• Творчество прихожан
  • Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 36-ю по Пятидесятнице. 14.02.2021

    14/02/2021
    Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 36-ю по Пятидесятнице. 14.02.2021

    Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

    Сегодня мы с вами, братия и сестры, слышали о Закхее, который был начальник мытарям – то есть человек достаточно богатый. Ему хотелось, видимо, чтобы это богатство земное приносило ему честь и славу среди людей, ибо мытари были презираемы у людей, так как они собирали подати и не забывали брать более положенного - в пользу свою. Притесняли людей и от них были презираемы. Сребролюбие было живо среди людей, занимавшихся деньгами – сбором податей как в пользу императора, так и в свою пользу.

    Закхей слышал о чудесах, которые совершал Господь. На прошлой неделе мы слышали, как Господь исцелил слепого Вартимея – удивительное чудо, о котором свидетельствовал и сам Вартимей, и многие люди, которые были сему свидетелями. Слух об этом чуде, видимо, достиг и Закхея. И желал он видеть этого Человека, который совершает удивительные чудеса и возвращает людям то, что более всего желает сердце их, то, чего испрашивают они в своих молитвах ко Господу. Закхей услышал, что Господь пришел в Иерихон, и, не взирая на свое положение, на свой возраст, на то, как он будет выглядеть в глазах окружавших Господа людей, и, поскольку был невелик ростом, залезает на смоковницу, чтобы увидеть Христа.

    Сегодня хотелось бы напомнить всем нам о том, что каждый из нас почтен Господом как владыка, царь этого мира. Каждый из нас носит образ и подобие Божие в самом себе. Человек велик! Сам Господь говорит, что душа человека столь ценна, что все сокровища и богатства мира – ничто по сравнению с ней. Вот это величие, которым почтен каждый из нас от Господа, умаляется теми поступками, которые мы совершаем. Чем более мы отступаем от Господа, тем более мы начинаем умаляться.

    Мы видим, как люди, желающие власти над людьми, употребляют разные усилия для того, чтобы иметь богатство и иметь через него власть над другими людьми. Им кажется, что они становятся великими, могущественными, знатными. Но видим мы и обратную сторону этой жизни: где все эти могущественные и знатные в истории человеческой? Кто помнит о них? Ничто не остается в памяти об этих людях.

    Мы знаем, с другой стороны, о тех, кто оставляет этот мир для того, чтобы возвращать себе ту славу Божию, которой почтен человек, чтобы вновь открывать в себе образ и подобие Божие, возрастать в благодати Божией. Память об этих людях сохраняется в веках. Более того: человек стремится найти такого руководителя и помощника, в котором бы чувствовалось присутствие благодати Божией.

    Всякий грех умаляет человека. И вернуться в свое Небесное достоинство человек может только через покаяние. Вновь стать великим, исполненным чистоты сердечной, которая дана нам от Бога. Скорбит сердце человеческое, когда утрачивает радость своего целомудрия, своей полноты жизни. Не может мир ничем заменить этой радости, которую дает Бог человеку. Все, что может дать мир, разрушительно и превращает человека в ничто – в труп превращается человек, который живет без благодати. Рано или поздно оставляет человек землю – и не остается памяти о нем.

    Господь ждет и надеется на то, что возможность, данная каждому из нас, раскрыть в самих себе величие Божественного достоинства будет нами реализована. Он ждет, что человек сделает свой первый шаг навстречу Богу. Сегодня в Евангельском чтении мы слышали, как Господь обращается к Закхею: «Закхе́е, потща́вся слѣ́зи: дне́сь бо въ дому́ твое́мъ подоба́етъ Ми́ бы́ти». Смоковница – дерево многолиственное, и узреть там человека не просто. Не Закхей первым увидел Господа. Господь первым увидел его, увидел его устремление сердечное к покаянию. Так и по отношению к каждому из нас: Господь видит нас первым. Видит сердечные устремления, желает, чтобы мы обратились к Нему и принесли Ему то глубинное покаяние, о котором нам свидетельствует сегодня Евангельское чтение. Мы слышим, что Закхей кается перед Господом. В глубине своего сердца, в тишине его он принес величайшее покаяние Господу. В этой тишине Господь принял его покаяние. Ибо мы слышим слова Закхея: «се́ по́лъ имѣ́нiя моего́, Го́споди, да́мъ ни́щымъ: и а́ще кого́ чи́мъ оби́дѣхъ, возвращу́ четвери́цею». В радости, которая была у него на сердце, он услышал Господа, увидел Его сердцем своим, почувствовал, что это не просто какой-то гость, пришедший в его дом, а пришел Сам Господь. И столь велика была эта радость, что Закхей даже не понимает, что он говорит - такая радость бывает на сердце человека, когда он встречается с Господом.

    Для того чтобы встретиться с Господом, надо немножечко приподняться. Надо как бы влезть на свое древо, чтобы увидеть Господа. Надо приподняться над суетой, которой мир пытается нас связать и подчинить, заставить жить по своим интересам. Приподняться над своими устремлениями и желаниями, над своими немощами и переживаниями. И путь нашего возрастания, прежде всего, это молитвенное делание – молитвенное правило, которое мы совершаем утром и вечером. Но это малое делание, совершаемое каждый день, немножечко приподнимает нас над суетой, привносит в нашу жизнь какое-то иное измерение, которое позволяет как-то иначе посмотреть на все то, что нас окружает.

    Без этой малой молитвы, совершаемой человеком келейно в своем доме, человеку трудно оторваться от земных привязанностей. Еще более человек приподнимается и возрастает на богослужении через возможность участвовать в таинствах церковных. Если теряется домашняя молитва, то утрачивается и полнота церковной жизни, охладевает сердце человеческое. Здесь же все устремляется навстречу Богу. Богослужение – это та школа, которая возводит нас от земли к Небу. И необходимо для каждого из нас не только быть за богослужением, быть активным участником церковной жизни, но необходимо и знание того, что же на самом деле происходит в Церкви за Божественной Литургией, чтобы мы понимали глубину событий духовных, которые раскрываются перед нами.

    Мы живем иногда так, как желает этого мир, не всегда мы бываем едины в нашей церковной жизни, не всегда бываем едины в каких-то наших трудах и заботах, но мы не должны забывать, что главным единством нашей жизни является молитва. Сила молитва мы порой не чувствуем, потому что сами не так много времени пребываем в храме: пусть телесно пребываем здесь, но своими рассуждениями отвлекаемся, отступаем от Бога. А Он всегда рядом с каждым из нас. И с трудом удается нам вернуть внимательность молитвенную за богослужением в свое сердце. Рассеянность молитвенная лишает нас возможности ощутить силу молитвы. Мы слышим в Евангелии о том, как Господь говорит, что если человек имеет веру, то может совершать невозможное, невероятное. Читаем об этом в житиях святых – об удивительных событиях, которые совершались в жизни других людей. Очень любим читать такие книги, как «Несвятые святые», где встречаемся с такими духовными событиями, которые возгревают наше сердечко, указывая нам силу молитвенной жизни. Но это порой остается для нас какими-то внешними знаниями, а опыт в своей жизни у нас другой. Нет доверия к Богу в том, что Он все устроит, управит, а доверяем себе и надеемся «на князи, на сыны человеческия».

    В начале 20 века в Сербии возникает удивительное движение – богомольчество. Люди собирались в братства, и объединяла их любовь к молитве. Святитель Николай Сербский писал много духовных стихов, которые они пели. Они жили молитвой. И описывается много удивительных случаев, когда эти люди свидетельствуют о явлении силы Божией по их молитвам. Они приходили вместе к больным, пели, и эта общая молитва совершала чудеса: больные не только получали здравие телесное, но, глядя на горящих любовию к Богу людей, меняли свою жизнь и говорили, что только сейчас поняли, что такое на самом деле жизнь. Потому что жизнь – это только со Христом. Без Христа – это не жизнь, это безблагодатное состояние души и сердца, которое и самого человека тяготит, и для других людей является раздражителем. Не может и сам успокоиться, и другим не дает. Человек, в сердце которого живет молитва, который не желает преклоняться перед этим миром, перед его заботами и суетой, он приобретает в сердце своем мир и желает принести благо другим. Как Закхей: почувствовал присутствие Бога, и тут же сердце его откликается, не знает, чем послужить, как ответить другим людям. Человек стремится разделить радость встречи Бога с другими людьми. Радость, которую дает Господь, невозможно удержать. Невозможно удержать счастье быть со Христом. Для христиан всегда было свойственно радоваться и делиться полнотой жизни с другими людьми.

    Благословение Божие, изливающееся на человека – это сила, которая превозмогает все, что окружает нас в земном мире. Посему, сегодня, когда мы вспоминаем Закхея-мытаря, залезшего на ягодичину, желается, чтобы мы за сегодняшней Литургией потрудились сохранять свое устроение. Не можешь, не чувствуешь, убегает куда-то ум – собери его молитвой Иисусовой. Сиди или стой, но тихонечко читай в сердце своем эту молитву. Успокой самого себя, бурление помыслов, мятеж мыслей, которые приносит этот мир. Читай молитву Иисусову. И общая молитва будет совершаться, и единство молитвенной жизни действительно будет совершать невозможное, как в жизни каждого из нас, так и в жизни всех нас.

    Молитва сейчас нам всем нужна. Мы с вами начинаем перемещение из нашего храма. И конечно для нас тоже требуется молитвенное устроение, чтобы преодолеть эту горечь расставания с нашим намоленным храмом. Но по милости Божией все управится, все устроится – как надо. Только бы мы не опускались, не умаляли и не уничижали своего достоинства, которым нас почтил Господь. Мы должны стать по благодати богатыми. И это невозможным кажется для человека. Но многие достигали этого удивительного достояния обожения, видели этот свет неизреченный, нетварный свет. Это путь, открытый и для каждого из нас. Вопрос только в одном: готовы ли потрудиться, отказаться от своих земных привязанностей ради того, чтобы быть со Христом? Ради того, чтобы жизнь наполнялась молитвенными воздыханиями, а не какими-то житейскими переживаниями и устремлениями.

    Мне хотелось бы сказать, что для нас величайшая радость – быть за Божественной Литургией. Величайшее счастье, что у нас есть храм, в который мы можем прийти и помолиться. Недавнее время показало, как это хрупко и во мгновение может измениться. Как говорится в пословице: что имеем – не храним, потеряем – плачем.

    То время, которое дает нам Господь, эта милость, которую над нами являет Господь, дает возможность нам немножечко измениться. Немножечко подняться над самими собой. Стать выше, стать богаче, стать светлее, чтобы этот свет не только нас касался, но и других людей, чтобы мир возвращался и в наше сердце, и в сердца других людей. Это – лучшее, что мы можем совершить в нашей жизни. Слова могут обманывать, а вот сердечное устроение и любовь, которая живет в сердце, она не лукава.

    Желается, чтобы лукавство мира не захватывало нас, не уничижало, не умаляло нашего величайшего достоинства.

    Будем жить, молиться, храм любить – и тогда невозможное для нас станет возможным, потому что это увидит Господь и обязательно придет и в наш дом, и в наше сердце и наполнит его той неизреченной радостью, которую испытал, как мы сегодня слышали в Евангельском чтении, мытарь Закхей.

    Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

    все праздники

Расписание богослужений

28 МАРТ ЧЕТВЕРГ
17:00 Великое Повечерие, Утреня, 1-й час.
29 МАРТ ПЯТНИЦА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия Преждеосвященных Даров.
18:00 Великое Повечерие, Утреня, 1-й час.
[Далее]