прожила в нем около 36 лет.

    Жила она в сарае, в котором не было окон, не было отопления. Хотя поначалу там была маленькая печечка, на которой она готовила. Ей приносили еду и дрова. Зимы там суровые. Она жила, не имея теплой одежды, заносимая снегом. Позже приняла еще больший подвиг: после того, как сгорел этот сарайчик, она ушла жить в другой, еще худший, сплетенный из веток ивы. Она перестала брать приносимые ей дрова, огня у нее не было. Есть свидетельства тех людей, которые видели ее в удивительном свете, наполнявшим ее сарайчик. Она ни в чем не нуждалась – даже в том естественном тепле, которое так потребно для нас. Один из последних людей, приходивший к ней и хотевший передать ей какую-то пищу, увидел, что вокруг сарайчика лежит чистый, нетронутый снег и нет никаких следов, но услышал разговор двух голосов  – голоса Варвары Васильевны и удивительного, «сладкого» - по его словам, голоса. Хотя голоса были громкие, но понять их он не мог. В страхе он бежал от этой кельи.

    Много удивительного происходило с этой подвижницей, которая почила в 1966 году, прожив большую жизнь, не нуждаясь в естественном тепле и пище, о которых мы так много заботимся. Это всё – свидетельство силы молитвы, которая делает человека исполненным радости, тепла, света, когда человек становится уже вне этого мира. Мы понимаем, что такая жизнь – это величайший подвиг, на который человек не может выйти без благословения Господня, когда Он призывает человека на этот подвиг. Но в той крупиночке радости и сладости молитвы, которая дается и нам, мы тоже можем ощутить это удивительное, таинственное действие Духа Святого.

    Посему и желается в предстоящие дни Великого поста и самому себе, и каждому из нас использовать это время для молитвы. Чтобы она стала для нас не чем-то формальным, не обязательством, которое мы выполняем по необходимости – побыстрее исполнить и заняться чем-то другим. Молитва – это очень сладко, очень тепло, очень тихо и мирно. И к этому должно устремляться наше сердце. И милость Божия не оставит и каждого нас – того, кто пожелает сделать свой шаг навстречу Богу, подобно блудному сыну, в дни Великого поста.

    Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

    все праздники

Расписание богослужений

15 Февраля суббота
08:30 Исповедь, Часы, Литургия.
17:00 Всенощное бдение.
16 Февраля воскресенье
08:30 Исповедь, Часы, Литургия.
[Далее]