• Творчество прихожан
  • Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Протоиерей Игорь Осипенко. Проповедь в Неделю 33-ю по Пятидесятнице, по Богоявлении. 24.01.2021

    24/01/2021
    Протоиерей Игорь Осипенко. Проповедь в Неделю 33-ю по Пятидесятнице, по Богоявлении. 24.01.2021

    Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

    Сегодня мы слышали два Евангелия. Первое было воскресное – о Богоявлении, и второе было посвящено преподобному Феодосию. Оно читается на всех преподобных. Эти два Евангелия как бы составляют единое целое. В первом Евангелии говорится о том, как Спаситель выходит на проповедь и говорит, что Царство Небесное приблизилось и желательно бы нам с вами покаяться. А второе Евангелие поясняет, что значит «покаяние», что надо делать для того, чтобы к нам Царство Небесное приблизилось. Господь говорит о кротости и о смирении.

    В современном мире, когда мы говорим о кротости и смирении, сразу представляется такой маленький человечек, которого все шпыняют, а он в угол забился и молча сидит. На самом деле, и кротость, и смирение – это активные состояния. Понятие кротости – однокоренное со словом «короткий», то есть кротость – это состояние, когда человек идет напрямую. Как бы сейчас сказали в народе: «как танк прет». Вот это – кроткий человек, который знает, куда он идет, зачем он идет и у которого есть внутренняя сила для того, чтобы идти прямо. А смиренный человек – это тот человек, у которого в сердце есть мир. Мир, тишина, спокойствие… Откуда мир берется? От того, что человек знает, что он на правильном пути. И это состояние внутренней уверенности в правильном своем пути, оно его поддерживает в том, что не пускает в сердце каких-то сомнений, соблазнов, какие-то внешние смущающие вещи, о которые мы с вами обычно спотыкаемся. У смиренного человека этого нет. Он точно знает, куда он идет, знает, зачем он туда идет.

    И вот это состояние кротости и смирения, о котором говорит Господь, оно всегда для православного человека сопряжено с тем, что мы берем на себя иго Христово. Иго Христово – это тоже определение, которое непонятно современному миру. Мы привыкли слово «иго» в историческом контексте воспринимать как татаро-монголов – как какую-то внешнюю обузу, которую народ тащит на своих плечах, сам из сил выбивается. Вот иго Христово в обратную сторону действует. Когда человек берет на свои плечи иго Христово, оно его не вниз придавливает, а вверх вытягивает. Вытягивает так, что человек, даже если и хочет, все равно перестает думать о земном – у него уже совсем другие интересы появляются. С этими новыми интересами, которые на него накладывает иго Христово, он уже действительно «прет как танк», сметая все на своем пути. Не в том смысле, что все ломает, крушит, а просто та цель, которую он себе поставил, она для него настолько ясна и настолько привлекательна, что у него уже нет сил себя остановить.

    Мы с вами живем в очень интересное время, очень хорошее время, с точки зрения этих двух Евангельских чтений. В первом чтении еще уточнение такое есть: Господь, узнав, что Иоанна Крестителя посадили в тюрьму, ушел из центральной области на периферию страны, скрылся от взгляда народа – пришел к «народу, сидящему во тьме». Мы с вами тоже похожи на «народ, сидящий во тьме», к которому пришел Господь со Своей проповедью. Господь нас призывает к покаянию. А покаяние – это, прежде всего, изменение. Изменение себя внутреннего и изменение себя внешнего. Мы с вами привыкли в светском обществе к имиджу. Человек, достигая какого-то состояния, какого-то благополучия, надевает на себя маску. И вот с этой маской идет всю оставшуюся жизнь и боится ее снять, потому что люди привыкли к «такому мне», и я сам к такому привык, так зачем мне меняться? А покаяние говорит как раз об обратном: что нет смысла жить, если ты не каешься, если ты не меняешься.

    И вот сейчас Господь нам дает возможность этого изменения: хотим мы этого или не хотим – мы с вами вынуждены меняться, внешне, по крайней мере. И только от нас зависит: мы это изменение внешнее используем для того, чтобы покаяться, то есть для того, чтобы с внешним этим изменением и внутренне себя изменить, или не используем и будем цепляться за свою маску, за свой имидж социальный.

    А удержаться-то все равно не получится – уж больно сильно меняется внешний мир сейчас. И это только начало. Вы же понимаете, что те процессы, которые сейчас запущены, они имеют далеко идущие цели, и никто обратно возвращаться не собирается. Я имею в виду – из тех, кто всем этим рулит. И поэтому у нас с вами выхода, на самом деле, нет – нам придется менять свою жизнь в любом случае и не один раз. А вот насколько мы это изменение внешнего стиля жизни сможем сочетать с внутренним покаянием – это зависит только от нас. Но Господь нас подталкивает. Господь нам мягко намекает. Господь нам дает возможность задуматься о том, куда эти внешние изменения направлять: в сторону ли обиды, досады, злости внутренней – «все идет не так, как я хочу», или, наоборот, принять это как дар Божий, как подарок от Бога, который нам в помощь, который нам наше внутреннее прозрение дарует.

    Дай Бог, чтобы мы с вами нашли свое место и в этом мире, и в будущем мире, чтобы мы понимали, что даже маленькие детали нашей бытовой жизни посланы нам от Бога. Что бы с нами ни происходило, какие бы ситуации, случаи, случайности, как мы считаем, с нами ни происходили – все это нам от Бога. Ведь Господь сказал, что ни один волос с вашей головы не падает без воли Отца Небесного.  Все, что с нами происходит – происходит по воле Отца Небесного. Оно происходит по Промыслу Божию. Господь всем «хо́щетъ спасти́ся и въ ра́зумъ и́стины прiити́». Это именно то, что приведет нас в понимание истины – «въ ра́зумъ и́стины». Это то, что дает нам шанс спасения.

    Так дай Бог каждому из нас не упустить этот шанс!

    Да хранит всех Господь!

    все праздники

Расписание богослужений

22 Мая среда
08:30 Исповедь, Часы, Литургия.
23 Мая четверг
17:00 Всенощное бдение.
[Далее]